3 сентября 2017, 09:30
Елена СОБОЛЬ
из Пезаро
– Яна Кудрявцева сказала, что программы Авериных – это даже на ее взгляд космос.
– Так и есть. Программы абсолютно другие. У нас с Яной гимнастика была как спектакль – образ и эмоции, выходящие одно из другого. А девчонки показывают настоящий "Цирк дю Солей" на ковре, и при этом у них тоже есть образы. У Дины под обруч – лебедь, мое любимое упражнение, потому что я тоже делала черного лебедя, а другое упражнение зажигательное. Они огромные молодцы, потому что этот чемпионат мира очень тяжелый – такой же, как был у нас с Яной в 2013 году в Киеве. Конечно, в Киеве многие лидеры еще оставались после Лондона-2012, например, Мелита Станюта, Анна Ризатдинова, Алина Максименко. Тут же многие не выступают, но все равно – у нас такой вид спорта, что главное выполнить свой максимум. Девчонки выполнили, они огромные молодцы.
– Смогли справиться с волнением, когда в первый день уже будто бы выполнили задачу, а затем оставался еще второй день и самый важный – третий, когда многоборье.
– А так всегда. Ирина Александровна Винер-Усманова всегда направляет, дает понять, что это не конец и расслабляться нельзя. Ты дальше серьезно готовишься на следующий день, твои тренеры не дают тебе расслабиться, ты сама понимаешь, что впереди еще тяжелые дни. Когда тренируемся и готовимся к такому марафону, отлично понимаем, что расслабляться будет нельзя. Мы всегда живем по графику в точности такому, как будет на соревнованиях, это у нас отрепетировано.
– Хорошо знакомы с Диной и Ариной Авериными?
– Не могу сказать, что хорошо их знаю, потому что я всегда была с Яной Кудрявцевой и Сашей Солдатовой, на соревнования мы всегда ездили вместе. А девчонки – более младшее поколение, они всегда, получается, оставались в тени за нами. Поэтому общаться редко у нас получалось, но я знаю, что они скромные и спокойные девочки, которые тихо трудятся и работают, которые дождались своего звездного часа.
– А ведь в художественной гимнастике не каждая дожидается...
– Да. Но так же было и у меня, когда я попала в Новогорск в 2010 году. Работала в 2011-м, в 2012-м. Иногда выезжала на какие-то соревнования. Но потом все равно идет смена поколений, и настает твой звездный час, если ты ждешь, терпишь и работаешь.
– После Олимпиады был вопрос – кто же придет на смену вам с Яной Кудрявцевой. И многие считали, что это будет более опытная Александра Солдатова. Но у нее не получилось, она уступила лидерство Авериным. Как считаете, почему?
– Возможно, она не была готова психологически. Когда проходил "Гран-при" в Москве, у нее не было травмы, которая беспокоит сейчас, однако все равно не получилось справиться с грузом ответственности. Помню свой "Гран-при" в постолимпийском сезоне, мне тоже было тяжело, когда сказали "ты – вторая Канаева". Все начали спрашивать, мол, "вот, вы лидер". Но тогда, когда мы выступали, все были наравне. А в этом году Солдатова уже была чемпионкой мира, и все возложили надежды на нее. Над этим тоже нужно работать, это само собой не пройдет – могу сказать на собственном опыте. Поэтому ей можно пожелать здоровья, удачи и терпения, потому что олимпийский цикл продолжается, еще три года впереди.
– Состав нашей команды в групповых упражнениях у нас обновился наполовину.
– Хорошо, что девчонки остались после Олимпиады, в том числе наша двукратная чемпионка Игр Анастасия Близнюк. На этот год точно, а так, дай бог, еще надолго. Это очень помогает! Посмотрите на испанок – в этом году у них полностью обновился состав, это очень тяжело, нет капитана с опытом за плечами. Надеюсь, на этом чемпионате у девочек получится показать все, над чем они работали. А работали они очень много и очень хорошо. Они большие молодцы и трудяги. Я не буду смотреть их выступление, потому что однажды посмотрела – и у девочек была потеря. С тех пор не смотрю никогда. Они выйдут, отойду в сторонку и потом увижу оценки. Но все равно переживаю за них очень сильно.
– Тем временем с Олимпиады в Рио-де-Жанейро прошел год.
– Да, очень быстро пролетел год!
– Вы определились, что дальше в плане спорта?
– Пока что нет, сейчас готовлюсь к свадьбе. Подготовка идет хорошо, хотя порой ничего не успеваем. Мы довольно смелые – и переезд, и ремонт, и свадьба, и восстановление – все в один год. Спешим жить и наслаждаться всем происходящим, как-то жадно это получается, потому что постоянно уделяли время только спорту. Пока по-прежнему со спиной тяжело, она болит, пока сюда долетела в самолете – мучилась. Очень много мероприятий, и я решила для себя, что после свадьбы я останавливаюсь и занимаюсь только своим здоровьем. Потому что если это мешает в жизни, пока не могу возвращаться в спорт. Но для себя я не решила – это, конечно, очень тяжелое решение. Тяжелое. Думаю, многие это понимают. Потому что олимпийский цикл очень тяжелый, особенно в нашем виде спорта. И если гимнастика, то только она. Особенно в России, даже только в нашей стране.
Мало того, что конкуренция большая, так и у нас школа на этом построена – живем в Новогорске, там же тренируемся, едим, спим и после всех соревнований возвращаемся туда. И я вообще не представляю, как могут быть хоть какие-то активности. Когда готовишься к Олимпиаде – особенно. У меня была единственная в жизни съемка перед Играми на обложку журнала. Это было в мой выходной, и Амина Василовна Зарипова звонила каждые 15 минут и говорила, чтобы они заканчивали. Раньше я не понимала, что такого – просто отснять? Теперь понимаю, на обычную съемку уходит 4-5 часов, а тогда мы снимали обложку! Уложились в три часа, и то я поняла, что мой выходной был неполноценным. А про семью вообще молчу – я близких не видела. Амина Василовна приезжала каждый вечер домой очень поздно, а я – только в воскресенье. С женихом встретились в Бразилии, на Олимпиаде – в Москве никак не могли пересечься перед Играми.
– То есть решение о карьере вы пока откладываете на какой-то срок?
– Да. Потому что со спиной все непонятно пока, к сожалению.
– Как считаете, насколько высоки шансы, что вы вернетесь?
– Пока не могу сказать.