Ванкувер-2010

Ванкувер-2010

15 февраля 2010, 04:10

Смерть на 16-м вираже

За несколько часов до торжественной церемонии открытия Игр на санно-бобслейной трассе в Уистлере погиб 21-летний грузинский саночник Нодар Кумариташвили

Сергей БУТОВ
из Уистлера

Нодар Кумариташвили разбился на 16-м вираже трассы, не доехав до финишной черты около десяти метров. Гуляющая по интернету видеозапись момента трагедии дает полное представление о том, что произошло около 11 часов утра пятницы во время тренировочных заездов.

У 16-го, последнего виража уистлерской трассы есть название - Thunderbird. То есть - Буревестник. Именно там скорость саночников достигает максимума. В случае с Кумариташвили она составляла 144,3 км/ч.

В санном спорте, как и в любом другом, есть свои законы. Один из них сводится к тому, что прохождение любого виража зависит от того, как спортсмен в него "вошел" и как "вышел". При неверном "входе" изменить траекторию движения крайне сложно даже опытному спортсмену, а у 21-летнего грузинского саночника опыта было мало. На верхнем участке трассы, где только происходит набор скорости, подобная ошибка чаще всего приводит лишь к потере времени. На нижних - чревата куда более серьезными последствиями.

Даже на короткой видеозаписи видно (потом эти наблюдения подтвердит группа международных экспертов), что Кумариташвили слишком поздно стал "выходить" из 15-го виража и не успел как следует подготовиться к началу 16-го. Неправильно исполнив "вход" в вираж, Кумариташвили в самом его конце был сначала выброшен центробежной силой под самый козырек виража, а оттуда - к правому борту желоба трассы. В это мгновение спортсмен потерял контакт с санями: они покатились в направлении финишной черты, а самого Нодара вышвырнуло из желоба спиной вперед. Он перелетел через защитный бортик, ударившись затылком об одну из заградительных металлических колонн. В их частоколе и застряло его тело.

К спортсмену тут же бросились волонтеры. Позже к ним присоединились врачи, подключившие спортсмена, у которого к тому моменту уже остановилось сердце, к аппарату искусственного дыхания. Саночника погрузили в карету "скорой помощи" и отправили в медицинский центр Олимпийской деревни Уистлера.

Слово тренеру сборной России Михаилу Завьялову, который, как удалось выяснить корреспонденту "СЭ", находился в машине "скорой помощи" вместе с Нодаром и его двоюродным дядей, главным тренером сборной Грузии по санному спорту Феликсом Кумариташвили. Давно живущий в Канаде Завьялов мог оказаться полезен в качестве переводчика.

- Переводить там оказалось нечего, - сказал Завьялов. - Клиническая смерть наступила почти мгновенно, как мне потом сказали, секунд через 30. Нодар получил тяжелейшую черепно-мозговую травму. Затылок и вся верхняя часть тела со спины превратились в кровавое месиво. Спортсмен получил открытый перелом руки и, судя по всему, серьезную травму позвоночника. Это была жуткая картина.

Когда Нодар вылетел из желоба, сразу стало понятно, что произошло что-то страшное. Я подбежал в тот момент, когда возле него уже колдовали врачи. Они пытались нащупать у Нодара пульс, но его уже не было в живых. Врачи хотели вернуть его к жизни с помощью аппарата искусственного дыхания, делали непрямой массаж сердца. Я тогда был словно во сне, но сейчас вспоминаю, что действовали все как-то неуклюже. Шестеро санитаров, здоровых мужиков, очень долго не могли погрузить Нодара в машину. Я поразился, когда водитель вдруг принялся у нас, не местных, спрашивать: "Куда его везти?" Да ты что, черт побери, не знаешь, где здесь ближайшая больница?!

Там же, на месте, приняли решение ехать в медцентр Олимпийской деревни. По дороге врачи связались с коллегами, обрисовали им ситуацию. Те стали готовиться, чтобы сразу по приезду сделать Нодару, разрезав грудную полость, прямой массаж сердца. Но их помощь, увы, не потребовалась. В дороге стало ясно, что Нодара к жизни не вернуть. Это произошло между 11.20 и 11.25.

* * *

В пятничной тренировочной сессии саночников, которая должна была стать последней перед первым олимпийским стартом, было намечено два заезда. В первом из них грянула настоящая сенсация. Двукратный олимпийский чемпион, абсолютный рекордсмен по количеству побед на этапах Кубка мира за всю историю санного спорта, самый стабильный саночник современности итальянец Армин Цоггелер совершил падение.

