26 февраля 2020, 20:50
373-я ракетка мира Мария Шарапова больше не рассчитывает на возвращение в элиту. Сражение самой яркой звезды в истории российского тенниса со своим здоровьем и желанием вести полноценную жизнь вне корта подошло к концу. Бывший первый номер рейтинга WTA объявила о завершении карьеры, продолжавшейся более 15 лет. Карьеры, наполненной фантастическими взлетами, ужасными падениями, преодоления и конъюнктурой, обожанием и ненавистью.
Нет смысла перечислять все ее достижения — и так понятно, что по титулам она далеко впереди любого из российских игроков. Как далеко впереди она и по степени популярности. Любой турнир с ее участием или без нее — небо и земля по уровню интереса наших болельщиков. Во всяком случае, до недавнего времени, пока Мария все еще ставила теннис в своей жизни на первое место. По факту она завершила карьеру еще год назад. После этого в основном были рассказы про травмы, снятие с турниров, поражения на ранних раундах, а также великолепные селфи в соцсетях и насыщенная жизнь вне спорта.
И, если отбросить гадания о беременности и прочих радостных событиях в личной жизни Марии, можно констатировать, что сегодня Шарапова лишь оформила то, что на самом деле уже случилось. Просить wild-card на приличные турниры из-за того, что не проходишь в них по рейтингу, — это ниже достоинства лучшей теннисистка планеты, за которую менеджеры самых крутых соревнований были готовы перегрызть друг другу глотки. И в такой ситуации решение повесить ракетку на гвоздь понятно любому здравомыслящему человеку, даже без поправок на травмы, занятость в других проектах и личную жизнь.
Как бы то ни было, пора подводить итоги. Очевидно, что при всех успехах Шарапова не была идеальна, и не реализовала в теннисе даже половины своего потенциала. Сказались и запущенная юношеская травма плеча, и огромное количество коммерческих проектов, и допинговый скандал. Менеджеры компании IMG с детства растили из нее звезду, и этот проект оказался сверхудачным. В первую очередь потому, что русская девочка оказалась личностью, которая не оставляет равнодушным никого. Все 15 лет вокруг Шараповой полыхали грандиозные страсти. Вот некоторые из пунктов, по которым теннисные фанаты так и не смогли достичь согласия.
Шарапова всю сознательную жизнь прожила в США и оказалась прекрасно встроена в систему американского спорта и спортивного маркетинга. Этого ей часто не могли простить в России. Кроме того, у нее непросто складывалась отношения с нашей национальной командой — Мария играла за нее только когда это была необходимо для попадания на Олимпиаду. Роль знаменосца на Играх-2012 и рассказы об отсутствии американского паспорта так и не смогли переломить ситуацию. Шарапова до конца останется в полупозиции — не своя в Америке, не совсем наша в России.
Мария долгие годы оставалась идеальной клиенткой для спонсоров и одним из лидеров по заработкам среди женщин-спортсменок. Эти позиции не поколебал даже скандал с мельдонием. Поток контрактов, а также собственный бизнес-проект с конфетами часто заставляли думать о том, что спорт не является для Шараповой приоритетом. В том числе из-за спонсорских обязательств она долгое время не могла заняться больным плечом и играла на уколах. Возможно, это предопределило недолговечность ее карьеры.
В теннисной тусовке Шарапову многие недолюбливали. Она практически не общалась с коллегами, и имела репутацию высокомерной эгоистки. Кроме того, в первые годы карьеры Мария эмоционально зависела от своего отца — крайне закрытого человека. Это потом в соцсетях Мария избрала образ «девочки из своего двора». На практике звездный статус с юных лет наложил на ее форму поведения в обществе серьезный отпечаток.
До сих пор идут споры о том, правильно ли поступила Мария, публично признавшись в употреблении мельдония после его запрета. Ведь большинство ее товарищей по несчастью отделались небольшими отстранениями. Шарапова же отбыла 15 месяцев дисквалификации, после которых так и не смогла выйти на прежний уровень. С другой стороны, много людей считают допинговую пресс-конференцию россиянки образцом честности и благородства в спорте.
Серия из 19 поражений подряд в противостоянии Шараповой с Сереной Уильямс, безусловно, войдет в историю тенниса. Очевидно, что это была чистая психология, ведь уровень соперниц все эти годы был сопоставим. Кроме того, между Марией и Сереной существовали разногласия и за пределами корта, и в этой словесной дуэли россиянка тоже не всегда была на высоте. Рассказы про терапевтические исключения Уильямс стали для поклонников Марии слабым утешением.
После ухода Жюстин Энен Шарапова претендовала на то, чтобы стать безусловным лидером женского тенниса, но ей постоянно что-то мешало. Да, карьерный «Большой шлем» — это круто. Но нельзя сказать, что спортивные достижения Марии сопоставимы с ее популярностью. Скорее, главное наследие россиянки в теннисе — она более десятилетия оставалась не просто главной красавицей среди чемпионок, но и иконой стиля.