СОЧИ-2014
Устроит ли МОК на Олимпиаде в Сочи судный день для спортсменов, применяющих запрещенные вещества?
За два месяца до начала Олимпиады-2014 в Москву прибыла инспекция Совета Европы – независимые эксперты оценят борьбу с допингом в нашей стране на предмет соответствия Европейской антидопинговой конвенции. Министр спорта Виталий Мутко уверяет, что этот визит носит плановый характер и напрямую с предстоящими Играми не связан. Однако и без инспекторов всем понятно, что допинговая тема в "Сочи-2014" все равно будет одной из ключевых. Сейчас не проходит ни одного дня, чтобы не появилась новость, живописующая ужасы, которые ждут допингеров в феврале будущего года. Многие полагают, что по числу разоблачений грядущие Игры превзойдут Олимпиаду-2002 в Солт-Лейк-Сити, которая на данный момент считается самой скандальной в истории.
ДОПИНГ – НА ВТОРОЙ ПЛАН
Новый глава МОК Томас Бах заявил, что одной из главных целей для него является полное искоренение допинга в самое ближайшее время. Однако значит ли это, что судный день для спортсменов, применяющих запрещенные вещества, наступит во время Олимпиады-2014, и расправа над ними будет учинена непосредственно в Сочи? Против этой версии есть один очень серьезный аргумент – в допинговых скандалах крайне не заинтересован организатор Игр – Россия. Потратив на проект рекордные миллиарды и приложив огромные организационные усилия, наша страна хотела бы, чтобы Игры на черноморском курорте запомнились в первую очередь как праздник спорта, а не как поле битвы с "махинаторами".
Роль антидопингового инквизитора в Сочи будет выполнять Медицинская комиссия МОК. Но, помимо политических рычагов давления на эту структуру, у России есть другой важный инструмент: значительная часть допинг-проб на месте будет тестироваться во временной лаборатории в Сочи, которая подчиняется ФГУП "Московский антидопинговый центр" и финансируется из российского бюджета.
– В конце 2012 года для Московской лаборатории было построено новое большое здание, которое соответствует абсолютно всем стандартам. Мы закупили новое оборудование, и сейчас она полностью оснащена, – рассказала "СЭ" начальник антидопингового отдела Министерства спорта РФ Наталья Желанова. – На сегодняшний день производственная мощность лаборатории составляет 25-30 тысяч проб в год. Это выводит ее на одно из первых мест среди лабораторий, аккредитованных Всемирным антидопинговым агентством. Абсолютно идентичное здание и у временной лаборатории в Сочи. Там будут трудиться те же сотрудники – на период проведения Игр вся лаборатория переезжает из Москвы в Сочи.
По словам Желановой, в олимпийской лаборатории будут работать и иностранные эксперты, но их число несопоставимо с общей массой российских специалистов.
– В Сочи будут работать от 60 до 64 российских экспертов и 15-18 иностранцев, – заметила глава антидопингового отдела Минспорта. – Привлечение иностранных специалистов – это абсолютно нормальная практика, это даже является требованием и рекомендацией МОК. Хотя, например, во время чемпионата мира по легкой атлетике в Москве наша лаборатория исключительно своими силами проанализировала за две с половиной недели более 3000 проб. В период Олимпийских игр будет взято около 2500 проб, но за более продолжительный срок. Соответственно эксперты с легкостью смогут обеспечить их анализ.
Единственная загвоздка – московской лаборатории пока не выдана аккредитация WADA на следующий год. Более того – в конце ноября она получила нарекания относительно качества своей работы и была условно лишена лицензии. Считается, что таким способом МОК пытается сделать позицию в отношении борьбы с допингом более жесткой и предусмотреть вариант, при котором часть проб участников Олимпиады-2014 будет тестироваться за пределами России. Впрочем, Наталья Желанова уверена, что подобного не произойдет.
– Мы не рассматриваем вариант, при котором Московский антидопинговый центр, а вместе с ним и его сочинский филиал не получат аккредитацию, потому что делаем все, что необходимо, принимаем все рекомендации WADA, – сказала специалист Минспорта. – Любым лабораториям, которые будут обеспечивать крупные спортивные мероприятия, уделяется чуть больше внимания. Мы ждем в конце нынешнего года подтверждения аккредитации на следующий год.