Как объяснить, что значит падение Цоггелера по прозвищу Каннибал? Это примерно такая же форс-мажорная ситуация, как если бы хоккеист Александр Овечкин не попал в пустые ворота с трех метров. Или биатлонистка Ольга Зайцева не смогла бы закрыть ни одной из пяти мишеней. Разумеется, никакой официальной статистики по количеству падений Цоггелера, тем более в тренировочных заездах, не ведется. Но специалисты в один голос отметили, что падение Каннибала - событие из ряда вон выходящее.

Вторая попытка началась примерно в 10.10 по местному времени. К этому моменту над трассой выглянуло солнце, температура воздуха резко повысилась. Работники трассы, желая сохранить скоростные качества льда, принялись затягивать желоб трассы тентами. По мнению главного тренера сборной России, члена исполнительного комитета Международной федерации санного спорта (FIL) Валерия Силакова, именно это обстоятельство стало одной из главных причин аварии Кумариташвили.

- Вы должны понять одну принципиальную вещь, - начал Силаков, которому я дозвонился сразу после трагедии. - Пилотирование на трассе, затянутой тентами, кардинально отличается от пилотирования в обычных условиях, когда желоб естественно освещен. Саночники ходят по трассе, что называется, на ощущениях. Так вот, в затянутом тентами желобе эти самые ощущения совершенно иные. Спортсмен фактически дезориентирован. Опытный саночник способен "помнить" трассу хорошо. Но для малоопытного спортсмена это - хождение по лезвию бритвы.

В первом заезде трасса была открыта. А перед вторым заездом ее стали затягивать. Мне немедленно передали эту информацию по рации тренеры, расставленные на трассе, и я бросился в стартовую зону, чтобы предупредить об этом наших ребят. Саночники обязаны, уходя на старт, знать о том, что желоб в тентах. Мне известно, что словацкие тренеры уже высказали претензии работникам FIL. Но те ответили, что протестов по этому поводу не было, а потому нет и предмета для дискуссий. Но кто успел бы подать протест, если трассу затянули очень быстро, никого, по сути, не поставив в известность?

Обратимся к правилам FIL. В них сказано, что в "исключительных случаях" организаторы имеют право закрывать желоб тентами. При этом более точного определения не существует, поэтому формально никаких претензий к FIL быть не может.

- Это правда, - подтвердил Силаков. - Но я сейчас вспоминаю, что аналогичная ситуация была и на Играх в Солт-Лейк-Сити. Тогда возле каждого виража стояло полтора десятка волонтеров, которые закрывали трассу тентами во время перерывов между заездами. А когда очередной саночник уходил на старт, те же волонтеры немедленно эти тенты снимали. Почему этого нельзя было сделать в Уистлере?

Еще один вопрос, напрямую связанный с гибелью Кумариташвили: почему он так легко вылетел из желоба? По правилам безопасности, в конце каждого виража, прямо над желобом, устанавливается заградительный бортик. Был он и на 16-м вираже, сделанный из дерева и обтянутый пластиком. Только вот оказался высотой сантиметров 30-40, не более и не смог остановить полет Кумариташвили.

Перед субботними стартовыми попытками мужчин-одиночников прямо на бортик был поставлен деревянный щит, полностью закрывший весь 16-й вираж. И теперь зрителям, стоящим на трассе, не виден металлический столб, на котором встретил свою смерть Кумариташвили. Основательные канадцы даже повесили на обратной стороне щита табличку Wet Paint (что-то вроде нашего "Осторожно, окрашено").

Мог бы этот щит спасти жизнь грузинскому саночнику, определенно сказать сложно. Скорее всего, да. Да и сам факт усовершенствования системы безопасности, пусть даже усовершенствования примитивного, говорит о том, что FIL косвенно признала собственную ошибку. Хотя добиться в таком травмоопасном виде спорта идеальных мер безопасности все равно невозможно.

Интересно, что во время недавней гомолагации санно-бобслейной трассы в подмосковном Парамонове представители международной федерации сделали ряд замечаний, в том числе относительно высоты бортика на одном из виражей. Тот же Силаков говорит, что в тот момент не увидел в этом стопроцентной необходимости, однако замечание в Парамонове было учтено, и недочет исправили. Так что же мешало еще раз придирчиво осмотреть каждый вираж олимпийской трассы, считающейся самой скоростной в мире?!

