25 июля 2015, 18:45

Скрытые резервы. Ромашина принесла России первое золото ЧМ

ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ВОДНЫМ ВИДАМ СПОРТА

В субботу Светлана Ромашина добавила к своим титулам 16-е золото чемпионата мира, победив в сольной технической программе

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Казани

На протяжении всего времени, что на "Казань Арене" шли утренние предварительные состязания синхронисток, я пыталась понять: из чего именно складывается то колоссальное преимущество, с которым из года в год российские чемпионки завершают любой турнир? Как объяснить это простому зрителю, не прибегая к употреблению узкоспециальных терминов типа экбите, барракуд, углов, винтов и вертикалей?

Наверное, это невозможно. Если я напишу, сколько часов тяжелейшей работы требуется для того, чтобы поднять высоту отдельно взятого элемента на пять сантиметров, мне просто не поверят. Потому что нормальный среднестатистический человек никогда не сможет так безжалостно истязать себя, заставляя организм работать до изнеможения, а наутро начинать эту работу снова.

Светлана Ромашина, с которой мы как-то разговорились на эту тему, честно призналась: она совершенно не уверена, что смогла бы заставить себя тренироваться так самоотверженно, если бы синхронное плавание не было дисциплиной олимпийской программы. Если бы не видела перед собой великую цель и не чувствовала в себе всепоглощающее желание этой цели добиться.

Рассказывая о творцах многочисленных успехов синхронисток, журналисты обычно ограничиваются двумя именами: главного тренера команды Татьяны Покровской и тренера, отвечающего за соло и дуэт Татьяны Данченко. На самом деле это не так. В синхронном плавании давно сложилась уникальная команда самых разных специалистов, которые, собственно, и обеспечивают непрерывное сияние верхушки айсберга – спортсменок, выступающих перед судьями. Между ними могут случаться (и, разумеется, случаются) любые стычки и конфликты, но это не меняет главного: отношения людей к работе и результату. Скажи любому члену этой команды, что серебряная медаль – это здорово, и тебе презрительно рассмеются в лицо.

День, когда Наталья Ищенко уже в звании сильнейшей солистки континента проиграла испанке Джемме Менгуаль чемпионат Европы-2008, стал для Данченко одним из самых черных в жизни. Головой тренер все понимала: что Джемма, в отличие от ее девочки, прожила в синхронном плавании очень долгую жизнь и завоевала гораздо более весомую репутацию, что она в какой-то степени пошла на откровенную спекуляцию, заявив накануне выступления, что завершает карьеру. Что судьи, скорее всего, отдадут ей золото в виде некоего прощального подарка, и наверное их можно понять...

Просто когда все получилось именно таким образом, Данченко забилась в свой гостиничный номер, закрывшись от всего мира на ключ, и прорыдала всю ночь. А наутро, уже успокоившись, решила, что сделает все возможное, чтобы больше никогда в жизни не проходить через подобное унижение – раз уж отдаешь этому виду спорта всю свою жизнь.

Подобные взгляды в современном российском спорте давно уже перестали быть "в тренде" – слишком уж тяжело даются победы. Гораздо проще развести руками в случае неудачи и произнести сакраментальное: "Спорт есть спорт".

Собственно, поэтому при всей камерности синхронного плавания и не бог весть какой его популярности к представительницам этого вида спорта невозможно не испытывать колоссальное уважение. Дело ведь не в массовости и не в уровне конкуренции. А в том, что люди из года в год выполняют свою работу на соревнованиях без единого процента брака. Представьте себе на минуточку футбольный матч со стопроцентной реализацией "стандартов"? А ведь это – всего лишь техническое действие, минимально зависимое от действий соперника к тому же!

