Статьи

13 октября 2016, 20:00

Александр Яременко: "А хотел ли Мусэрский играть за сборную?"

Владимир Иванов
Обозреватель
Генеральный секретарь Всероссийской федерации волейбола (ВФВ), курирующий мужские команды, рассказал о возможности проведения в России чемпионата мира-2022, прокомментировал слова Геннадия Шипулина, чье интервью недавно было опубликовано в "СЭ", и подробно объяснил, почему на двух последних турнирах не было Дмитрия Мусэрского.

Наша встреча состоялась через пару дней после возвращения Яременко из Буэнос-Айреса, где прошел отчетно-выборный Конгресс Международной федерации волейбола (FIVB).

– Главное событие – переизбрание Ари Грасы на посту президента еще на 8 лет, – отметил Яременко. – Помимо этого были разговоры о дальнейшем векторе развития, много говорилось о важности упора на медиа и раскрутку волейбола. С учетом долгосрочных полномочий Грасы, можно надеяться на последовательную и планомерную работу в этом направлении.

– Какие-то задумки уже имеются?

– Сейчас волейбольная картинка по всему миру стала узнаваемой. Но нужно продолжать работу с брендами соревнований, давать качественную рекламу, усиливать накал интереса перед матчами, конкретно работать со звездами. В ближайшее время будет введена электронная сетка – она будет одновременно работать как табло, и автоматически определять касание.

– Граса все еще хочет, чтобы чемпионат мира-2022 прошел в России?

– FIVB стремится привлекать новые страны к проведению соревнований топ-уровня. Мы бы с радостью! Но цена вопроса довольно высока, а окупиться вложения могут лишь в нескольких странах – Польше, Италии и Японии. Могу сказать, что право проведения финала Мировой лиги – это миллион евро. А, например, за клубный чемпионат мира нужно заплатить 250 тысяч долларов и иметь призовой фонд в полмиллиона.

– Откуда у Бразилии, в которой пройдет четвертый подобный турнир подряд, такие деньги?

– У них другие условия. Плюс через федерацию они имеют дотации от своих спонсоров. В Бразилии есть программа развития волейбола с бюджетом 30 миллионов на каждый сезона. С таким запасом можно себе кое-что позволить.

– Сколько стоит проведение чемпионата мира?

– Я слышал о сумме в районе 2,5 миллионов. Плюс расходы. У нас такой возможности нет, поскольку билетами окупится лишь мизерная часть, а права на телетрансляции на сегодня у нас продать невозможно. Вот голландцы проводили чемпионат мира по пляжному волейболу-2015. Затраты – миллион на проведение и два – на призовой фонд. Много? Вроде бы очень. Но я видел итоговый отчет. Оказалось, что было продано 110 тысяч билетов! Если средняя цена 20 евро, то это уже почти 2,5 миллиона. Добавим рекламу и телеправа – и оказывается, мероприятие можно окупить. Мы же, увы, продать билет за 20 евро не сможем. Особенно на матчи без участия России. Поэтому для проведения турнира такого уровня нам необходима государственная поддержка.

Владимир АЛЕКНО (слева) и Александр ЕРЕМЕНКО. Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
Владимир АЛЕКНО (слева) и Александр ЕРЕМЕНКО. Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

НЕПРАВДА, ЧТО РЕШЕНИЯ ПО СБОРНОЙ ПРИНИМАЛИ ТОЛЬКО АЛЕКНО И СТАНИСЛАВОВ

– Вы читали недавнее интервью Геннадия Шипулина в "СЭ"?

– Конечно. И готов его подробно разобрать. Ведь если не ответить на слова Геннадия Яковлевича, многие примут их за истину. А это совсем не так. Он правильно обозначил итоги – команда выступила в Рио неудовлетворительно и нам, в самом деле, стыдно перед болельщиками. Однако, говоря о причинах, он почему-то не стеснялся говорить неправду.

– Например?

– Меня очень удивил его посыл, согласно которому все решения принимали Владимир Алекно и Роман Станиславов. Мы в ежедневном режиме обсуждали самые разные вопросы. А Геннадий Яковлевич не присутствовал на тренерских советах, на которые был приглашен. Скорее всего, в силу болезни. Но ведь, если его не было, это не повод говорить, что и остальные не участвовали в дискуссиях, правда?

Мне было обидно читать, будто Алекно не общается с коллегами. Кто-кто, а вот Владимир Романович готов идти на контакт всегда. И все желающие тренеры могли присутствовать на его занятиях. Не просто могли – в наш центр в Анапе приезжали Андрей Воронков, Олег Согрин, Александр Климкин, Константин Брянский, Константин Сиденко, Константин Ушаков. Двери всем, кто хочет помочь или желает учиться, открыты всегда.

