Статьи

22 февраля 2012, 01:25

Юрий Борзаковский: "На Лондон настраиваюсь уже два года"

30-летний олимпийский чемпион Афин-2004 в беге на 800 м рассказал о том, как собирается готовиться к Играм-2012

- Вы - олимпийский чемпион, много раз побеждали в чемпионатах страны, Европы, мира. Сохранилась ли свежесть восприятия побед?

- Конечно! Вот пример: в 2007 году бежал на первенстве области. В манеже на 400 метров показал 46,5, - тогда с таким результатом зимой можно было попасть в тройку призеров на чемпионате Европы. Там же 800 метров дважды пробежал за 1.45. Казалось бы, небольшие соревнования, но дали такой прилив энергии, что после на международных турнирах было легче стартовать.

- В детстве вы пошли записываться в футбол, но произошла ошибочка, и вы оказались в легкой атлетике. Стань футболистом, зарабатывали бы намного больше, не обидно?

- У меня есть хороший друг, который играет в футбол, кажется, в третьем дивизионе. Не скажу, что он плохо играет, но он не олимпийский чемпион, а зарплата у него больше, чем у меня. С одной стороны, обидно за легкую атлетику, с другой, понимаю, что футбол в нашей стране гораздо популярнее.

- Почему же легкая атлетика раскручена не так, как футбол, а скорее совсем не раскручена?

- Футбол, да и вообще игры - народные виды, которые зрелищны и всем интересны.

- Существует множество всяких шоу, в которых участвуют спортсмены. Кажется, у вас была идея сделать шоу с легкоатлетами…

- Ну, уже стали привычными прыжки в высоту под музыку, в которых элемент шоу присутствует.

- Простите, но так, как они проводятся у нас, а я уже лет пять - шесть за ними наблюдаю, никуда не годится. На полную мощь врубается какая-то невнятная музыка, и под нее все прыгают. В этом году даже удивилась, как в таком бедламе Сильнов преодолел 2,35?! Вы ведь любите выступить диджеем, не могли бы помочь организовать все с умом?

- Если попросят, можно попробовать и сделать из турнира настоящее шоу. Думаю, изначально нужно обговорить, как преподносить музыку. Мне кажется, у каждого прыгуна должна быть своя.

* * *

- Знаю, что вы плохо переносите жару и влажность. Не исключено, что во время Игр в Лондоне будет именно такая погода. Вам когда-нибудь доводилось выступать в столице Англии?

- Бежал там десять лет назад. Неплохо. Выиграл. Что касается погоды, то я уже года два настраиваюсь на Лондон, и, грубо говоря, мне теперь на погоду плевать. Возьмем, например, Тэгу - это Азия, которую я ненавижу в плане погоды. Но к чемпионату мира в этом городе я подходил на сто процентов психологически готовым. Терпел на тренировках, не отвлекаясь на жару и влажность. В итоге настроился и пробежал, я считаю, достойно. Поэтому и на Лондон настраиваюсь так же.

- Бег на 800 м на Олимпиадах и чемпионатах мира скорее тактический. Однако существуют еще физическая и психологическая готовность. Как бы вы эти компоненты расставили по ранжиру?

- Думаю, по всем пунктам надо быть готовым на сто процентов. Если ты не до конца готов физически, не сможешь собраться, перебороть себя, чтобы сделать финишный спурт. А чтобы не было столкновений, надо тактически постоянно контролировать бег. Не будешь готов психологически - перегоришь перед стартом. Все надо четко контролировать.

- Ваша тактика - медленное начало и спурт за 150 - 200 м - для соперников давно не секрет.

- Я не всегда так бегу. В том же Тэгу за круг до финиша встал вторым за Рудишей. Тут все начинают думать: как же я побегу дальше? Непонятно. Я дотянул до последней сотки и начал рубиться с Рудишей. Понимал, что обогнать его нереально, он тогда был посильнее меня. Но все соперники, кроме Каки, остались позади. Суданца я просто не заметил, иначе не дал бы ему себя обойти. Зато остальные остались с носом.

* * *

- Уже не выступают Бунгей и Гуэрни, не так грозны Рамзи, Мулаудзи и Йего. Появились новые лидеры - Рудиша и Каки. А Борзаковский все в элите. Как белому человеку в этом темнокожем царстве сохранять мотивацию?

- Я отношусь к тренировкам так, чтобы продлить свой спортивный век как можно дольше. Никогда не форсирую форму. Благодаря методике моего тренера Вячеслава Макаровича Евстратова не бегу на полную катушку на всех соревнованиях. Никогда в жизни не бежал непосредственно на рекорд. Рекорды приходят сами.

- Зато сейчас многие молодые ребята пытаются побить ваши ранние рекорды.

- Не нужно пытаться их бить - это ошибка бегунов и их тренеров. В 14-15 лет я о рекордах не думал. В 1997 году пробежал 800 м за 1.53, хотя мог и быстрее. Зато через год на Всемирных юношеских играх показал 1.47,7. Мне не нужно было форсировать форму, чтобы побить рекорд. Надо было лишь правильно тренироваться. Поэтому ребятам в 15-16 лет не стоит бить себя в грудь и кичиться: "Я побил рекорд!" Это несерьезно. Мужская сила приходит после двадцати, вот в 23 - 25 можно и в грудь себя постучать.

