15 июня 2020, 09:00
Давно очевидно, что Ирина Вятчанина умеет готовить брассистов. Именно она закладывала плавательные азы Юлии Ефимовой — до 19 лет наша «золотая рыбка» тренировалась у Вятчаниной и именно с ней впервые выиграла чемпионат мира. Правда, расставание у них получилось совсем не мирным.
Еще Ирина Германовна работала с Викторией Зейнеп Гюнеш — украинкой, принявшей турецкое гражданство. Пока тренеру не мешали, та прогрессировала с огромной скоростью. Но после триумфального юниорского чемпионата мира-2015 в Сингапуре, где были завоеваны четыре золотых медали, а на 200 м показаны удивительные 2.19,64 (это быстрее, чем у победителя Олимпийских игр в Рио), у юной спортсменки появилось слишком много советников. Окружение посчитало, что Вика справится и без Вятчаниной. Контракт с ней расторгли. В итоге Гюнеш больше серьезных результатов не показывала.
Несколько лет Ирина Германовна сидела без нормальной работы, но теперь она снова в деле. У нее сейчас новая интересная ученица и она снова намерена поставить на уши плавательный мир.
Татьяне Белоногофф 18 лет. У нее британский паспорт, но в начале этого года она подала на российское гражданство. Решение выглядит неоднозначным. Во-первых, на Туманном Альбионе она точно была бы на виду — женский брасс там не очень развит. Отборы на крупные старты можно было бы проходить спокойно. Во-вторых, несколько престижных университетов Великобритании предлагали ей стипендию.
Но Татьяна сделала выбор в пользу спортивной карьеры и переехала к Вятчаниной. В феврале она установила личные рекорды на всех трех дистанциях брассом: 50, 100 и 200 м. Наверняка на чемпионате России секунды были бы еще более интересные. Но его, как известно, перенесли на осень.
— Я была удовлетворена той работой, которую мы проделали до пандемии, — сказала Вятчанина. Сейчас они с ученицей на сборе в Волгограде. — Татьяна смогла впитать мои мысли и идеи, мы сделали важные шаги в понимании друг друга.
— Эта концепция подобрана конкретно под нее? Или вы ставите Белоногофф ту же технику, что Ефимовой.
— А нельзя поставить всем одну. И я постоянно иду вперед, и индивидуальность у каждого ученика своя. Юля, Виктория Зейнеп Гюнеш, Татьяна — они совершенно разные люди, которых объединяет только одно: брасс.
— Когда стало известно, что Белоногофф хочет выступать за Россию, не все это поняли. Конкуренция в брассе у нас такая, что пробиться куда-то очень сложно.
— Она сделала правильный шаг. Татьяна дала понять, что не боится конкуренции. Спокойной жизни она предпочла борьбу. Но только это может привести к серьезным результатам и много говорит о ее характере. Я такая же. Нас это и объединило.
— Но сверхскоростей она не показывала.
— Если бы я не видела в ней потенциала, то не стала бы сдергивать ее из Англии.
— Перенос Игр в Токио на год вам же на руку?
— Чего тут лукавить, конечно. Не нужно ничего форсировать, чтобы доказать самим себе, что мы идем правильным путем. Можем спокойно и размеренно подойти к тому результату, на который рассчитываем.
— Уже лет 12 безусловный лидер российского брасса — Ефимова. Реально ли составить ей серьезную конкуренцию и даже обыграть?
— Юля даже больше на российском и международном подиуме — с 2007 года. Но реально ли обыграть ее? А зачем иначе было начинать? Для чего мы тренируемся? Если бы не верили, то и не стоило бы. В любом случае, нужно готовить достойную замену. Россия не должна сдавать свои позиции в брассе, которые у нас, как раз благодаря Юле и, может быть, где-то мне, очень высокие.
— Насколько вам нравятся другие молодые брассистки? В частности, 15-летняя Евгения Чикунова, которая на прошлой России обыграла Юлию на 200 м. Все были в шоке.
— Юля в свое время сама точно так же обошла Лену Богомазову и других. Чикунова, безусловно, очень интересная девочка. Конечно, за ней на соревнованиях смотреть будет крайне любопытно.
— Ефимова столько лет на высочайшем уровне, в стране подрастают молодые звездочки. Могут ли у нее возникнуть сложности с отбором в Токио следующей весной?
— Юлька — матерый боец. Про нее нельзя говорить, отталкиваясь от цифр или возраста. Она — личность в спорте. И чудеса может творить на одной мотивации. Если у нее будет реальный интерес и сверхжелание, она в очередной раз покажет всем who is who (кто есть кто. — Прим. «СЭ»).
— Но для вас сразиться со своей бывшей ученицей при помощи другой ученицы — принципиальная история, ведь так?
— Вот и хочется не оставаться на месте, а двигаться вперед с новыми спортсменками. Попробовать воплотить свои мысли и методику в жизнь. Конечно, для этого нужен хороший материал, а его в карьере тренера бывает не так много. Сейчас все хорошо. Было бы лучше, если был бы не один спортсмен. В команде расти проще.
— Есть какие-то перспективы по росту группы?
— Прямо сейчас — нет, а там посмотрим.
— Насколько комфортно вы чувствуете себя в финансовом плане, работая с одной Татьяной?
— Я официально — пенсионерка.
— На пенсию особо не проживешь.
— Ну, что заработали, то заработали. Пока ни к одной школе или региону принадлежности у нас нет.
— Это проблема?
— Конечно. Потому что ситуация ложится бременем на родителей Татьяны. Думаю, регионам сейчас есть резон обратить внимание на такую спортсменку. Иначе потом, когда она проявит себя ярко, выбирать уже будем мы. Так что сейчас — хорошее время.
— Напоследок расскажите про Аркадия, вашего сына. Про него давно ничего не было слышно.
— У него все нормально, работает тренером в студенческом клубе в Гренобле.