19 июля 2001, 18:54

Соревнования с заранее известной чемпионкой

     Такой финал, как тот, что проходил вчера в главном бассейне чемпионата мира, в спорте редкость. Имя чемпионки было известно заранее. Никто не допускал даже малейшей вероятности, что Ольга Брусникина может проиграть. О том, как все происходило, рассказывает специальный корреспондент "СЭ" Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ.

     Еще четыре года назад, когда на чемпионате мира-98 Россию представляла в соло Ольга Седакова, а вице-чемпионкой стала совсем юная француженка Виржини Дидье, специалисты полагали, что место новой королевы в этом виде спорта займет именно она. Но, увы… Королева сменилась в 1999 на чемпионате Европы в Стамбуле, а Виржини так и осталась второй.

     Пока выступала Седакова, журналисты часто писали, что лишь предвзятость судей по отношению к России мешает ей занять лидерство в мире. Однако Брусникина несколько лет назад сказала: "Ольга Седакова для нас была кумиром, идеалом. Я, как и она, тренировалась у Елены Полянской, и мы, малыши, смотрели на Ольгу, как на человека из другого мира. Об иностранных спортсменках тогда знали только понаслышке. Приезжали-то они к нам редко. Уже потом я поняла, что Россия и Ольга - далеко не первые в мире в синхронном плавании. С моей точки зрения, мы очень уступали и американкам, и канадкам. Помню, за США на Олимпийских играх в Атланте выступали две сестры-близняшки. Их композиции просто потрясали. Слаженностью, сложностью. У них никогда не было ни единого нарушения в программе. То выступление я помню до сих пор, хотя сейчас в синхронном плавании можно увидеть гораздо более сложные элементы и связки".

     В финале все в очередной раз убедились, что композиция россиянки, и то, как она была исполнена, не может идти ни в какое сравнение ни с какой другой. Хотя в том же финале выступали те, кто в свое время превосходил чемпионку по всем статьям. Например, Анна Козлова. Она становилась чемпионкой Европы в дуэте с Седаковой в Шеффилде в 1993-м, где Брусникина тоже получила золото, но в группе. Затем Козлова уехала в США, и результаты медленно, но верно, пошли вниз. Христина Талассиниду, выступающая в Фукуоке за Грецию, конкуренткой считаться не могла: в 1989-м она стала самой первой чемпионкой Европы, представлявшей СССР. А в Японии 31-летняя Христина хоть и сохранила признаки былого мастерства, но из-за возраста диссонировала даже с соотечественницами в групповом выступлении.

     На оставшиеся два призовых места по качеству выступления претендовали четверо. Дидье, японка Мийа Татибана, Козлова и испанка Хемма Менгуаль.

     По справедливости, бронзу следовало бы вручить последней. Но это было бы слишком сильным ударом по консервативным устоям синхронного плавания. Рассуждали, видимо, так: в конце концов, Татибана была бронзовым призером еще в Перте четыре года назад. Да и выступает в родных стенах. Козлова - тоже ветеран, к тому же - американский. Свежи еще в памяти времена, когда именно Америка диктовала порядки в синхроне. Менгуаль же - совсем молодая. Успеет еще дождаться очереди. Может, кстати, ту же Брусникину сменит.

     Ольгу, кстати, однажды спросили, знает ли она, кто именно придет ей на смену. "Честно говоря, об этом никогда не задумывалась. И пока не хочу", - ответила она.

     Гораздо больше, чем комментарии Брусникиной по собственному выступлению, журналистов интересовал вопрос, с кем она намерена выступать уже в следующем году в дуэте. "Это пока секрет, - засмеялась тренер чемпионки Елена Полянская. - Но в дуэте Оля соревноваться обязательно будет".

     Наблюдая за солистками в финале, было ужасно обидно сознавать, что соло - не олимпийская дисциплина. Те, от кого в свое время зависела судьба вида, рассуждали буквально: выступление одной спортсменки не может подходить под определение "синхронное". А значит, интересы солисток и нечего лоббировать.