* * *

Разговоры о том, что трасса в Уистлере не просто самая скоростная, но и опасная для здоровья спортсменов, преследовали ее с самых первых дней испытаний. Которые, на секундочку, состоялись 20 месяцев назад. Трагедия с Кумариташвили - первый смертельный случай в санном спорте за все 35 лет, что соревнования проводятся на искусственных трассах, и очень многие совершенно не удивлены тому, что это произошло именно в Уистлере.

- Президент FIL Йозеф Фендт - умный человек, - сказал Силаков. - Поэтому он неоднократно выступал с заявлениями о том, что категорически против таких скоростей. В свое время он написал в МОК открытое письмо по этому поводу. Не знаю всех деталей переписки, но мне кажется, что в МОК должны были прислушаться к мнению главы FIL, который вообще-то является двукратным чемпионом мира и кое-что в санном спорте понимает. Но проектировщики явно ставили перед собой цель построить самую скоростную трассу в мире и своего добились. Теперь эти же проектировщики намерены возводить трассу в Сочи.

Глава немецкой компании IBG Designs Удо Гургель, являвшийся ответственным проектировщиком трека в Уистлере, в интервью Bild признался, что трагедия его потрясла. "Мы занимались разработкой шести олимпийских трасс, - сказал Гургель. - И до пятницы не было случая, чтобы кто-то вылетал с них".

Абсолютный рекорд скорости на трассе в Уистлере составляет 154 км/ч. Альберт Демченко развивал здесь 152 км/ч. Буквально за день до трагедии тот же Силаков в интервью "СЭ" прямым текстом говорил о том, что 150 км/ч и выше - это предельные скорости, на которые только способен адекватно реагировать мозг спортсмена, лежащего в санях. А может быть, даже запредельные.

- Говорил уже и могу повторить: на таких скоростях спортсмен перестает полностью контролировать ситуацию, - заявил главный тренер. - Увеличивать скорость можно до бесконечности. Но чем она выше, тем больше риск для спортсменов из тех стран, где санный спорт развит слабо. Той же Грузии, Румынии, многих других. Ведь мы, по сути, заставляем спортсменов выступать в условиях, к которым они категорически не готовы.

Представительница одной такой экзотической страны австралийка Ханна Кэмпбелл-Пэгг высказалась на эту тему еще за несколько дней до гибели Кумариташвили, едва попробовав "на вкус" олимпийскую трассу в тренировочных заездах. "Такое впечатление, что нас используют в качестве манекенов для краш-тестов, - сказала саночница в интервью The Victoria Herald-Sun. - Мне кажется, проектировщики перестарались. А на кону стоят наши жизни".

* * *

Вскоре после шокирующей аварии Кумариташвили трасса была закрыта. Спортсменов, не закончивших вторую тренировочную сессию, отправили в Олимпийскую деревню, и за дело взялась полиция. Сани Кумариташвили были опечатаны и переданы на экспертизу, начался опрос свидетелей. Спустя два с половиной часа после гибели подойти на близкое расстояние к месту трагедии было невозможно. Журналистские шаттлы, курсирующие по трассе от старта до финиша, в тот день делали остановку только возле пресс-центра, расположенного метрах в 300 от зоны финиша.

Как сообщил "СЭ" пресс-атташе FIL Вольфганг Хардер, расследование продолжалось до глубокой ночи, так как уже на следующий день трасса должна была принять (или не принять) первые официальные олимпийские соревнования.

Наутро после трагедии FIL и Оргкомитет Игр выступили с совместным заявлением. В нем говорилось: на основании детального анализа произошедшего и сопоставления свидетельских показаний сделан вывод о том, что инцидент произошел не в результате неисправности трассы, а по вине спортсмена, допустившего ошибку. В ходе пресс-конференции Фендт напомнил о том, что Кумариташвили не новичок в санном спорте. К примеру, только на трассе в Уистлере он провел 26 заездов, а вообще в этом сезоне принял участие в 5 этапах Кубка мира, расположившись в общем зачете на 44-м месте.

Эти заявления вызвали смешанные чувства. Понятно, что федерации необходимо было вывести трассу в Уистлере из-под удара хотя бы для того, чтобы провести на ней олимпийские соревнования. Да и техническая ошибка, которую совершил на трассе Кумариташвили, также ни у кого не вызывала сомнений.

Сожалеть оставалось только о том, что президент Фендт не смог доходчиво объяснить, кому нужны соревнования, в которых цена ошибки спортсмена - его смерть.

