– После Олимпийских игр-2016 мы с вами говорили о кризисе в мужской сборной. Оказалось, все далеко не так страшно – команда выиграла чемпионат Европы. А вот женская сборная наоборот провалила сезон.
– Начнем с того, что год был сложный. Календарь заметно осложнили майские отборы на чемпионат мира-2018. При этом отбираться туда обеим сборным нужно было с первой попытки. После этого, как и планировалось, опытным игрокам был предоставлен отдых, а летние коммерческие турниры рассматривались исключительно в качестве этапов подготовки к чемпионатам Европы. Задач по результатам на них не стояло, нужно было наиграть молодежь, проверить всех кандидатов в сборную.
Теперь вспомните, сколько критиков было у Сергея Шляпникова после второго этапа Мировой лиги. Но он выдержал свою линию до конца, молодые продолжали играть и постепенно стали добавлять. А к чемпионату Европы добавились ветераны – и этот сплав в красивом стиле выиграл главный турнир сезона. У тренерского штаба женской сборной стержня в поведении мы не увидели. Были постоянные метания из стороны в сторону, никто не понимал, каким будет состав. Плюс, возможно, тренерский штаб делал слишком далекоидущие выводы из "Гран-при".
– Что вы имеете в виду?
– Отказ от молодых. Ну, нельзя так! Это при том, что некоторые опытные игроки уже не соответствуют своему былому уровню. Почему было не дать больше шансов Парубец? Это вообще-то человек, который атакует в чемпионате России больше всех! Не было возможностей закрепиться у Воронковой. Я считаю, что должна была ехать на чемпионат Европы Романова. Решать, конечно, тренерам, я лишь делюсь с вами своим видением.
– С такой игрой в Баку вообще можно было рассчитывать на что-то?
– Лично для меня загадка, почему мы играли в два принимающих. Мы же сами ставим их в заведомо тяжелейшие условия. Я физически не представляю, как нынешнюю подачу можно принимать вдвоем. Отрезками – да. Но не когда в тебя постоянно долбят. Против нас играют просто – подают в принимающего в девятый или в шестой метр шестой зоны, тем самым отсекая пайп. В результате у нас остается одно направление передачи – назад. Это даже не шахматы. Шашки!
РОКИРОВКА ПЕРЕД ЧЕМПИОНАТОМ ЕВРОПЫ – ВО МНОГОМ ИДЕЯ САМОГО КУЗЮТКИНА
– Проясните ситуацию с Всемирным кубком чемпионов. До начала сезона вы говорили, что это наряду с чемпионатом Европы и отбором на чемпионат мира – это важнейший турнир сезона. Но уже в Японии Кузюткин уверял, что тот старт – не более чем подготовка к Евро. Как получилось, что у федерации и главного тренера вышло недопонимание по этому вопросу?
– В Токио нас расстроил даже не результат. Было непонимание по поводу того, куда вообще движется команда, к чему мы идем.
– Сейчас, постфактум, вы считаете рокировку в тренерском штабе перед чемпионатом Европы правильным шагом?
– Давайте сначала вспомним, что Ушаков работал главным тренером на последнем этапе "Гран-при". И там команда выступила неплохо, многим понравилось, как играла молодежь. Теперь что касается журналистского штампа о замене за два дня до чемпионата Европы. Почему было не написать, будто она была произведена за пять минут до начала турнира? Так же еще красивее! На самом деле, рокировка случилось сразу по прилету команды из Японии.
– Как принималось это решение?
– У нас состоялся откровенный разговор с Кузюткиным и такая рокировка – во многом его идея. Президиум изначально планировал со временем такую замену, но вряд ли кто-то думал, что она случится так быстро. Так вот, после разговора с Владимиром Ивановичем мы решили, что такой ход может встряхнуть команду. И ничего сенсационного в этом я не вижу. Мы же не со стороны взяли тренера.
– Когда во время чемпионата Европы камеры показывали Кузюткина, на него было больно смотреть. Он чувствовал себя, как минимум, дискомфортно. Стоило ли ему вообще ехать в Баку?
