21 сентября 2014, 11:30
21 сентября исполняется 16 лет, как не стало одной из самых ярких и загадочных звезд легкой атлетики – действующей рекордсменки мира в спринте Флоренс Гриффит-Джойнер.
Флоренс Гриффит-Джойнер нет уже полтора десятка лет. Но до сих пор стоят и имеют шансы простоять еще очень долго два ее мировых рекорда – на дистанциях 100 м (10,49) и 200 м (21,43). Оба результата в прошлом году справили четвертьвековой юбилей.
За прошедшие два десятка лет мало кто мог сравниться с Гриффит-Джойнер не только в скорости, но и в экстравагантности. Эффектная темнокожая красавица из Калифорнии была не только большой чемпионкой, но и иконой стиля, которая начала активно смешивать гламур и большой спорт задолго до Анны Курниковой, Дэвида Бэкхема, Криштиану Роналду и других современных героев модно-спортивного фронта.
Гриффит-Джойнер сама разрабатывала экстравагантную экипировку, в которая и сегодня поражает воображение, носила трико на одну ногу (вторая при этом была вырезана до купальника), ногти длиной 6 дюймов (около 15 см) и головные уборы, напоминающие шлемы-балаклавы. Для негламурной женской легкой атлетики тех лет это было нечто невиданное. По аналогии с поп-звездами американка придумала сокращать свое имя до броского Фло Джо.
Свою первую олимпийскую медаль – серебро на дистанции 200 м – Флоренс, тогда еще носившая одну фамилию Гриффит, выиграла в Лос-Анджелесе-1984. В 1987 году она вышла замуж за знаменитого прыгуна тройным Эла Джойнера, войдя в легендарный клан американской легкой атлетики и став невесткой другой действующей рекордсменки мира со стажем – Джеки Джойнер-Керши.
После Лос-Анджелеса Флоренс взяла паузу, чтобы триумфально вернуться и на Играх-88 в Сеуле выиграть три золота: на обеих спринтерских дистанциях и в эстафете 4х100 м. По ходу национального отбора на Игры в четвертьфинальном забеге она установила тот самый мировой на 100-метровке, а на самой Олимпиаде добавила в свою коллекцию лучший в истории результат на дистанции вдвое длиннее. После Сеула Флоренс завершила карьеру, родила дочь, занялась любимыми хобби вроде модного дизайна, была активным общественным деятелем, в память о собственном непростом детстве (Флоренс была седьмой из 11 детей) основала фонд помощи нуждающимся детям. И даже снялась в легендарном сериале "Санта-Барбара".
В середине 90-х она вроде бы собиралась вернуться в большой спорт ради погони за мировым рекордом на дистанции 400 м. Но как большинство подобных историй, это закончилось ничем – по официальной версии из-за многочисленных травм.
Как и большинство рекордов, установленных несколько десятков лет назад, достижения Гриффит-Джойнер встречают разное к себе отношение. Среди обвинений, раздававшихся в разное время в адрес красавицы-американки, есть и претензии к процедуре утверждения рекорда, и, разумеется, подозрения в использовании запрещенных препаратов.
Считается, что ее мировой рекорд на 100-метровке мог быть установлен при сильном попутном ветре, который не был зафиксирован из-за неполадок в оборудовании. ИААФ официально признала такую вероятность, но отменять результат не стала. Впрочем, и второй по времени результат Гриффит-Джойнер, установленный при допустимых показателях скорости ветра, все равно до сих пор был бы мировым рекордом.
Сторонники "допинговой" версии приводят в качестве аргументов и резкий скачок результатов на обеих коронных дистанциях, случившийся в преддверии олимпийского сезона-88. И внезапное завершение карьеры в зените славы (которое произошло еще до введения постоянной практики случайного тестирования на допинг), и внезапную раннюю смерть. Гриффит Джойнер скончалась во сне 21 сентября 1998 года в возрасте 38 лет, недожив недели до десятилетнего юбилея своего мирового рекорда на 200-метровке. Официальная причина смерти – эпилептический припадок. Согласно заявление семейного адвоката, она несколько лет страдала от этого заболевания, однако истинную причину смерти сомневающиеся в чистоте Гриффит-Джойнер подвергают сомнению до сих пор.
Среди сомневающихся есть и коллеги-спортсмены. Например, экс-чемпионка мира Гвен Торренс, в свое время выдавшая знаменитое заявление о том, что она не признает рекордов Гриффит-Джойнер.
Однако официально Флоренс не завалила ни одного допингового теста, хотя, по данным американских СМИ, только в 1988 году ее проверяли около 11 раз. После кончины спортсменки спортивные чиновники признали, что из-за слухов о допинге каждую ее пробу исследовали с повышенным вниманием, но так ничего и не нашли. Даже после смерти Гриффит-Джойнер во время вскрытия попытались проверить на стероиды, однако сделать это не удалось из-за недостатка подходящего биологического материала.
"Я прекрасно знаю, что обо мне говорят. Но это – неправда. Люди могут проверить меня в любой день любой недели в году на свое усмотрение. Мне нечего скрывать", – парировала бегунья.
Ее супруг Эл Джойнер, отвечая всем критиковавшим ярко-выраженную мускулатуру Флоренс, заметил: "Есть люди, которые говорят, что моя жена выглядит как мужчина. Очевидно, никогда на самом деле не видели мою жену".