Сочи-2014. Еще. Прыжки с трамплина

Сочи-2014

16 февраля 2014, 19:21

Судьи: без высших оценок, национальных пристрастий и связи с внешним миром

Дмитрий АФОНИН
Корреспондент

Российский судья Юрий Калинин, работающий на соревнованиях в Сочи, накануне заключительного вида прыжковой программы – командных соревнований – объяснил "СЭ" некоторые нюансы своей работы.

– Расскажите, какие компоненты прыжка оцениваются судьей? Какие из них наиболее значимы при выставлении оценки?

– Оцениваются фазы полета, приземления и выката. Судья вычитает оценки из максимальной оценки 20 очков отдельно за каждый компонент. Больше всего очков может быть снято за выкат, если происходит падение, то снимается максимальное количество очков – 7.

– Могут ли судьи каким-то образом общаться или советоваться между собой при выставлении оценок?

– Общение судей между собой во время судейства соревнований категорически запрещено. Кроме того судья обязан выключить телефон и не общаться с внешним миром.

– Через какое максимальное время после прыжка судья должен выставить оценку спортсмену?

– Судья обязан сделать это как можно быстрее. Контрольное время – до выхода на старт следующего спортсмена.

– Какой разброс оценок у судей за прыжок можно считать оптимальным, какой приемлемым, а какой уже выходит за рамки допустимого?

– При оценках на уровне 18-20 очков, 0,5 очка считается оптимальным, при 16-18 одно очко, при 14-16 до 1.5 очка. Оценки не обязательно должны совпадать, это не критерий идеального судейства. После соревнований оценки анализируются экспертом. Случается, что более правильную оценку дал один судья, не всегда большинство бывает право.

– Какие прыжки чаще всего вызывают наибольший разброс оценок?

– В основном разброс идет за счет оценки приземления. Причиной может стать плохая видимость. Например, туман.

– Как часто вам приходилось выставлять за прыжок высшую оценку – 20,0?

– Я не злоупотребляю высшей оценкой, 19,5 ставил, например, Симону Амману. Камилу Стоху поставил ее на сочинском трамплине К-95.

– Случается, что оценку 20,0 ставят сразу все арбитры? Или хотя бы четыре из пяти судей?

– Такое происходит исключительно редко.

– Есть ли разница в оценке прыжков в исполнении мужчин и женщин, прыгунов и двоеборцев?

– Очень сложно оценки ставить женщинам, у них своя специфика в приземлении.

– Насколько статус и место проведения соревнований влияют на выставление арбитрами оценок?

– Статус соревнований, прежде всего, влияет на подбор судей, судьи проходят тестирование, на ответственные соревнования не назначат арбитров, часто допускающих ошибки. Но на сами оценки уровень стартов не влияет. Мы оцениваем прыжок, а не соревнование.

– Насколько влияет на оценку дальность прыжка? Часто ли судьи прощают технические погрешности спортсменов, сделавших сверхдальний прыжок?

– Конечно, это влияет. Идеальный прыжок на 60 метров никогда не получит оценку 20. Учитываются технические погрешности при приземлении, так как при сверхдальнем прыжке выполнить идеальное приземление намного сложнее.

– Как FIS смотрит на ситуацию, что арбитры оценивают спортсменов, представляющую их собственную страну?

– По-другому просто не может быть, судьи из разных стран меняются, а судей из стран, где нет спортсменов по прыжкам с трамплина, практически не существует. У них не может быть практики судейства.

– Изменилось ли как-то судейство с введением поправок на ворота и ветер?

– На оценки за технику эти поправки никак не влияют. Изменился подсчет очков.

– Каков средний возраст судей? Существуют ли ограничения на максимальный и минимальный возраст? Каково соотношение мужчин и женщин в числе судей?

– Судьей может быть любой, кто прошел семинары и сдал теоретический и практический экзамены в FIS. Подать заявку на прохождение учебы можно до 43 лет. Судьями Кубка мира можно быть до 60 лет и в исключительных случаях ФИС может назначить судей за пределами этого возраста. Мужчин среди судей намного больше, чем представительниц слабого пола.