     Олимпийские игры - та причина, по которой сильнейшая синхронистка мира очень скоро начнет выбирать себе новую партнершу. Можно только догадываться, насколько тяжелым это предстоит быть для тех, кто составляет российский дуэт в Фукуоке. Впрочем, Брусникиной это известно по личному опыту. В свое время - еще на юниорских соревнованиях - она выступала с Юлей Панкратовой. Потом партнерша закончила выступать и нужно было срочно искать новую. Именно тогда Брусникина впервые попробовала работать в паре с Машей Киселевой. А за год до чемпионата мира в Перте к девушкам, вернувшись из Швейцарии, присоединилась Седакова.

     "Тогда я испытала довольно неприятное чувство, - вспоминала Брусникина. - Все-таки мы столько времени проработали с Машей, приспособились друг к другу, стали чемпионками Европы в Севилье, в 1997-м. С другой стороны, и я, и Ольга тренировались у одного тренера, имели одинаковую технику, во многом прошли одну и ту же школу, поэтому было интересно, как у нас получится. Но проблем было множество. Ольга в то время тренировалась и работала в швейцарском клубе. В связи с этим, естественно, не могла постоянно находиться в Москве. Хотя, когда приезжала на сборы, тренировалась очень много. И все равно было страшно. И очень жалко своих собственных усилий: а вдруг она не успеет подготовиться так, чтобы выиграть? Знаете, после тренировки, даже если что-то не получается, всегда думаешь: "Ну, ничего страшного: завтра я приду, и все будет нормально". А тогда я приходила на тренировку и видела, что у нас с Ольгой снова появляются те же самые ошибки, которым нет конца.  Раздражало и то, что я понимала: работать по большому счету мне все равно предстоит с Машей. А с Ольгой - так, проходящий момент".

- Но ведь в Перте вы выступали втроем?

- Да. С Машей - в короткой программе, с Ольгой - в произвольной. Она очень хотела уйти из спорта чемпионкой мира. Все-таки, столько лет работала для того, чтобы пробиться к этому золоту…

     Уход из спорта Киселевой Брусникина пережила спокойно: "Я знала о ее решении заранее, понимала, что Маше тяжелее заставить себя остаться еще на один цикл- все-таки она на четыре года старше меня. Но будущая работа с новой партнершей не пугает. Мне еще не надоело выступать".  

- К российским спортсменкам в синхронном плавании все сейчас относятся как к безусловным лидерам, у которых (по крайней мере, на европейском уровне) невозможно выиграть. Но ведь в воде на протяжении программы, когда человек, а то и вся группа, находятся в столь "шатком" состоянии, существует миллион возможностей ошибиться. Как удается избегать ошибок?

- Работать надо. Помногу, каждый день, до полного автоматизма движений. В соло полегче - там в случае чего можно сымпровизировать. Когда выступаешь с партнером, то с самого начала работы надо стремиться к тому, чтобы не просто заучивать движения, но делать это точно так же, как твой напарник. Бывает очень тяжело. Иногда от усталости просто перестаешь контролировать себя. Вот тогда и спасает автоматизм движений. Автопилот.

- Наверное, тяжелее всего работать на длительной задержке дыхания?

- Самое трудное - идеально держать быстрый темп, что сейчас необычайно ценится. Это умение опять же идет от техники. От того, как хорошо спортсмен владеет "школой".

- Каким образом, находясь вниз головой в воде, вы чувствуете вертикальна та или иная линия, или нет?

- Для нас "вниз головой в воде" - нормальное состояние. Вы же чувствуете равновесие, стоя на полу? Так и мы в воде.  Разницы, по большому счету, никакой. Главное привыкнуть. А я уже 13 лет в "перевернутом" состоянии живу.

- Что вы считаете самым большим недостатком вашего, чисто женского вида спорта?

- Непосильную физическую нагрузку. Это накладывает отпечаток на все - на характер, на здоровье. Проводить в воде (иногда - не очень теплой) по шесть часов в день - не самая полезная для женского организма вещь.

- Столь тяжелые тренировки мешают личной жизни?

- Конечно, нелегко сидеть на сборах без близкого человека по месяцу - по два. А что делать? Работа такая…