Сочи-2014. Хоккей

Сочи-2014

6 февраля 2014, 00:00

Екатерина Пашкевич: "В Америке на хоккее не заработала ни цента"

Юрий Голышак
Обозреватель

СОЧИ-2014

Юрий ГОЛЫШАК
из Сочи

ДУМАЮ НА РУССКОМ

К главной звезде российской сборной было не прорваться – камера наезжала на камеру, меж ними протискивался кто-то с диктофоном. И блокноты, блокноты, блокноты.

И все корреспонденты – англоязычные. Кому-то Пашкевич, 20 лет живущая под Бостоном, по слогам зачитывала фамилии наших хоккеисток. Что-то рассказывая.

Я окликнул Катю – она вниманию российского журналиста, показалось, чуть удивилась. Говорила с легким акцентом – как вернувшийся когда-то в Россию Виталий Ячменев. Акцент выветрился на третий сезон.

В разговоре нашем преобладали восклицательные знаки. И это здорово. Побольше бы таких персонажей на Олимпиаде.

Екатерина оказалась девушкой столь непосредственной, что интервью это будет у нас не последнее. Я, во всяком случае, пообещал одолевать ее вопросами после каждого матча – Катя рассмеялась. Согласилась.

– Вы столько лет в Штатах. Думаете на английском?

– С июня живу в России, постепенно мыслями перешла на русский. Все возвращается. Но, стоит оказаться в Америке, – полностью перехожу на английский. Я быстро привыкаю.

– Вас только что атаковали американские журналисты. Каким-то вопросом удивили?

– Нет. Хотя в очередной раз поразили количеством вопросов про мою профессию. "Вы работаете электриком?" Да, электриком! Причем американцы уже об этом знают – а русские непременно начинают с этого: "Неужели правда?"

– Достали?

– Пока нет. Но начинает надоедать. Про хоккей меньше.

– Тогда спрошу и я. Самая сложная задача, с которой справились как электрик за последнее время?

– Ох, господи… Там все интересно! Я электрик-строитель, не только по домам-розеткам. Проводим основные коммуникации зданий, когда они только начинают строиться. Видели бы вы, какие мы ставим трансформеры – огромные!

– Электрик в Мытищах и Америке – разные профессии?

– За океаном мне пришлось учиться пять лет. Получать лицензию. Там очень сильные национальные стандарты. Ты обязан им следовать. Долго обучают. Все связано со страховками, как вы понимаете.

ОБОЖАЮ МИРОВУЮ ИСТОРИЮ

– В Америке женский хоккей популярнее, чем у нас. Самая большая аудитория, при которой играли?

– На чемпионате мира в Оттаве было очень много зрителей. Я была поражена. Но и это не самая большая аудитория, которую помню. На чемпионате Европы в 96-м в Ярославле было нечто! Битком! Люди в проходах сидели – я играла, видела это краем глаза и находилась в шоке. Честно вам говорю.

– Ваш начальник сообщил, что для нынешней сборной России отличным местом будет третье. А вы как считаете?

– Если смотреть реалистично – да, третье место. Оно должно быть наше. Надо добиваться.

– Недавно встречался в Киеве с Дмитрием Христичем, известным хоккеистом. Тому в матче НХЛ выбили зубы – новая челюсть обошлась в 100 тысяч долларов. Вам пришлось лечить разорванную крестообразную связку. Это еще дороже?

– Мне клуб ничего не оплачивал – все лечение шло через основную работу. Как электрику страховка покрыла. Так что мне это ничего не стоило, не тревожьтесь.

– В одной вашей анкете вычитал: "вышиваю крестиком".

– Да ну, ерунда… Это не моя анкета, это Лена Дергачева у нас вышивает. В Уфе у нее брали интервью, а я запомнила. Я к шитью не прикасаюсь.

– В той же анкете была отличная подборка книг – будто бы вы любите Толстого, Достоевского…

– О, вот это мое!

– И какая же книга вас особенно "зацепила" за последнее время?

– За последний год читала мало – столько было тренировок. Но я обожаю мировую историю. И Джека Лондона. Книга, которая меня особенно потрясла в жизни, – "Мартин Иден" Лондона…

– Я вас понимаю. Читаете на английском?

– А вот и нет, на русском! У моего дедушки была шикарная библиотека, перешла к нам с сестрой. У нас сохранилось много прекрасных книг на русском. В Америке я пока не вижу смысла создавать свою библиотеку на английском. Зачем, если все лучшее есть на русском?

– В Сочи что привезли?

– У меня в планшет закачано много легких книжек. Сейчас это то, что мне нужно. Детективы. Я люблю сесть и по-настоящему вчитаться – а на Олимпиаде времени нет совсем. Читаешь, а в голове только хоккей. И ловишь себя на мысли – да ты же не помнишь, что было страницу назад… А детектив забудешь – и ничего страшного.

МЫСЛЬ О МЕДАЛИ ВЫТАЛКИВАЕТ ИЗ КРОВАТИ

– Помните свой первый хоккейный контракт в Америке? Грошовый?

– Да я там вообще ничего не получала за хоккей! Ни цента! Да тогда и не было в Штатах лиги, в которой платили бы. Была лига, в которой играли колледжи, – но там нельзя было получать ни деньги, ни подарки. Колледж оплачивает обучение, питание и проживание – а ты давай играй.

– Но потом лига появилась.

– Как раз в тот момент я завязала с хоккеем. Так и не удалось мне ничего заработать.

– Это тогда вы тренировали команду университета для гениев?

– Да. Только это не университет для гениев – просто один из лучших инженерных институтов Америки. Много интересных людей. Я такая по натуре – мне любой человек интересен.

– Скучаете сейчас по Америке?

– Не по ней – по своему дому. Там семья, друзья. Скучаю по своей кровати и тумбочке. Моя обстановка! А за океаном точно так же скучаю по своему российскому дому. Сейчас вспоминаю истории, которые происходили со мной поначалу. Смех и грех. Язык толком не знала – такое несла, что на меня махали руками: "Катя, только молчи, не говори больше ничего…"

– Допустим, сегодняшний вечер непременно надо провести за просмотром хоккея. Какой матч выбираете?

– Мне всегда нравились матчи, где выигрывает тот, кто слабее. И такие люди, как Рэй Бурк, выступавшие за "Бостон".

– Это еще почему?

– Вся его жизнь – сюжет, драма! Почти всю карьеру провел в клубе, который никогда ничего не выигрывал. При этом человек для НХЛ легендарный, звезда первого порядка. Наконец его продали в "Колорадо", и в последний свой год Бурк завоевал Кубок Стэнли! Как вам история?

– Прекрасна.

– Да у меня слеза наворачивается от таких историй. Любой матч с его участием посмотрела бы. Воодушевляет, придает сил.

– Слышал я от одного человека: "Что такое хоккеист в 35 лет? Каждое утро просыпаешься от боли". Вы – тоже?

– Возраст ощущается, конечно. Организм не такой молодой – и побаливает, и покалывает. Зато убеждаешься, какие прекрасные у нас врачи. Еще думаешь о медали, которую можешь выиграть, – и забываешь обо всем на свете. Каждый день эти мысли выталкивают из кровати, заставляют двигаться еще больше…

8