Фраза «спорт вне политики» давно стала крылатой. Однако на самом деле это не более чем пожелание. Геополитические обстоятельства давили на Международный олимпийский комитет (МОК) со дня его основания, а после завершения Первой мировой войны практически не было Игр, которые обошлись бы без демаршей, не имеющих отношения к соревнованиям.
«СЭ» собрал самые громкие истории, связанные с пропуском Олимпиады целыми странами из-за политических резонов. И пришел к выводу, что наш мир, увы, никогда не был един.
В 1919 году члены МОК из стран Антанты исключили из своих рядов страны из побежденного блока Центральных держав. В результате на Игры в Антверпен не пригласили спортсменов из Германии, Австро-Венгрии, Болгарии и Турции (Османской империи). Кроме того, советскую Россию (Советский Союз еще не создали) пока не признала ни одна страна, так что вопрос ее присутствия на Играх не обсуждался. Ходатайство о допуске восьми спортсменов из РСФСР было проигнорировано.
В Шамони запрет на выступление Центральных держав снят не был (правда, допустили Венгрию, окончательно отделившуюся от Австрии). А вот перед летней Олимпиадой глава МОК Пьер де Кубертен предложил вернуть на соревнования все отстраненные страны. Но против появления в Париже немцев категорически возражал оргкомитет. В итоге бан в отношении Австрии, Болгарии и Турции отменили, а в отношении Германии это сделают только через четыре года. Советский Союз от приглашения отказался — «в знак протеста против отлучения от Игр немецких спортсменов».
СССР продолжил бойкот Игр, объявив их буржуазным проявлением. В качестве альтернативы в рамках Красного спортивного интернационала в 1928 году были проведены зимняя спартакиада в Осло (Норвегия) и Международная летняя спартакиада в Москве. В последней принимали участие рабочие из 12 стран.
Красный спортинтерн попытался организовать Вторую летнюю спартакиаду в 1931 году в Берлине, однако натолкнулся на сопротивление местных властей. В результате часть соревнований пришлось переносить в Москву. После этого советские спортсмены даже не помышляли о том, чтобы попытаться попасть на Олимпиаду в США.
Западные страны предприняли несколько попыток бойкота Игр на государственном уровне из-за преследования еврейского населения в нацистской Германии. Но все они провалились. В итоге на Олимпиаду-1936 в знак протеста не поехали только отдельные спортсмены из Швеции, Дании, Франции, Австрии, Голландии, Чехословакии и Палестины. Они собирались провести альтернативные «народные Игры» в Барселоне. Но в этот момент надо всей Испанией случилось «безоблачное небо», началась гражданская война, и соревнования были сорваны.
Советский Союз, жестко критиковавший Гитлера, об участии в Олимпиадах-1936 не задумывался. При этом в феврале 1936-го Спортинтерн организовал в норвежском Осло зимнюю Спартакиаду рабочих, собравшую пролетариев из Норвегии, Финляндии, Швеции и СССР. Из-за событий в своей стране от летних Игр в Берлине отказались испанцы. Кроме того, оргкомитет не захотел приглашать на Олимпиаду Литву, с которой у немцев имелся территориальный конфликт из-за Клайпедского края (Мемельланда).
Ирландия бойкотировала летние ОИ-1936 после того, как международные федерации легкой атлетики и велоспорта запретили ирландским спортсменам представлять весь остров, а не государство без части Ольстера (Северная Ирландия как автономия в 1920-м осталась в составе Великобритании).
Ради того, чтобы оправдаться перед державами-победителями за свое сотрудничество с нацистами, МОК исключил из своих рядов Германию и Японию (как зачинщиков Второй мировой войны). По факту эти страны еще во время Игр были оккупированы иностранными войсками, так что у японских и немецких спортсменов просто не было флага, под которым они могли бы выступать. К другим союзникам Гитлера — Италии, Испании и прочим — претензий у олимпийского комитета почему-то не возникло. СССР получил приглашение на Игры, но прислал только наблюдателей. Есть версия, что Сталин опасался, что наша сборная окажется неконкурентоспособной на фоне буржуазных стран.
