12 сентября 2008, 03:00
Для сборной России по стрельбе Олимпийские игры-2008 закончились полным провалом. Из Пекина наши стрелки привезли только 4 медали (на Олимпиаде в Афинах, напомню, ими было завоевано 10 наград). Одним из неприятных сюрпризов пекинских Игр стало неудачное выступление нашего прославленного пулевика - олимпийского чемпиона-2004, чемпиона мира 1998 и 2002, многократного чемпиона Европы 39-летнего москвича Михаила Неструева, занявшего в стрельбе из пневматического пистолета лишь 29-е место, а в стрельбе из малокалиберного пистолета - 24-е. Результат оказался обескураживающим и для самого Михаила, который после окончания соревнований отказался как-либо комментировать свое выступление. Однако спустя некоторое время после возвращения в Москву Неструев решил поделиться своими размышлениями по поводу итогов Олимпиады. Во время нашей беседы настроение у стрелка было замечательное - рядом курлыкал его новорожденный сынишка.
-Рождение сына - событие значимое. Наверное, именно поэтому вам в Пекине было не до соревнований?
- С одной стороны, это так, ведь Даниил родился накануне отъезда в Пекин, 20 июля. С другой стороны, я привык привозить с соревнований различные награды - несмотря ни на какие сопутствующие обстоятельства. Кстати, после Олимпиады я планировал поехать в Швецию на чемпионат мира среди военнослужащих, который должен был пройти в конце сентября. Но из-за событий на Северном Кавказе этот турнир отменили, что меня, как представителя ЦСКА, огорчило. Дело в том, что Россия всегда побеждала на этом турнире, и переходящий Кубок сейчас находится у нас.
-После Олимпиады уже прошло достаточно времени. Как вы сейчас прокомментируете свое выступление в Пекине?
- Отрицательный результат - тоже результат. Стрельбой можно заниматься всю жизнь. Главное - правильно тренироваться, чтобы выдерживать конкуренцию на международной арене. В Пекине же я старался, но - увы. Понимание того, что соревнования не удались, пришло только после последнего выстрела. Причин этому много. Одна из них - отсутствие духа коллективизма и, если так можно выразиться, "второй головы". Индивидуализм в нашем деле приводит к ошибкам.
-То есть?
- Во время подготовки к Олимпиаде я не получил должной технической помощи со стороны тренерского состава, и собственные ошибки привели к такому итоговому результату. Во время подготовки к Олимпиаде важно, чтобы тренер вел всю команду, а не отдавал приоритет какому-то одному спортсмену.
-У вас имеются претензии к гостренеру Олегу Лапкину?
- К нему как раз у меня претензий нет. Лапкин - государственный тренер и у него свои задачи. Но у меня остались вопросы к другим людям из тренерского штаба. Ведь добросовестно трудились всего несколько пар спортсмен - тренер, которые и добыли для нашей сборной медали. Это Падерена и Рогачева, Исаков и Коренева, Галкина с Эрдманом и Герасименок, Алипов со своим отцом и Юрием Кашубой. Остальные спортсмены готовились на общих основаниях, и результат получился слабеньким.
-Но вы же опытнейший спортсмен, много лет выступаете за сборную, не раз становились призером Олимпийских игр. Неужели человек вашего уровня мастерства не способен работать самостоятельно?
- Вы легко можете представить себя на моем месте. Предположим, ваш репортаж вовремя не поправят, не заметят опечатки - и материал случайно окажется не очень хорошим. Чужие ошибки виднее со стороны. Также и в спорте: взгляд со стороны необходим. Другой человек лучше видит погрешности и ошибки в технике. Часто своевременное замечание во время старта может существенно повлиять на результат. А если некому поправить, то спортсмен может заблудиться сам в себе. Вот со многими нашими стрелками в Пекине именно это и произошло.
Помните выступление Елены Исинбаевой? Мне было интересно наблюдать за поведением ее тренера Виталия Петрова. Даже после того, как Исинбаева стала олимпийской чемпионкой, тренер корректировал ее технику, что в результате помогло установить мировой рекорд в последней попытке. Отношение тренера к своим подопечным очень важно. И тренер должен быть во всем максималистом, как и спортсмен. Для меня стрельба - не тот вид деятельности, которым я хотел бы заниматься только ради удовольствия. Поэтому по-прежнему настраиваюсь на медали.
-Отсутствие тренерского сопровождения - не единственный фактор, отрицательно повлиявший на ваше выступление?
- К сожалению, да. Задолго до Олимпиады я выразил свои пожелания относительно подготовки, но мне не пошли навстречу.
-Что же такого особенного вы попросили?
- Например, начать подготовку в полном объеме в зимний период и готовиться к главным стартам не в Москве. Хотелось приехать в Пекин несколько раньше, чтобы акклиматизироваться. Кроме того, у меня много других вопросов. К примеру, почему мы не используем все наши возможности? Вот украинцы регулярно ездят по фирмам, подбирают оружие и патроны. У нас же принято проявлять проворность в другом: некоторые тренеры спешат записать себя в качестве личного наставника какого-либо спортсмена, хотя сами порой не соответствуют должному уровню мастерства. Меня это возмущает.
Мне также не ясно, почему итоговое собрание тренеров, на котором проводился анализ выступления на Олимпиаде, прошло при закрытых дверях? Мне кажется странным, что до спортсменов, в частности до меня, доходят слухи по поводу предстоящей в конце года отставки Олега Лапкина. Мне часто звонят молодые спортсмены и спрашивают об этом, а я им ничего объяснить не могу, так как сам не в курсе дела. Ясно одно: на сегодняшний момент в федерации нет четкой политики. Думаю, нам всем надо разобраться в сложившейся ситуации, иначе ничего хорошего ждать не приходится.
-В этом году вы планируете еще где-нибудь выступить?
- Основные старты уже закончились. Остался только финал Кубка мира в Бангкоке в конце октября, но этот турнир не имеет никакого смыслового значения, и, думаю, его многие пропустят. К тому же там не очень высокий призовой фонд, за первое место полагается всего 1200 швейцарских франков. Такой суммой можно и пожертвовать, поскольку сейчас у многих стрелков появилась реальная возможность отдохнуть.
-Вы где планируете отдыхать?
- В Москве. Думаю, что еще рано вывозить малыша куда-либо.
-Кроме стрельбы у вас есть занятие, которое могло бы приносить доход?
- Да. Этим летом я закончил обучение в Дипломатической академии по специальности "специалист международных отношений".
-Вам уже предлагали работу?
- Надеюсь, это вопрос будущего.