АВТОРИТЕТНЫЕ БОРЦЫ
Предвидя возможное сопротивление российской стороны, МОК предусмотрел обходные маневры по раскручиванию антидопингового маховика вокруг "Сочи-2014". Так, президент МОК Томас Бах, пообещавший на предстоящих зимних Играх "самую жесткую антидопинговую программу в истории", говорит, что основной упор будет сделан на тестирование накануне Олимпиады – так называемый "целевой" допинг-контроль.
– Целевое тестирование – это когда спортсмена проверяют не в соревновательный период, а когда он этого не ожидает, – объясняет Наталья Желанова. – При этом используется различная информация, в том числе от полицейских структур и правоохранительных органов. Они могут указать на какого-то спортсмена или команду, которым стоит уделить внимание. Конечно, целевое, или, как говорят, "intelligent", то есть "умное" тестирование дает больший результат. Хотя спортсмены, которые действительно принимают допинг, тоже идут в ногу со временем. Они знают все правила, поэтому антидопинговое обеспечение тоже не стоит на месте.
Новая антидопинговая стратегия МОК обещает нам основную массу допинговых скандалов не в Сочи, а накануне Олимпиады, когда будущих участников Игр будут проверять на уровне национальных антидопинговых агентств. Однако надо понимать, что шум вокруг таких историй будет гораздо слабее, чем, если бы разоблачение случилось во время Игр – под прицелом телекамер со всего мира. Для Томаса Баха – это первая Олимпиада в роли руководителя МОК, и ему очень важно с самого начала создать себе в мировых СМИ образ яростного борца с допингом. Так же поступил его бывший шеф Жак Рогге в Солт-Лейк-Сити. Поэтому в Сочи будет идти охота на звезд первой величины – дисквалификация монгольских лыжников или албанских саночников навряд ли произведет должный медиа-эффект.
Общественное мнение к грядущим скандалам, можно сказать, уже подготовлено. В ноябре было объявлено о "сотнях положительных проб", полученных в лабораториях Москвы и Кельна при исследовании замороженных тестов, которые раньше считались чистыми от допинга. Анализы были исследованы при помощи нового метода, который позволяет распознавать применение спортсменом анаболиков примерно за полгода до взятия допинг-теста. В Кельне 186 из 266 положительных проб показали использование станозолола – анаболического стероида, на котором еще в 1988-м попался канадский спринтер Бен Джонсон. Еще в 82 тестах был обнаружен туринабол – тоже достаточно старый препарат, который применялся еще в сборной ГДР.
Проанализированные Кельнской лабораторией тесты брались начиная с ноября 2012 года у представителей таких видов спорта, как легкая и тяжелая атлетика, а также спортивная борьба. Однако спортсменам из зимних видов спорта расслабляться нет смысла – МОК тут же объявил о начале исследования при помощи нового метода замороженных проб, взятых во время Олимпиады-2006 в Турине. Некоторые из участников тех Игр еще продолжают карьеру и планируют выступить в Сочи. Не совсем понятно, можно ли дисквалифицировать атлета за прегрешения восьмилетней давности, но морального права соревноваться на Олимпиаде-2014 у разоблаченных ветеранов точно не будет. И, разумеется, подобные истории укрепят авторитет Баха.
– Я бы не сказала, что антидопинговая программа в Сочи будет серьезнее, чем на предыдущих Олимпиадах, – считает Наталья Желанова. – Но надо учитывать, что борьбе с допингом сейчас уделяется очень серьезное внимание, и с каждым разом количество проб растет. В Сочи будет отобрано большее количество проб, чем на предыдущих зимних Играх. Будет также вестись программа "биологических паспортов", которые не показывают конкретный препарат, но свидетельствуют, что принимался какой-либо допинг. Все это сокращает шансы не быть пойманным для спортсменов, которые используют допинг с целью улучшения своих результатов. Цель же здесь одна – чтобы все спортсмены были в равных условиях честной борьбы.
Практически неизбежные допинговые разоблачения действительно не улучшат имидж Игр в Сочи. Однако не факт, что нам стоит их опасаться, особенно если под ударом окажутся не наши спортсмены, а иностранцы. Скандалы – важная составляющего любого глобального мероприятия уровня Олимпиады. И в нынешней ситуации будет лучше, если бульдогам из мировых СМИ будет брошена такая кость, чем они начнут искать недочеты в организации соревнований, поднимать вопросы о правах сексуальных меньшинств и другие неприятные для нас темы.