10 апреля 2014, 12:30
СВОЯ КОЛОНКА
Евгений ФЕДЯКОВ
Чем ближе находится знаменитый спортсмен к моменту завершения карьеры, тем острее воспринимается то, что с ним происходит. Причем самому ему для этого никаких сверхъестественных усилий предпринимать не требуется. Реакция болельщиков – будь то горькая кручина после поражений или счастливое ликование после побед – гарантирована.
Так было, например, с Маратом Сафиным по ходу его последнего сезона-2009 и с Евгением Кафельниковым. Самому титулованному теннисисту современности Роджеру Федереру сейчас 32 – на четыре года больше, чем было Кафельникову в 2002-м, когда россиянин, по сути, перед самым финишем своей карьеры завоевал вместе с партнерами по сборной Кубок Дэвиса. И кто знает, сколько еще лет полноценной теннисной жизни отмерено великому швейцарцу?
Еще недавно Федереру прочили вылет из первой десятки, но он вместо этого за несколько недель поднялся в рейтинге с 8-го места на 4-е. При этом по количеству выигранных матчей за три с лишним месяца (24) Роджер сейчас находится на первом месте в ATP World Tour. На репутации 17-кратного победителя турниров "Большого шлема" подобные статистические факты вроде бы никак не отражаются, но все познается в сравнении, и в марте о ренессансе Федерера говорили больше, чем о сенсационной победе его соотечественника Станисласа Вавринки на Australian Open.
Тем временем подоспели четвертьфиналы Кубка Дэвиса, подкинувшего в нынешнем сезоне неформальный сюжет. Правда, сначала необходимо вернуться к истории вопроса.
Как известно, для Федерера главный командный теннисный турнир остается пока такой же непокоренной вершиной, какой был Roland Garros для Пита Сампраса или Уимблдон для Ивана Лендла. Более того, Серебряная салатница – единственный значимый трофей, который Федереру выигрывать не удалось. Конечно, можно вспомнить, что лучшим его достижением на Олимпиадах в одиночном разряде является серебро Лондона-2012. Тем не менее титул олимпийского чемпиона на счету Роджера все же имеется: он был завоеван в Пекине-2008 в паре вместе с Вавринкой.
Молодой Федерер в Кубке Дэвиса сил не жалел. Взять хотя бы московский поединок первого круга-2002, в котором Роджер принес гостям два очка и хозяева, будущие победители турнира, с трудом ушли от поражения. Однако с 2005-го по 2009 год, не желая перенапрягаться, Роджер принимал участие исключительно в тех матчах, в которых швейцарцы защищали свое место в Мировой группе.
Время шло, а мечта Федерера выиграть главный командный теннисный трофей казалась все более недостижимой. И вот, наконец, в этом году судьба подарила Роджеру, не исключено, последний реальный шанс.
В первом же раунде выбыли из борьбы испанцы, американцы, аргентинцы и сербы, которые в отсутствие Новака Джоковича дома проиграли именно швейцарцам. А главное – на пике своей карьеры оказался Вавринка, новая первая ракетка своей страны. Два игрока из Top-10 в одной сборной – это сила. В нынешнем розыгрыше такой состав смогла выставить только команда Швейцарии.
Несколько дней назад казалось, что швейцарцам заранее расчищена дорога в их первый с 2003 года полуфинал. Ведь в четвертьфинале Федереру и Вавринке противостояла казахстанская команда с Михаилом Кукушкиным и Андреем Голубевым, представителями шестой десятки мирового рейтинга. Однако не тут-то было. Дрим-тим, которую болельщики уже успели окрестить не иначе как Роджерстан (в данном случае имела место двойная игра – аналогия с названием страны-соперника и одновременно использование сокращенного варианта имени Вавринки), справилась с Казахстаном с огромным трудом.
Все началось с поражения Вавринки от Голубева. Правда, Федерер затем обыграл Кукушкина, но в парной встрече хозяева уступили Голубеву и бывшему крымчанину Александру Недовесову, перешедшему в минувшее межсезонье под флаг Казахстана. И все-таки сенсации не произошло. В воскресенье Вавринка в четырех партиях справился-таки с Кукушкиным, а Федерер завоевал победное очко, не отдав ни одного сета Голубеву.
В общей сложности Роджер за три дня провел на корте 7 часов и 1 минуту – не так уж много, но и не очень мало, учитывая его почтенный, по меркам мировой теннисной элиты, возраст.
В сентябре, сразу после US Open, швейцарцам дома предстоит полуфинал против сборной Италии. Хотя в случае победы им светит ноябрьский гостевой финал против чехов или французов, более соблазнительную ситуацию для выигрыша Серебряной салатницы трудно себе представить. В Роджерстане это, разумеется, понимают.