А вопрос по комплектации состава на Олимпийские игры не мог быть чьим-то единоличным решением. При этом те 12 человек, которые в итоге поехали, были единственным возможным вариантом в той ситуации.

Дмитрий МУСЭРСКИЙ. Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
Дмитрий МУСЭРСКИЙ. Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

МУСЭРСКИЙ И НОВЫЙ ГОД

– По крайней мере, по одной кандидатуре, вопросы есть. История с непопаданием Дмитрия Мусэрского в состав многим кажется загадочной.

– Ничего загадочного нет.

– Тогда проясните ее, наконец. Ведь никто толком не объяснил даже его отсутствия на январской квалификации в Берлине.

– 12-13 декабря проходил финал Кубка России в Калининграде. На нем Дмитрий подошел к нам с Владимиром Алекно и сказал, что не сможет принять участия в отборе по личным обстоятельствам. Он отметил, что объяснить всего не готов, но перед ним стоит выбор: сборная или семья. Договорились, что даем ему еще неделю на размышления. И сообщили, что учитывая его заслуги перед сборной, санкций в случае отказа применять не будем. Но на все вопросы журналистов и болельщиков он должен ответить самостоятельно. И пусть не удивляется, если мы подвергнем его решение жесткой критике. А на следующий день Мусэрский подошел к Владимиру Романовичу и попросил извинения за слова, сказанные накануне. Алекно трактовал это так, что спортсмен передумал.

– Логично.

– Вот только когда 20 декабря был опубликован список фамилий, вызванных на сбор, Дмитрий позвонил и напомнил о том разговоре. Мол, мы договаривались, что он принять участие в отборе не сможет. Я уточнил про извинения. Оказывается, он имел в виду причиненные неудобства из-за этой ситуации.

– Семейные проблемы были настолько серьезными?

– Внятных объяснений ни от него, ни от руководства клуба в лице Геннадия Шипулина и Анатолия Багрея – которые в частных телефонах разговорах заверяли, что Дмитрий передумает, и они этот вопрос берут на себя, – мы не услышали. Выходит, либо не смогли, либо не захотели. Позже стало известно, что жена поставила Дмитрию условия, исходя из которых, он решил, что встретить Новый год с семьей для него важнее, чем борьба за олимпийскую путевку.

Дмитрий МУСЭРСКИЙ. Фото fivb.org
Дмитрий МУСЭРСКИЙ. Фото fivb.org

ДМИТРИЙ МОЖЕТ ВЕРНУТЬСЯ В СБОРНУЮ

– При этом все равно планировалось, что Дмитрий попадет в олимпийский состав?

– Да, хотя сомнения были. Ведь Мусэрский долгое время не показывал той игры, которой от него ждали. А после полученной в Лиге чемпионов травмы тренировался в щадящем режиме. Опасения подтвердились, когда в ходе медобследования у него была выявлена редкая разновидность вируса герпеса. Заразился он как раз в Новый год. Болезнь перешла в хроническую форму. ФМБА запретило ему выполнять физическую нагрузку. Пришлось принимать таблетки, проходить лечение. Постепенно Дмитрий начал набираться форму, сбросил 6 лишних килограмм. Несмотря на минимальное количество тренировок, сыграл на Мировой лиге в Калининграде. Да, много ошибался, но все понимали, что он пропустил 3,5 месяца.

– Потом что-то опять пошло не так?

– Возникла проблема с коленом. Затем одно прошло, но заболело другое. Теперь представьте ситуацию. Самолет улетает в Рио 28-го июля. На момент 23-го Мусэрский даже ни разу не прыгнул на тренировке. Он приходил в зал, строился с командой, а затем шел плавать и заниматься фитнесом. При этом до последнего рассматривались самые разные варианты. Вплоть до того, чтобы повезти в Бразилию 13-14 игроков и уже перед открытием принять окончательное решение. Но такой вариант отпал, поскольку было непонятно, выступят ли вообще российские спортсмены в Рио. А Дмитрий огромного желания попасть в состав не проявлял. В отличие от того же Волкова, который весь свой режим подчинил возможности попасть в команду. Ведь изначально в фаворитах был Гуцалюк. Итоговое решение, кстати, еще раз подчеркивает клубную беспристрастность Алекно.

– В чем выражалось отсутствие желания у Мусэрского?