В Осло и Хельсинки были допущены спортсмены из Японии и Западной Германии. Восточным немцам было предложено присоединиться к команде атлетов из ФРГ, но представители ГДР отказались. В Хельсинки часть немецких спортсменов выступили за отдельную сборную Саарланда (этот французский протекторат существовал до 1957 года). На Играх-1952 впервые был представлен Советский Союз. При этом соревнования бойкотировала сборная Тайваня, который считал себя правопреемником гоминдановского Китая. Причиной стало появление на старте представителей революционной Китайской Народной Республики.
Спортсмены ФРГ, ГДР, Западного Берлина и Саара выступали в Кортине и Мельбурне в составе Объединенной немецкой команды. Хотя в ГДР были не в восторге от такого решения МОК.
Соревнования летних Игр по конному спорту прошли в шведском Стокгольме в июне 1956-го сравнительно спокойно. Но потом начался Суэцкий кризис. А поскольку Австралия была частью Британского Содружества, то осенью 1956-го о бойкоте соревнований в Мельбурне объявил Египет, а Ирак, Ливан и Камбоджа его поддержали.
После подавления советскими войсками восстания в Венгрии несколько стран подняли вопрос о запрете на выступление в Мельбурне для сборной СССР. А когда МОК отказался это делать, летние Игры-1956 бойкотировали Швейцария, Нидерланды и Испания. А сборная Венгрии в знак протеста вышла на церемонию открытия с флагом образца 1918 года.
Новое руководство МОК пригласило в Мельбурн сборную Тайваня (Китайской Республики). В результате на Игры не поехала КНР, не признававшая независимости гоминдановского острова. Из-за Тайваня материковый Китай не принимал участия в Играх вплоть до зимней Олимпиады 1980 года.
В Скво-Вэлли не пустили лыжников из Тайваня и Индии, поскольку они своевременно не оформили заявку. Также из-за китайско-тайваньского вопроса продолжала бойкотировать Игры сборная КНР.
В Риме выступали сразу три объединенные команды — немецкая (ФРГ, ГДР и Западный Берлин), Вест-Индия (Ямайка, Барбадос, Тринидад и Тобаго) и Объединенная Арабская Республика (Египет и Сирия). Последняя являлась государственным образованием до 1961 года.
В 1964 году МОК принял решение не приглашать на Игры сборную ЮАР из-за политики апартеида в этой стране — это отстранение подлилось 28 лет. Свой бойкот из-за Тайваня продолжал Китай. С Тайванем был косвенно связан и скандал, который обернулся самоустранением от летних Игр-1964 сборных Индонезии и КНДР.
Индонезийцы в 1962-м проводили Азиатские игры и по политическим причинам не выдали визы спортсменам из Израиля и Тайваня. За это МОК приостановил членство НОК Индонезии. Оскорбленные островитяне вместе с Китаем организовали альтернативные Игры развивающихся стран, а потом отказались от поездки в Токио. Бойкот также поддержала сборная КНДР.
В Гренобле сборная ГДР впервые получила возможность выступать отдельной командой, а не делить квоты со спортсменами из Западной Германии. Представители Западного Берлина по-прежнему могли присоединиться к делегации ФРГ. Под санкциями оставались атлеты из ЮАР.
Игры в Мехико снова бойкотировали КНР и КНДР. Последние не соглашались на название «Северная Корея», на котором настаивали в МОК. Ким Ир Сен заявил, что единственно возможный вариант — Корейская Народная Демократическая Республика, и не пустил своих спортсменов на ОИ-1972.
По требованию Эфиопии и Кении на летние Игры-1972 не пригласили сборную Родезии. В этой стране также проводилась политика апартеида, кроме того, против нее интриговали британцы, которые никак не признавали отделения своей колонии. Вне Олимпиады также оставались представители ЮАР и КНР.