– Спросите об этом у Кузюткина.
– Его самого этот вариант изначально устраивал?
– Да.
ВИНОВАТЫ ВСЕ: СПОРТСМЕНКИ, ТРЕНЕРСКИЙ ШТАБ, ФЕДЕРАЦИЯ
– Работа Ушакова на чемпионате Европы вам понравилась?
– Оценка его работе будет дана на тренерском совете.
– А ваше личное мнение?
– У меня, безусловно, есть вопросы. При этом, надо отдать ему должное, он очень старался. Другое дело, что Константину не хватило опыта. Я разговаривал с одним из тренеров, завоевавших медали на чемпионате Европы, и он сказал, что вместо игроков своей сборной он с радостью бы взял себе восемь наших девушек. Но они с медалями, а мы без. Вот вам и ответ.
Вместе я бы не стал говорить, что ошибки были только у тренеров. Как можно говорить о высоких материях, если игрок не забивает переходящий мяч? Что сделает тренер, если мы четыре раза не можем довести "фрибол" до связующего? Это начальная волейбольная школа. И игроки тоже должны задуматься, тем ли они вообще занимаются в этой жизни. В поражении не бывает одного виновника. Это комплекс. Были тренерские недочеты, но и игроки должны с себя спрашивать.
– А федерация не виновата?
– Тоже виновата. Я же говорю – это наше общее поражение.
– То есть вы признаете, что назначение Кузюткина было ошибочным решением?
– Конечно, мы ожидали другого. Давайте вернемся к назначению главных тренеров. Ведь тогда утверждалась кандидатура не только Кузюткина, но и Шляпникова. Почему их назначили? Потому что во главу угла хотели поставить дисциплину. Не только игровую, но и бытовую. Сергею Константиновичу справиться с задачей удалось, Владимиру Ивановичу – нет. С чем это связано? Лучше вам поговорить с самим Кузюткиным. У меня есть мнение, но будет правильно дать человеку слово, а не гадать за него.
Вместе с тем всем нам нужно немного успокоиться. Сербы проиграли нам четвертьфинал на чемпионате Европы-2015. После этого небо упало на землю? Нет же. Нужно работать над ошибками. Игроки у нас есть. Но они должны строго относиться к себе, а тренерский штаб и федерация задать правильный вектор.
ШЛЯПНИКОВУ – "ПЯТЕРКА", А ВОЛКОВ ПОКА НЕ ИГРАЕТ И НА 70 ПРОЦЕНТОВ
– Шляпникову – "пятерка" за сезон?
– Конечно.
– В какой момент окончательно уверились, что его назначение было правильным?
– Когда мы играли с Бразилией в "Финале шести" Мировой лиги. Проиграли 2:3, но было понятно, что находимся где-то рядом. Каких-то нюансов не хватало, но команда уже не тот момент состоялась.
– Что-то со времен Владимира Алекно в сборной принципиально изменилось?
– Не думаю, что были какие-то кардинальные перемены. Просто получили шанс молодые игроки. И они его использовали. У нас же в этом году одновременно играло три сильных команды – основная, молодежная до 23 лет и студенческая на Универсиаде. И все в медалях! И ведь не всех еще посмотрели. Тот же Полетаев, если бы не травма, мог бы усилить любую команду.
– Иностранные журналисты постоянно спрашивают: "Где Мусэрский"? Верите, что он еще поможет команде?
– Это вопрос к нему.
– А Алексей Спиридонов?
– Двери в сборную открыты абсолютно для всех. Доказывай силу в клубе – и тебя вызовут. Но с учетом того, какие люди сейчас стоят на площадке в сборной, Алексею нужно будет очень сильно постараться.
– Дмитрий Волков – уже звезда. Или пока еще так говорить рано?
– У нас исторически не очень эмоциональные команды. И это порой вредило, потому что через эмоции можно перебороть себя, когда все складывается не так. Мы – молчуны. Волков же сумел дать импульс игре сборной, придать ей окраску. Звезда ли он? На мой взгляд, Дмитрий пока не играет и на 70 процентов своих возможностей.
