2 августа 2015, 15:10

Виктория Ченцова: наш человек на Марианских островах

Владимир Иванов
Обозреватель

ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ВОДНЫМ ВИДАМ СПОРТА. ПЛАВАНИЕ

На чемпионате мира в Казани выступила пловчиха из экзотической страны с русскими корнями

Владимир ИВАНОВ из Казани

Наверное, на утренней сессии первого дня чемпионата мира по плаванию именно она была самым счастливым человеком, проходившим через микст-зону. 17-летняя Виктория Ченцова почти на три секунды перебила свой национальный рекорд на 400 м вольным стилем. Правда, рекорд этот вошел в истории не России, а Северных Марианских островов. Плюс ко всему девушка, умудрилась финишировать не последней. В упорной борьбе была обыграна принципиальная соперница с Антильских островов. Имя и фамилия спортсменки навлекли корреспондента "СЭ" на мысль, что у Виктории Ченцовой есть русские корни. Так оно и оказалось.

– Да, мои родители из России, – улыбнулась спортсменка. – Отец занимается туризмом, и в какой-то момент решил переехать. Сначала хотел в Новую Зеландию, а потом решил на Северные Марианские острова. Не знаю почему. Может быть, потому что здесь безвизовый режим и в плане работы ему так проще. Я родилась уже на островах. Мама со мной говорит только по-английски, а отец исключительно по-русски. Так и выучила оба языка.

– Что представляют собой Марианские острова?

– Ой, это 14 совсем небольших островков. При этом на большинстве вообще никто не обитает. Мы живем в Сайпане. Это главный город. Население там примерно 40 тысяч человек. Есть еще Тиниан – там около 5 тысяч и Рота, в которой где-то 1000 жителей. На остальных островах бывают только ученые. Изучают природу, постоянно что-то ищут. А вообще у нас красиво. И тепло. Всегда. В Казани я пока мерзну. Средняя температура у нас – 28-32 градуса.

– Неужели и бассейны у вас есть?

– Ага. Один. А вот больших торговых центров еще нет. Только магазинчики. Зато у нас много фруктов. Хотя риса еще больше. На островах очень много азиатов, поэтому без него никуда. Но я больше всего люблю блинчики. Правда, кроме мамы их никто не делает. Но мы уже почти всех на них подсадили.

– Чем занимается большая часть населения?

– Потомки аборигенов чаморро, тех самым, что украли лодку у Магеллана, почти все так или иначе связаны с туризмом. Кстати, к нам часто приезжают путешественники из России. А в целом, как и везде: работают в больницах, магазинах, школах. Мы считаемся американской территорией, поэтому школьная программа на островах точно такая же, как в Штатах. Но больше всего у нас любят отдыхать.

– И вы?

– Конечно. Я еще занимаюсь каратэ. Ну и, как все, дайвингом.

– Вблизи океана грех не кататься на серфинге.

– Серфингистов мало. Те, кто есть, сразу едут на Гавайи. Там в плане волн лучше. У нас самые популярные виды спорта – бейсбол и футбол. Правда, за рубеж никто не ездит. По-моему, только легкоатлеты как-то были в Китае да на Гоа.

– А как вам удалось отобраться на чемпионат мира?

– За счет FINA. Международные федерации помогают бедным странам. А мы только рады. Это же так круто, съездить на такой турнир. Вот только на Олимпийских играх мы таким же образом поучаствовать не можем. Нужно проходить отбор на чемпионате США, а это, сами понимаете, нереально.

– Это ваш первый старт такого уровня?

– Нет-нет. Я участвовала в чемпионате мира в Шанхае. Тогда мне было 13. А в Казань нас вообще приехало четверо.

– Вы самая известная?

– Я рекордсменка Северных Марианских островов на 50, 100, 200, 400 и 800 м кролем , 50 и 200 м на спине и на 200 м комплексом. Может, где-то еще… Месяц назад в Папуа Новой-Гвинее все их перебила. Даже некоторые мужские рекорды записаны на меня. Вообще я очень люблю участвовать в чемпионатах мира. А то у нас ведь соревнуется совсем немного спортсменов.

– Сколько?

– В национальном чемпионате мы участвовали вчетвером. Конечно же, безо всяких болельщиков. Да что там, у нас даже тайминга не было!

– Но вы ведь все равно звезда на островах?

– Можно сказать. У нас же вообще почти все друг с другом знакомы. А если кто-то выезжает за границу, да еще и на соревнования, то это целое дело. И в газетах пишут, и по радио говорят.

– В России вы впервые?

– Была однажды во Владивостоке, но мне тогда было семь месяцев, и я ничего не помню.

– Чем больше всего поразила наша страна сейчас?

– Оказывается, есть место, где очень много людей похожи на меня. У нас же в основном азиаты. А тут в первый же день смотрю по сторонам: "Вау"! Оказывается, я не одна такая.

– Из российских пловцов кого-то знаете?

– Веронику Попову и, конечно, Александра Попова. А в Барселоне Светлана Княгинина подарила мне прикольную кепку. Я отблагодарила ее значком. Вот, наверное, и все. На островах русских спортсменов вообще не знают. Даже Шарапову. Да и не только ваших. Если провести опрос, то жители назовут разве что Майкла Фелпса, потому что его часто показывают по телевизору. О Лохте никто и не слышал.

– Как вам живется в олимпийской деревне?

– Просто замечательно. Мне нравится. Например, в столовую приходят настоящие звезды, а мы сидим прямо рядом с ними! Правда, в Шанхае и Барселоне я уже успела почти со всеми сфотографироваться. С кем бы еще очень хотелось, так это с Поповым. И еще с Кэти Ледеки. Нельзя упускать возможность. А то, скорее всего, этот чемпионат мира для меня последний.

– Почему?

– Осенью поступаю в университет. Буду учиться в Массачусетсе. Придется мерзнуть. Я вообще хотела в Лондон, но для того, чтобы туда ехать, нужно точно знать, кем ты хочешь быть. А я пока не знаю. В США же можно просто учиться, а со временем выбрать профиль. Там, конечно, буду плавать, но отбираться уже никуда не получится.

– Объездив полмира, можете сказать, что в Северных Марианских островах лучше всего?

– У нас очень классно. Все люди приветливые и счастливые. Они кайфуют просто от того, что им дана жизнь. Это здорово. А для меня самые лучшие дни, когда у нас на столе есть икра. Туристы из России иногда привозят ее отцу. В остальное время мне очень ее не хватает.

3