Статьи

23 июля 2013, 23:17

Елена Исинбаева: "Не исключаю возможности, что вернусь к Рио"

Сегодня на чемпионате России, где она выступала впервые после 10-летнего перерыва, Елена Исинбаева одержала очередную победу с результатом 4,75. Двукратная олимпийская чемпионка также использовала три попытки на высоте 4,85, но все они оказались неудачными.

Екатерина КУЛИНИЧЕВА
из Лужников

– Мы с Евгением Васильевичем (Трофимовым – Прим. "СЭ") надеялись показать здесь более высокий результат. Знали, что чаша в "Лужниках" очень удобная, и условия будут хорошими. Но опять не сложилось. Разбег у меня сегодня не получался совсем, – призналась Исинбаева журналистам после окончания соревнований. – Сказать вам честно? Некстати начались "женские" дни. И ноги просто "отрубило". Не могла как следует добежать, шест не работал как надо, меня швыряло из стороны в сторону. Евгений Васильевич все сразу понял и только махнул рукой: жаль мол, что ты не парень. Выдохнула и попыталась прыгать так, как могу на сегодняшний день. Хотела, конечно, показать 4,85. Это была задача-минимум. А потом, возможно – попробовала бы показать лучший результат сезона в мире (в данный момент он принадлежит кубинке Ярислей Сильве и равняется 4,90 – Прим. Е.К.). Но к чемпионату мира, уверена, мы подведемся и будем готовы на 100 процентов. Лишь бы не помешали какие-нибудь новые травмы, простуды или еще какие-то мелочи вроде сегодняшней. Когда человек готов – ему все по барабану: кто соперницы, что они делают, есть квалификация, нет ее.

– Последний раз вы были на чемпионатах России 10 лет назад. Какие ощущения?

– Да, тогда я была, как остальные девочки сегодня в секторе. Я им сказала: мне повезло, что я еще попрыгала с вами. Возможно, будущими чемпионками мира или олимпийскими чемпионками. А вам – со мной. Это мои последние старты: чемпионат России и мир. А они стали уговаривать: как, вы же говорили, что останетесь до Рио? Я им на это сказала: нет, дальше давайте сами. Я вас всех на 10 лет старше. И чтобы никому победную традицию на отдавали, ни Америке, никому. Сначала девчонки вроде старались на меня не смотреть, но к концу соревнований я себя ощутила "мамкой": они задавали вопросы, я им что-то объясняла. Они молодцы: и Краснова, и Сидорова. И Савченко, конечно. Думаю, в ближайшие годы, когда наше поколение уйдет, она будет нашим лидером. Работы у них еще, конечно, непочатый край – и техника, и эмоции. Но ничего, научатся. У них еще вон сколько лет впереди.

– Еще год назад вы говорили, что не видите в России вообще никого, кто мог бы выступать на вашем уровне. Сейчас, получается, изменили точку зрения?

– Сложно сказать. Хотя та же Краснова в этом сезоне прыгнула 4,70. Для молодежки это хорошо. Я начала вспоминать, а сколько я прыгала в этом возрасте. Получилось 4,92. Но это было на Олимпиаде или после. Если Краснова будет прибавлять такими темпами, то сможет вполне прыгать 5 м и выше. Может быть, подтянется еще кто-то. Смена есть, и это видно.

– У вас сегодня была попытка, от которой все схватились за сердце – когда вы чуть не улетели мимо мата.

– (Смеется) Да. Но судья был уже наготове и собирался меня поймать. Это все от того, что разладился разбег. Не смогла я, не смогла.

– Почему, с учетом всех обстоятельств, вы продолжили прыгать и после того, как с результатом 4,60 обеспечили себе победу?

– Мысль остановиться была. Савченко, взяв 4,60 с третьей попытки, подошла ко мне и сказала: ну все, я пойду. Я, спросила, конечно: а может поборемся? Но она не стала. Я осталась одна, понимала, что сейчас начнется гонка со временем. Но отказываться не было резона. Хотелось попрыгать, ведь соревнований в сезоне было мало. Посмотреть, на что я способна, какие вылезают ошибки. Полностью выплеснуть энергию, чтобы к чемпионату мира подойти со свежими силами и во всеоружии.

– Останься Савченко в секторе, вам было бы проще?

– Да. Тогда, возможно, могла бы прыгнуть повыше.

– Как думаете, на каких высотах пойдет борьба на чемпионате мира?

– За пять метров. С такими прекрасными условиями, какие есть в "Лужниках" – 100 процентов. Здесь нет ветра, а для нас, шестовичек, это самое главное.

– Верно говорить, что на чемпионате мира вы по-прежнему будете бороться в первую очередь сама с собой?

– Да. С собой, с высотой. Хотя "бороться" – не то слово. Я буду просто наслаждаться. Соревнованиями, тем, что вернулась в сектор, на тот стадион, где в 1998 году началась моя карьера. Возможно, на чемпионате мира она закончится. Практически 100 процентов. Это будет в том числе ностальгический момент. Но вместе с тем в день финала я настроена показать все, на что способна.

– Можете уже сейчас попросить поддержки у зрителей.

– Да, обязательно приходите. Можете делать все, что угодно: писать транспаранты, кричать, орать. Мне все помогает. Так что не сидите, не молчите и не бойтесь помешать. Приходите обязательно. (После паузы) Для меня это будет особенный чемпионат мира. Наверно, половину стадиона займут мои друзья и родные. Придут смотреть на мой последний старт, поблагодарят и похлопают, независимо от результата. Хотя, повторю, я буду бороться.

– Много билетов уже купили для близких?

– (Смеется) Пока заказала так… немножечко. Сектор, наверное.

– Какие эмоции у вас вызывает возможный конец карьеры?

– Когда я окончательно пойму, что все решила, то, наверное, разревусь. После чемпионата мира я, скорее всего, уйду. Насовсем ли? Кто знает. Возможно, я, к примеру, рожу ребенка и потом решу вернуться к Рио. Такой возможности не исключаю тоже.

– В 1998 году вы ведь выступали в "Лужниках" на Всемирных юношеских играх?

– Да. Пришла, увидела, победила. Помню, такая была смешная: чуть не пошла на награждение прямо в купальнике. В итоге заняла у кого-то штаны и куртку, потому что свои не нашла. И стояла как колхозница. Теперь-то уже все не так: опытная, матерая. Было бы интересно, кстати, сделать какой-нибудь фильм. Сравнить себя тогда и сейчас. Когда я точно закончу, думаю, так и сделаю: соберу все свои победы. Я ведь толком и не помню, сколько их было.

– По внутренним ощущениям, вы сейчас спокойнее, чем перед Лондоном или Тэгу?

– Да. Точно, я сейчас гораздо спокойнее. К сожалению, все понимаешь задним числом. Вот так и с Лондоном. Сейчас думаю: блин, ну разве стоило там так переживать, так нервничать. Может быть, если бы я так не дергалась в секторе, результат мог быть другим. А так, слишком всего было много в том секторе: нервы, лишняя дерготня, ветер, и погода так себе. Все складывалось не так, как нужно. Поэтому к чемпионату мира я подхожу спокойно. С девизом: что бог не дает, все к лучшему. И буду бороться. Главное, чтобы в мою подготовку ничто не вмешивалось. Сколько не говори, а в 31 год все ощущается совсем не так, как когда я была моложе.

6