– Я слышал примерно то же про Егора Клюку.
– Полностью согласен.
– Максим Михайлов – один из лучших и стабильных спортсменов страны. Не только волейболистов. Но он совсем не медийный, не стремится к популярности и широкие массы его не знают. На ваш взгляд, это проблема?
– Все, кто знает Макса, подтвердят – он очень ответственный и правильный человек. При этом, несмотря на все заслуги, он крайне критично к себе относится. Нужна ли ему медийность? Я к ней отношусь осторожно. Мы видели много примеров, когда у человека на этой почве заканчивалась спортивная карьера. Макс – взрослый человек и сам справе выбирать, как ему комфортнее вести себя.
С ЧЕМПИОНАТОМ ЕВРОПЫ ПОДРУЖИЛИСЬ, ТЕПЕРЬ БУДЕМ СТРЕМИТЬСЯ К НОВЫМ ВЕРШИНАМ
– Сергей Шляпников признался, что очень хотел бы найти работающий телевизор "КВН-49". Что должна выиграть сборная России, чтобы вы лично помогли ему в поиске?
– Наша главная задача – Олимпийские игры-2020. При этом чемпионат мира-2018 мы рассматриваем, как основное соревнование перед ними. На этом турнире мы должны увидеть команду, которая на 90 процентов будет в Токио. При этом по своей структуре чемпионат мира в физическом плане сложнее Олимпийских игр, поскольку на нем играть приходится каждый день.
– С чемпионатами мира у мужчин складывается не очень. Одна медаль за всю историю. Да и та – в 2002 году.
– Мы и чемпионатом Европы совсем недавно подружились – в 2013 году. До этого золотых медалей в истории страны ведь не было. Теперь будем стремиться к новым вершинам. При этом на данном этапе нужно думать даже не о медалях, а о том, чтобы у нас была команда. Бывает такое, что призовых мест нет, но видно, насколько боеспособный коллектив. Нужно лишь в некоторых моментах немного подправить – и все будет хорошо.
БЛАГОДАРЯ РЕЙТИНГАМ ВОЛЕЙБОЛ ВОЙДЕТ В ПЕРВУЮ КАТЕГОРИЮ ОЛИМПИЙСКИХ ВИДОВ СПОРТА
– Несколько слов о других разновидностях волейбола. В "пляжке" у нас, судя по всему, все хорошо?
– Да. Красильников и Лямин выиграли медаль на чемпионате мира и сейчас возглавляют мировой рейтинг. Такого не было никогда! Молодые Стояновский/Ярзуткин на 11-й позиции. А эта пара играет всего два года. При этом пляжный волейбол развивается не только у нас, но и во всем мире. По рейтингам Игр в Лондоне и Рио – обе дисциплины волейбола в лидерах. Благодаря этому волейбол теперь перейдет в первую категорию олимпийских видов спорта.
– Ух ты. Наряду с легкой атлетикой и плаванием?
– И спортивной гимнастикой. Раньше в первую категорию входили эти три федерации, теперь будем и мы.
– Значит, в волейболе будет больше денег?
– Во всяком случае, руководство FIVB на это рассчитывает. И то, что партнером FIVB стала IMG (американская компания, среди клиентов которой – Мария Шарапова, Новак Джокович, сестры Уильямс и Дарья Клишина. – Прим. "СЭ"), о многом говорит. Новая волейбольная лига, кстати, это совместный с IMG проект.
– Снежный волейбол. FIVB хочет, чтобы он вошел в программу зимних Олимпиад. Насколько, по-вашему, это реально?
– Желание правильное. Но сначала нужно провести чемпионаты Европы, мира, сделать выводы – и только потом выдвигаться в олимпийскую программу. Пока время тестов.
– Разве между пляжным и снежным волейболом есть принципиальная разница?
– Дисциплины по структуре действительно очень схожи. И играть в снежный волейбол, думаю, будут те люди, которые занимались пляжным. Проблема ли это? Посмотрим.