После теракта в Олимпийской деревне против израильской делегации Игры покинули сборные Израиля и Египта, а также отдельные спортсмены из Алжира, Нидерландов, Филиппин и США. Почтить память жертв палестинских боевиков отказались десять арабских стран.
Накануне Игр в Монреале Республика Конго и Танзания потребовали от МОК не пускать на Олимпиаду сборную Новой Зеландии. Причиной было участие новозеландской сборной в турне по ЮАР. МОК вводить санкции оказался, мотивировав это тем, что регби не является олимпийским видом спорта и не обязан соблюдать санкции. Тогда 28 африканских стран сняли свои сборные с Игр-1976. Их также поддержали Ирак и Гайана. Некоторые африканские спортсмены успели стартовать в Монреале, и отказ от ОИ стал для них настоящей трагедией.
Соревнования также бойкотировал Тайвань — из-за того, что канадское правительство запретило этой сборной выступать под традиционным для гоминдановцев названием «Китайская Республика». При этом сборная КНР на Игры все равно не вернулась. Таким образом, с учетом отсутствия южноафриканцев, количество стран, добровольно отказавшихся от ОИ, достигло 33.
Помимо прочего, в том же 1976 году крупнейший бойкот был зафиксирован на шахматной Олимпиаде. Ее зачем-то решили провести в израильской Хайфе, из-за чего на соревнования не приехали не имевшие дипломатических отношений с Израилем СССР, Венгрия, Югославия, Португалия, Греция, Турция, Пакистан и некоторые другие страны. Все они собрались альтернативные старты в ливийском Триполи.
Накануне Игр в Лейк-Плэсиде МОК предложил Тайваню выступать под названием «Китайский Тайбэй», но островитяне отказались и как ни в чем не бывало подали заявку на зимние Игры в прежнем качестве. Американские организаторы этот наглый поступок не оценили, что впервые за долгое время позволило приехать на ОИ представителям сборной КНР.
В конце 1979 года в Тегеране антиамерикански настроенной толпой было захвачено посольство США. Попытка освободить дипломатов в результате вооруженной спецоперации провалилась, 52 сотрудника посольства весь 1980 год оставались в заложниках. Дипломатические отношения между странами были разорваны, так что вариант с приездом на зимние Игры сборной Ирана даже не рассматривался.
Но главные политические события, конечно, развернулись вокруг московской Олимпиады. После ввода советских войск в Афганистан американское правительство потребовало от МОК перенести летние Игры-1980 в другую страну. А когда получило отказ — объявило о бойкоте соревнований и призвало другие государства поддержать этот демарш. Среди тех, кто выступал за бойкот, был советский диссидент и ученый Андрей Сахаров, проживавший тогда в городе Горьком (Нижний Новгород).
Мощная кампания привела к тому, что протест поддержали 64 государства. Первыми присоединились Канада, ФРГ и Япония. Также американцам удалось уговорить Южную Корею, Турцию и Албанию, у которых были свои претензии к СССР. Много сил было потрачено, чтобы втянуть в кампанию мусульманские страны Азии и Африки. К уговорам был привлечен легендарный боксер Мухаммед Али. В итоге бойкот поддержали даже такие страны, как Сомали и Суринам.
Со своей стороны Советский Союз уговорил поехать в Москву 24 африканские страны, бойкотировавшие Игры-1976. Но удар нам в спину нанесли китайские товарищи, которые только что вернулись в олимпийскую семью. У них оставались большие политические разногласия и с МОК (по поводу Тайваня), и с Советским Союзом (из-за острова Даманский и китайско-вьетнамской войны). Но и в западном лагере были разногласия. Олимпийские комитеты Великобритании, Франции, Италии и Австралии отказались соглашаться на бойкот.