Пожалуй, только в Казани стало очевидно, до какой степени повезло Дарине Валитовой и Александру Мальцеву, выступающим в категории смешанных дуэтов: несколько последних месяцев подготовки они провели на подмосковном "Озере Круглом" – бок о бок с лидерами и в окружении людей, которые не привыкли хвалить подопечных. Логика тренеров тут проста: если безукоризненность считается не подвигом, а нормой, она не требует дополнительных комплиментов со стороны. А значит, не стоит тратить время на произнесение ненужных слов. А вот ошибки, даже крошечные, должны немедленно вытаскиваться наружу и подвергаться жесточайшей критике.

В результате российский микст приехал в Казань выдрессированным до такой степени, что прогресс дебютантов не мог не впечатлить. Особенно сильно техническое превосходство россиян бросалось в глаза на фоне большинства других дуэтов. На эту тему мрачно и, разумеется, не для прессы пошутил даже один из представителей FINA, заметив, что давненько не видел соревнований, где участники соревнуются в том, кто из них окажется менее плох.

Исключением выглядели лишь американцы Билл Мэй/Кристина Джонс, которых до начала соревнований считали фаворитами, но они уступили россиянам предварительный старт по достаточно объективным причинам: когда партнеру 36 лет, ему достаточно тяжело соответствовать 20-летнему сопернику (особенно – российского "разлива") по сложности, скорости и темпу: не так велик функциональный резерв организма. К тому же россияне на своем первом выступлении явно сумели поймать кураж.

Наверное, это естественное состояние для людей, впервые в жизни приехавших на чемпионат мира. Выступление Ромашиной было совсем из иной категории. Гораздо более профессиональной. Мало кто задумывается, до какой степени спортсмены устают от профессии за годы тренировок, и каких моральных усилий иногда требует всего лишь необходимость лишний раз прыгнуть в воду.

Никогда не забуду, как Геннадий Турецкий, которому на Играх в Атланте контракт с австралийской сборной не особо позволял уделять много внимания своему российскому спортсмену Александру Попову, накануне заплыва на мужской стометровке долго искал нужные слова, чтобы настроить Попова на главный заплыв его жизни, а потом вдруг совершенно буднично произнес: "Стометровка – это как старая любовница, рядом с которой ты был несколько десятков лет, видел, как она стареет, становится все менее и менее привлекательной. Я прекрасно понимаю, до какой степени она тебе надоела. Но именно сейчас ты должен встать на тумбочку и не просто проплыть сто метров, но взять эту дистанцию со всей страстью, на которую способен. Понимаешь? Чего бы это тебе ни стоило..."

В синхронном плавании еще сложнее: ты никогда не заведешь зал и не получишь от него ответной энергии, если просто выполняешь некий набор технических действий, пусть даже безукоризненных. Сумасшедшая энергетика – вот, наверное, та самая составляющая, за которой Ромашиной можно было смело давать не пару баллов преимущества, а гораздо больше. Можно было только догадываться, сколько десятков, а то и сотен раз она повторяла свою "Красотку" на тренировках и до какой степени могли осточертеть ей музыка, сюжет и необходимость бесконечно повторять одни и те же движения, отрабатывая их до автоматизма. Но зал Светлана взорвала и покорила еще утром – в предварительном и на самом деле ни к чему не обязывающем прогоне программы. Недаром Татьяна Данченко, рассказывая об ученице, сказала как-то, что никогда не знает, чего ждать от нее в эмоциональном плане: настолько велик внутренний резерв спортсменки.

Нам же остается констатировать: счет золотым синхронным медалям открыт. И уже сейчас ясно, что их вполне может оказаться не семь (как предусматривает программа-минимум), а все девять.

КАЗАНЬ. Чемпионат мира по водным видам спорта. Синхронное плавание. Женщины. Соло. Техническая программа. 1. РОМАШИНА – 95,2680. 2. Карбонель (Испания) – 93,1284. 3. Сунь Вэньян (Китай) – 91,5479. 4. Волошина (Украина) – 90,8912. 5. Инуи (Япония) – 90,7603. 6. Симоно (Канада) – 89,0237.

1