* * *

- Какие у вас взаимоотношения с Рудишей и Каки?

- Каки - своеобразный парень. С Рудишей пообщался в Тэгу, он мне немножко напомнил Кипкетера. Только тот вел себя как дядька, который может мне что-то объяснить, подсказать. А Рудиша, наоборот, как мальчишка, будто бы дядька для него - я, хотя он посильнее будет. У Рудиши еще все впереди. Думаю, 1.41,01 (мировой рекорд. - Прим. Е.Р.) для него не предел.

- Вы знаете их слабые стороны?

- Да, я как человек опытный вижу, что Рудиша очень силен психологически, как, впрочем, и Каки. В том же Тэгу выходим мы, восемь финалистов, на разминочное поле, Каки поускорялся раза три - четыре, сел. Рудиша тоже пару раз ускорился, сел. И я также. Остальные до упора по 20 раз ускоряются. Если бы я так разминался, не смог бы пробежать хорошо в финале. Это больше психологическая ошибка. Именно так ошибся Кипкетер на Олимпиаде в Афинах. Перед финалом он раз десять прокатил по сто метров по максимуму, а вот Каки и Рудиша знают, как на главном старте подойти непосредственно к финалу.

- Некоторые специалисты говорили, что если бы в Пекине вы вышли в финал, то показали бы высокий результат. Ваша версия непопадания в главный забег?

- Там сказались мои ошибки в подготовке. На сборе в Иркутске я слишком быстро бегал кроссы, форма была колоссальная, просто звенел весь. Мог пробежать близко к 1.41. Но, видимо, переусердствовал - надо было бегать помедленнее. Поехал в Пекин на усталости, да еще полуфинал пришелся на пятый, самый трудный день акклиматизации. В итоге не смог сделать свой финишный спурт, был третьим и не попал в финал. А попади, не дал бы Бунгею выиграть.

* * *

- Вы всегда говорите, что и дня без бега прожить не можете, даже в гараж за машиной бежите и обратно бегом возвращаетесь. Но в 2010 году вы получили серьезную травму и почти полгода пропустили. Как шло восстановление?

- Когда начал бегать, первый месяц был просто адом. Полгода без тренировок сильно дали по ногам. Набирал форму очень тяжело. Втянулся только месяца через три - четыре. Но те шесть месяцев, что не бегал, старался много плавать, ходить пешком, зимой вставал на лыжи, посещал тренажерный зал, физически держал себя в форме. Наверное, это и помогло подойти к Тэгу в хорошем состоянии.

- Ваш старший сын Ярослав тоже уже бегает. Это его увлечение всерьез?

- Бежал 60 м на Мемориале Знаменских и "Русской зиме" в забегах для детей, чьи родители чемпионы. Прибежал предпоследним и жалуется: "Так мало, всего одна прямая, надо бы круга три - четыре, как ты". Недавно бежал на первенстве спортшколы и в свои девять лет пробежал 600 м быстрее, чем я в десять.

- Папа, берегись?

- Я готов, что сын побьет рекорд.

- А младший, Лева?

- Он пока на вело во дворе пашет.

- За свои постоянные отлучки на сборы-соревнования вы, когда возвращаетесь, сыновей балуете?

- Одежду модную, конечно, привожу, могу в кино с ними сходить. Но такого, чтобы капитально баловал, нет. Вожу их с собой в спорткомплекс. Пока бегаю в зале, они вдвоем часа полтора плавают. Им это нравится, и физически развиваются - в общем, совмещают приятное с полезным.

- Заметила, что, когда вы занимаетесь, бегаете босиком, будь то на стадионе или в манеже. И Ярик за вами также босиком чешет.

- Ярик летом, когда бывает в деревне, ходит исключительно босиком. Что касается меня, то так лучше дышат ноги. В кроссовках появляется скованность.

* * *

- На чемпионатах России вы всегда бываете освобождены от отбора, будь то чемпионат мира или Олимпиада, тем не менее российское первенство ни разу не пропустили.

- Бег там входит в мой тренировочный план. На чемпионате России мы бежим два - три раза. Если бегу два раза два дня подряд, потом делаю день отдыха и тренировку, как финал на чемпионате мира или Олимпиаде. Либо сначала тренировка, а потом полуфинал и финал на чемпионате России. Правда, в этом году ни зимой, ни летом на нашем первенстве выступать не буду. Зимний сезон вообще пропускаю, а летом в конце июня стартую на чемпионате Европы в Хельсинки, там и пройду отбор на Олимпиаду. Наш внутренний чемпионат летом мне по срокам не подходит. После Хельсинки поеду в Кисловодск в горы, а потом уже присоединюсь к сборной.

- Условия подготовки к Олимпиаде вас устраивают?

- Министерство спорта и лично Виталий Леонтьевич Мутко делают все, чтобы мы готовились в комфортных условиях. Взять ту же базу в Кисловодске - грех жаловаться. Зарплата и гранты, за счет которых и живут легкоатлеты, у нас хорошие. Это особенно важно, потому что с призовыми и премиальными на коммерческих стартах сейчас не густо.

Елена РЕРИХ

10