* * *

Российская сборная в эти дни скорбит вместе со своими грузинскими друзьями. В мире санного спорта россияне считались неофициальными кураторами грузинской команды, в которой было всего три человека. Кумариташвили, его дядя и тренер Феликс и еще один одиночник Леван Гурешидзе. Теперь их и вовсе осталось двое.

Несчастный Гурешидзе просто не смог заставить себя выйти на старт субботних гонок. Снялся с соревнований, о которых грезил всю свою жизнь. А Феликсу Кумариташвили теперь предстоит отвезти тело племянника в Грузию, к его отцу и своему брату Давиду, тоже бывшему саночнику.

- Нодар был очень хорошим парнем, добрым, вежливым, всегда здоровался, - вспоминал член олимпийской сборной России Станислав Михеев. - Да и спортсменом был перспективным.

- Мы часто передвигались по этапам Кубка мира вместе с грузинами, - отметил Силаков. - С Феликсом вообще вместе выступали много лет назад. У них совсем маленькая команда, и, когда они просили помощи и совета, мы всегда шли навстречу. Не могу сказать, что часто общался с Нодаром. Но это был жизнерадостный и любознательный парень. Из него должен был получиться хороший спортсмен.

У Нодара Кумариташвили осталась страничка в социальной сети "Одноклассники". Сейчас она превратилась в его мемориал. Число комментариев к фотографии из Олимпийской деревни Уистлера, которую он успел выложить для своих друзей, уже перевалило за пять сотен. Лишь пять из них были сделаны до 12 февраля.

Спустя два часа после известия о гибели Нодара, в самом центре Уистлера под громадными олимпийскими кольцами, возле которых в эти дни останавливаются десятки тысяч людей, откуда-то появилась его фотография и букет цветов. Они и сейчас там лежат.

* * *

Мне почему-то кажется, что если бы во время торжественной церемонии открытия Олимпиады не была объявлена минута молчания в память о Нодаре, мы потеряли бы частичку души.

Расписанная буквально по секундам церемония открытия Игр - квинтэссенция олимпийского движения, которое здорово изменилось за последние десятилетия, превратившись в коммерческий синдикат. Телевидение, реклама, спонсорские контракты, чьи-то личные интересы и амбиции. Налицо переизбыток бизнеса и недостаток человечности.

Становилось жутко от одной мысли о том, что организаторы могут не то чтобы забыть, а просто не вспомнить о трагедии, которая случилась в самый неподходящий для них момент, навсегда омрачив эти Игры. Вспомнили. Когда в первые секунды церемонии объявили, кому она посвящена, а чуть позже грузинская делегация прошла по стадиону с черными траурными повязками, на душе стало как-то спокойнее. Хотя какое тут может быть спокойствие.

Дай Бог, чтобы такое никогда не повторилось.

ШЕСТЬ ТРАГЕДИЙ НА АРЕНАХ ОЛИМПИАД

ОИ

Спортсмен

Страна

Возраст

Вид спорта

Причина смерти

Стокгольм-1912

Франсиско ЛАЗАРО

Португалия

21 год

Легкая атлетика (марафон)

Получил солнечный удар на 29-м километре трассы из-за сильного обезвоживания организма. Скончался на следующий день.

Рим-1960

Кнут ЙЕНСЕН

Дания

23 года

Велошоссе

Потерял сознание во время гонки из-за сильного ушиба головы. Скончался через несколько часов в больнице. Мнения медиков разделились: одни посчитали причиной чрезмерное количество употребленного допинга, другие - тепловой удар (во время гонки была 40-градусная жара).

Инсбрук-1964

Казимир КАЙ-СКРЖИПЕЦКИЙ

Великобритания

58 лет

Сани

Разбился за две недели до старта Игр во время тренировочного заезда на олимпийской трассе в Иглсе.

Инсбрук-1964

Росс МИЛН

Австралия

19 лет

Горные лыжи

Погиб во время тренировочного спуска, вылетев с трассы и врезавшись в дерево.

Альбервилль-1992

Николя БОШАТО

Швейцария

27 лет

Горные лыжи

Врезался в снеготрамбовочную машину во время тренировочного спуска и получил травмы, несовместимые с жизнью.

Ванкувер-2010

Нодар КУМАРИТАШВИЛИ

Грузия

21 год

Сани

Вылетел с трассы в последнем повороте, ударился об одну из поддерживающих трассу металлических колонн. От полученных травм скончался.