В итоге 17 стран разрешили своим спортсменам поехать на Олимпиаду в индивидуальном порядке, без флага и гимна. На церемонию открытия эти делегации либо не пошли, либо шествовали под флагом МОК. Приняли участие в Олимпиаде-1980 сборные 80 стран. Из западных капиталистических держав под своим флагом в Москву прибыли только спортсмены из Австрии, Греции, Мальты, Финляндии и Швеции. Но на фоне всего этого хаоса нельзя забывать, что сборные Ирана и ЮАР не выступили на ОИ-1980 из-за санкций МОК, а Тайвань — из-за старой проблемы с «Китайской Республикой».
29 сборных во главе с США, Канадой и ФРГ, отказавшихся от поездки в Москву, перед Играми в Москве провели в Филадельфии альтернативные Игры бойкота под лозунгом «Колокола свободы». Старты прошли всего только в легкой атлетике и заняли лишь два дня (16-17 июля 1980 года). Кроме того, федерация гимнастики США организовала свой международный турнир в Хартфорде. На организацию «Колоколов» американское правительство выделило 10 миллионов долларов.
Формально Советский Союз отказался от участия в американской Олимпиаде из-за проблем с безопасностью и произвола организаторов (американцы отказались соблюдать правила МОК и давать автоматом визу любому члену нашей делегации, потребовав подробных данных на каждого спортсмена и тренера). Хотя все понимали, что главная причина — это месть США за бойкот Москвы-1980. Кроме того, председатель Госкомспорта СССР Марат Грамов опасался спортивного провала нашей сборной в стане врага.
Советский Союз сделал все, чтобы на Игры-1984 не поехали дружественные государства. В общей сложности Лос-Анджелес бойкотировали 14 стран Варшавского договора и их союзники. Своих представителей из соцлагеря отправили только сборные КНР и Югославии, а Румыния разрешила своим спортсменам поехать на Игры в частном порядке. Из-за участия Израиля Олимпиаду также пропустили Иран, Ливия и Албания. ЮАР по-прежнему находилась под санкциями. В Сараево Тайвань впервые выступил на ОИ под названием Китайский Тайбэй.
Страны, бойкотировавшие летние ОИ-1984, в качестве альтернативы провели серию стартов под названием «Игры дружбы». Они прошли летом 1984 года в 27 олимпийских видах спорта и самбо в разных государствах социалистического лагеря (СССР, Болгария, Венгрия, ГДР, КНДР, Куба, Монголия, Польша и Чехословакия). Всего в соревнованиях «Дружба-1984» участвовали спортсмены более чем из 50 стран, в том числе тех, кто отправлял свои делегации на Олимпиаду в США.
Напряжение между США и СССР после эпохи бойкотов сняли Игры доброй воли, которые прошли с согласия МОК в Москве в 1986 году. На волне перестройки и международной разрядки Советский Союз закрыл глаза даже на то, что у него не было дипломатических отношений с Южной Кореей, которая принимала летнюю Олимпиаду-1988. Однако Игры в Сеуле бойкотировала делегация КНДР — эта страна все еще формально находилась с южными соседями в состоянии войны. В поддержку северных корейцев к протесту присоединились Албания, Куба, Никарагуа и Эфиопия.
ЮАР наконец-то вернулась в олимпийскую семью, но под санкции попала сборная Югославии. Не пуская эту страну в Барселону, МОК сослался на решение Совбеза ООН, который осудил помощь Белграда боснийским сербам. Югославским спортсменам было позволено стартовать на летних Играх-1992 под олимпийским флагом. Словения (провозгласившая независимость в июне 1991-го) и Хорватия (отделившаяся от СФРЮ в октябре 1991-го) уже на зимних Играх были представлены отдельными сборными.
За два месяца до Альбервилля распался СССР, так что бывшим союзным республикам пришлось выступать под знаменем МОК в качестве Объединенной команды. Исключение было сделано только для Литвы, Латвии и Эстонии, где создали свои национальные олимпийские комитеты сразу после Сеула-1988. Ближе к Играм в Барселоне желание стартовать отдельной сборной выразили Украина и Грузия, но глава МОК Хуан Антонио Самаранч настоял на том, чтобы Объединенная команда осталась в том же составе, что на зимних ОИ.