– Ему надо было рвать и метать, доказывать, что он может и хочет, а Дмитрий до последнего отказывался даже прыгать. Но как тогда проверить, выдержит ли нога нагрузку или нет? А когда Алекно поставил его на подачу, и тот три из четырех подал в сетку – Владимир Романович отправил его домой. Вежливо, без криков. Мусэрский сказал: "Хорошо". Развернулся, и уже через 40 минут сидел в машине.

– Шипулин говорил, что Тетюхин звонил ему в ночь, когда Мусэрского отправляли домой.

– Еще он сказал, что не успел после этого ни с кем связаться. Это неправда. Мы общались. А в день принятия решения я видел в Новогорске Тетюхина. Сергей подошел, и спросил: "Может еще раз попробовать Мусэрского? Вроде, он хочет". Больше того, Тетюхин, Вербов и Гранкин попросили дать еще один шанс – хотели поговорить с ним.

– И?

– Они не сделали этого. Двое из трех сказали, что это бесполезно. Сергей же, как человек из Белгорода, своим звонком, наверное, предпринял последнюю попытку.

– Мусэрский еще может сыграть в сборной?

– Да все же от него зависит. От сильного игрока никто никогда отказываться не будет.

Александр ЕРЕМЕНКО. Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
Александр ЯРЕМЕНКО. Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

КРИЗИС ПЛОХ ДЛЯ ЧЕМПИОНАТА, НО В НЕМ ЕСТЬ ПОЛЬЗА ДЛЯ СБОРНОЙ

– Насколько, по-вашему, справедливо мнение, что многие перспективные волейболисты в России теряются?

– Опять-таки, возвращаясь к интервью Шипулина, мне непонятно, почему он отнес к этому списку Кулешова и Егорычева. Они представляли честь страны на Олимпийских играх и выигрывали там медали – разве можно считать их потерянным поколением?

– Но проблема перехода из молодежного спорта во взрослый есть?

– Конечно! У нас есть проблемная позиция – доигровка. Но на этой позиции в ведущих клубах еще в прошлом сезоне играли иностранцы – Андерсен, Леон, Ивович, Камехо и Дивиш, который не мог играть за сборную России. И в запасе оказывались не только молодые игроки, но и опытные Евгений Сивожелез и Алексей Спиридонов, выигрывавшие чемпионат Европы. Так почему же все предъявляют претензии, но комплектуются так, что молодые у них не играют?

– Клубы тоже можно понять. У всех своя правда.

– Вот именно. Но давайте объективно смотреть на вещи. Вот "Факел" дал двух доигровщиков сборной – Клюку и Волкова. Но ведь не от хорошей жизни, а из-за экономических проблем. При этом они стали пятыми в прошлом розыгрыше суперлиги, что большой шаг вперед после 10 позиции, когда у них играли Бакун и другие звезды. У каждой монеты две стороны. Есть финансовое благополучие – мы получаем сильный чемпионат, успехи в еврокубках. Однако для сборной это не всегда хорошо. Возьмите английскую футбольную премьер-лигу. Сильнейший чемпионат, но когда британцы здорово выступали на крупных турнирах? Я далек от мысли, что надо сократить финансирование клубам, и тогда в сборной будет все в порядке. Но есть реальность – у нас кризис, зато на площадку стабильно выходят молодые игроки.

– Можно ли вообще форматировать чемпионат в угоду национальной команде?

– Оптимальный вариант – туровая система чемпионата. Каждый месяц собирать шесть команд в одном городе, чтобы они играли пять матчей за неделю. Потом разъезжались бы и тренировались три недели. Это идеальные условия для сборной. Но я понимаю, что туровая система – это "убийство" болельщиков на местах, потери спонсоров и так далее.

– Какой все-таки выход?

– Точечная работа. Вот есть у нас проблема с доигровщиками – мы очень внимательно следим за ними. И была проведена такая работу, чтобы Клюка и Волков остались в "Факеле". Там они точно будут иметь практику. А то та же Казань предлагала Егору очень привлекательные условия. Сейчас бы он был на подстраховке у Андерсена. Играет теперь молодой Александр Кимеров, которого пытаются сделать диагонального. Процесс идет.

– Насколько вас беспокоит тот факт, что без клуба сейчас олимпийский чемпион Александр Волков?

– Александр – великий игрок. Не буду вдаваться во все детали его сложностей с контрактом. Может, дело в то, что Волков намерен переквалифицироваться в доигровщика? Уверен, в этом сезоне мы его увидим. Причем, вполне возможно, довольно скоро.