19 января 2018, 00:00
Колесов выиграл чемпионаты мира 1962, 1963 и 1965 годов. На Олимпиаде 1964 года в Токио Анатолий Иванович стал олимпийским чемпионом, единственным в тот год в нашей команде борцов классического стиля. За свою спортивную карьеру он не проиграл ни одной схватки иностранным соперникам, лишь в некоторых из них были ничьи, что тогда допускали правила.
САМЫЙ МОЛОДОЙ ЗАМПРЕД ГОСКОМСПОРТА
Еще будучи борцом, Анатолий Колесов выводил на ковер своих коллег по команде. Эту его тренерскую жилку заметили и оценили, и в 1966 году он "получил предложение, от которого не смог отказаться", став в 28 лет главным тренером сборной СССР по классической борьбе. Под руководством Колесова наши борцы не знали себе равных на чемпионатах мира 1966, 1967, 1969 годов. На Олимпиаде 1968 года в Мехико было завоевано 6 медалей, но только одна золотая.
Несмотря на эту относительную неудачу, в своей тренерской деятельности Анатолий Иванович всегда искал что-то новое, активно опирался на науку, медицинское сопровождение, систему восстановления. Эти подходы способствовали тому, что в 31 год он стал заместителем председателя Комитета по физкультуре и спорту при Совмине СССР. Пожалуй, это был самый молодой заместитель председателя Госкомспорта за всю его историю. Также Колесов бессменно возглавлял олимпийскую команду Советского Союза и СНГ.
Затем случился развал СССР, и Анатолий Колесов, по его словам, задумался о том, чем заняться дальше. Президент Олимпийского комитета России на тот момент, его давний друг и коллега Виталий Георгиевич Смирнов предложил возглавить рабочую группу по подготовке к Олимпиаде 1996 года в Атланте. Колесов согласился, и в итоге рабочие группы под его руководством вели работу по подготовке к трем Играм – в Атланте, Сиднее и Афинах. Российские спортсмены при Колесове неизменно входили в тройку лучших команд олимпийского зачета.
К сожалению, серьезно отразились на его здоровье переживания, что нам не удалось опередить американцев в Сиднее, а затем и ранняя смерть младшего сына Дениса. Анатолий Иванович Колесов ушел из жизни 2 января 2012 года, не дожив всего лишь 16 дней до своего 74-го дня рождения.
НЕ КОЛДУН, А МАСТЕР СВОЕГО ДЕЛА
– Я знал Колесова как спортсмена, но личное наше знакомство состоялось, когда я пришел на работу в Спорткомитет СССР, – вспоминает почетный президент ОКР Виталий Смирнов. – Особенно тесно сотрудничать мы стали, когда был создан Олимпийский комитет России. Я тогда пригласил на работу двух выдающихся специалистов – Анатолия Ивановича Колесова и Валентина Лукича Сыча, которые отвечали у меня за летние и зимние Игры соответственно.
Деловые качества Анатолия Ивановича всегда были на высоте, за что он удостоился у председателя Госкомспорта СССР Марата Владимировича Грамова прозвища Колдун. Это было во время Олимпиады 1988 года в Сеуле. Грамов не очень любил ездить на соревнования и часто приходил ко мне в номер в гостинице посмотреть олимпийские состязания по телевизору. Однажды он мне сказал: "А ты знаешь, Колесов – колдун". Я спросил: "Почему?" Он ответил: "Он дает мне накануне прогноз результатов наших спортсменов и все угадывает". Я тогда сказал, что он не колдун, а просто выдающийся мастер своего дела, глубоко знающий спорт. Но с тех пор прозвище Колдун к Колесову приклеилось.
– К сожалению, я не застал Анатолия Ивановича на ковре, но он всегда был для меня примером, тем более что мы боролись с ним практически в одном весе, – говорит олимпийский чемпион по греко-римской борьбе, президент Федерации спортивной борьбы России Михаил Мамиашвили. – Это был человек мощнейшего интеллекта, вышедший из мощнейшей конкурентной среды советского спорта и проявивший себя гениальным практиком. Он сумел развить в себе те качества, которые дает спорт высших достижений, и перенести их в управленческую сферу. Колесов стал одним из создателей великой системы советского спорта, начиная с детско-юношеских школ и заканчивая спортом высших достижений.
Но особенно его талант проявился при подготовке к Олимпийским играм. Это был человек очень принципиальный, который мог положить на стол партийный билет в качестве гарантии результата спортсмена, в котором был уверен. Анатолий Иванович очень хорошо знал спортсменов, глубоко понимал их и чувствовал. Для меня было огромное удовольствие и в то же время большой ответственностью принимать участие в совещаниях и штабах, которые проводил Колесов. Там не было места демагогии, все было очень четко и по-деловому. Для нас он был и советником, и помощником, но мог и жестко спросить при необходимости.
– Я познакомился с Анатолием Ивановичем в 1994 году, когда пришел на работу в ОКР в качестве его первого заместителя по группе "Атланта-96", – рассказал заместитель гендиректора ОКР по спорту Игорь Казиков. – Мы проработали вместе три олимпийских цикла и прошли три Олимпиады – в Атланте, Сиднее и Афинах. Это был человек большого государственного ума, который знал спорт от и до. Для него не было секретов в подготовке, от него не ускользало никаких деталей и для него не существовало мелочей. Он был очень справедливым и пользовался большим уважением у федераций. Если Колесов высказывал свое мнение, то к нему всегда прислушивались.
Во время Олимпиады в Рио-де-Жанейро, как известно, на нашу делегацию было беспрецедентное давление. Мои коллеги и я вспоминали Анатолия Ивановича, думали: "А что бы он сделал, что бы он сказал на моем месте?" Мне кажется, в какой-то степени он был нашим ангелом-хранителем в Рио, который помог выйти из очень сложной ситуации и показать там достойный результат.