В Альбервилле восточные и западные немцы впервые за долгие годы снова выступали единой командой. Добровольных отказов от Игр впервые за долгое время не было. Возможно, этому способствовало новое правило МОК, согласно которому за бойкот Олимпиады страна получала дисквалификацию на два следующих цикла.
Все сборные бывшего СССР, включая Россию, впервые выступали отдельно. Самостоятельные команды после развода также впервые выставили Чехия и Словакия, а Босния и Герцеговина впервые вступила отдельно от Югославии.
На Играх впервые отдельной от Югославии командой выступила Македония, однако Греция категорически возражала против такого названия (поскольку оно совпадало с названием греческого региона). Поэтому вплоть до 2021 года македонцы выступали как «Бывшая югославская Республика Македония».
Афганистан не был приглашен на Игры из-за дискриминации женского спорта. Дисквалификация была отменена через четыре года.
Черногория впервые выступила отдельной командой от Сербии. На Игры просилась сборная Косово, но МОК заявил, что для приглашения на ОИ страна должна быть признана ООН. Признания не произошло до сих пор, что не помешало Международному комитету принять Косово в свои ряды уже в 2014-м и пригласить на Игры-2016 в Рио.
Первая попытка наказать страну за невыполнение требований МОК лишением флага, притом что атлетам позволялось выходить на старт в нейтральном статусе. ОИ в Сочи без флага начала Индия, но по ходу соревнований наказание было отменено.
Из-за невыполнения требований МОК без флага выступал Кувейт. Впервые в истории создана сборная беженцев. В нее приглашались атлеты, которые покинули родину и потеряли связь с национальным олимпийским комитетом по политическим причинам, но при этом на новом месте жительства не получили гражданства. Такие люди не могли представлять ни старую, ни новую страну, что показалось Томасу Баху несправедливым.
После доклада Макларена многие российские спортсмены оказались за бортом Игр по решению международных федераций, на которые МОК возложил вопрос по окончательному допуску. На Паралимпиаду в Рио из-за допинговых обвинений не пустили всю сборную России.
По итогам докладов Макларена и Шмида о якобы имевших место допинговых нарушениях во время Игр в Сочи наша сборная была лишена флага и отправилась в Пхенчхан в качестве «Олимпийских атлетов из России». Флаг обещали вернуть на церемонии закрытия Игр, но из-за двух новых допинговых скандалов сделали это уже после завершения ОИ и, как выяснилось — ненадолго.
КНДР намеревалась бойкотировать Игры, но в итоге согласилась выступить в женском хоккейном турнире в составе объединенной сборной Кореи.
Из-за скандала с базой данных Московской антидопинговой лаборатории наша сборная снова была лишена флага и выступала как команда Олимпийского комитета России. КНДР не участвовала в Играх из-за пандемии. Однако в МОК заподозрили, что дело было в нежелании северных корейцев ехать в Японию по политическим причинам. В итоге КНДР получила дисквалификацию на следующую зимнюю Олимпиаду в Пекине.
Наша страна по-прежнему вступала как команда Олимпийского комитета России, а сборная КНДР отбывала дисквалификацию. После начала СВО с Паралимпиады были сняты сборные ОКР и Белоруссии — якобы по соображениям безопасности из-за возможных конфликтов в Паралимпийской деревне.
МОК в рамках политических санкций не пригласил на Игры спортсменов из России и Белоруссии. Гражданам этих государств как частным лицам разрешено стартовать в нейтральном статусе (без флага) при условии, что они не представляют ЦСКА или «Динамо», не выступают в командных видах спорта или в коллективных дисциплинах, а также прошли политический фильтр.
На данный момент национальных символов также лишены Гватемала (из-за конфликта с МОК) и Ангола (из-за претензий ВАДА). После допинговых инцидентов будут пытаться отбиться в суде от санкций в отношении национальной символики Филиппины, Нигерия, Венесуэла и ЮАР. Также дамоклов меч висит над Бермудами, Тунисом, Монголией и Кенией. Ситуация с этими странами может поменяться в любой момент.