ЧЕМПИОНАТ МИРА. "Гран-при Европы"
Фернандо Алонсо по ходу гонки на "Гран-при Европы" совершил не один обгон, но среди соавторов победы испанца также числятся домкрат "Макларена" и генератор на автомобиле Себастьяна Феттеля.
В слове "трамвай", как кажется, нет ничего оскорбительного. Но по отношению к гонке не придумаешь слова обидней чем "трамвайная". Так говорят о заездах, где пилоты от старта до финиша двигались друг за другом, не обгоняя и не пытаясь обгонять - как будто все машины ехали по одним и тем же рельсам. На четырех предыдущих "Гран-при Европы", которые принимала городская трасса в Валенсии, пилоты "Формулы-1" выглядели сущими вагоновожатыми, меняясь местами только после заезда в "депо". Можно заподозрить, что где-то в углу боксов все это время стояла большая копилка, куда гонщики складывали в теории возможные, но сознательно не реализованные, отложенные до лучших времен обгоны. И сейчас, к первому, пятилетнему юбилею испанской трассы получили разрешение разом потратить все ранее накопленное.
Вместо привычной по прошлым годам трамвайной езды зрители увидели плотную борьбу на всех уровнях, зрелищными приправленную столкновениями - начиная с контакта между аутсайдерами Шарлем Пиком и Нарайном Картикеяном, в дебюте гонки не поделившими место во второй десятке, и заканчивая столкновением между Льюисом Хэмилтоном и Пастором Мальдонадо, боровшимися за место на подиуме, когда до финиша оставалось полтора круга. Причем немало обгонов гонщики совершили без всякой помощи системы DRS: украшением заезда стали сложные маневры с перекрещиванием траекторий, когда атакующий пилот занимал внешний радиус с далеким прицелом - чтобы через три-четыре поворота оказаться на желанном внутреннем и в итоге опередить соперника.
У трамвайных гонок иногда вовсе нет героев: там зачастую не столько едут, сколько доезжают. У насыщенных событиями заездов героев может быть много больше одного, и гонка в Валенсии - отличный тому пример. Начать с Себастьяна Феттеля, второй раз после Бахрейна попытавшегося вернуть "Формулу-1" в прошлый год: в субботу - победа в квалификации с приличным отрывом (0,3 с), в воскресенье - выигранный старт и проведенные в стиле "нас не догонят" первые три десятка кругов (после 5 кругов - 7 с преимущества над ближайшим преследователем, к первой волне пит-стопов - 15 с, после первой волны - 20 с). А в награду за старания - неожиданный сход с трассы по вине вышедшего из строя генератора. Такой же неприятный сюрприз ждал Ромена Грожана, которому было вполне по силам сделать "Гран-при Испании" лучшим в своей карьере. Отказ генератора обездвижил автомобиль француза, после того как Грожан в начале гонки пробился на 2-ю позицию - в том числе благодаря обгону стартовавшего с первого ряда Льюиса Хэмилтона - и удерживал ее полгонки.
Обгон этот состоялся на 10-м круге и, видимо, был связан с чересчур быстрым износом резины на "Макларене". По крайней мере, под конец гонки Хэмилтон снова резко потерял темп, когда преследующие его соперники еще не думали сбавлять ход. Агрессивная оборона британцем своих позиций и привела к столкновению с Пастором Мальдонадо на предпоследнем круге: "Макларен" при этом был разбит, а пилот "Уильямса" без переднего антикрыла дотянул до финиша на 10-й позиции - чтобы после финиша получить от судей штраф и опуститься из-за него на 12-е место. Не обошлось без очередных немых сцен в боксах "Макларена": на втором пит-стопе Хэмилтона в руках механика сломался передний домкрат. Запасной инструмент был наготове, но несколько секунд все же было потеряно - а с ними и несколько позиций, отыграть которые пилот потом смог отыграть только за счет сходов соперников.
Сигнал к началу второй волны пит-стопов дало появление на трассе автомобиля безопасности - понадобилось убрать обломки после одного из случившихся в этот день контактов. Это оказалось на руку Михаэлю Шумахеру и Марку Уэбберу, которые пытались компенсировать старт с низких позиций (12-й и 19-й соответственно) с помощью нетипичной тактики. Немец и австралиец начали гонку на более жестких покрышках - в отличие от большинства пилотов - и за счет этого оба своих пит-стопа проводили позже соперников. Во время выезда автомобиля безопасности Шумахер и Уэббер не стали заезжать в боксы второй раз (как это сделали гонщики, использовавшие типовую тактику) и отыграли некоторое количество позиций. С другой стороны, автомобиль безопасности ушел с трассы достаточно рано, чтобы к моменту своих вторых пит-стопов представители "Мерседеса" и "Ред Булла" смогли проехать достаточно много кругов и нарастить определенный отрыв от ехавших сзади и окончательно закрепить за собой некоторые из отыгранных ранее мест. В результате Шумахер по ходу гонки смог отыграть 9 позиций, а Веббер - 15 (и вдобавок выйти на второе место в общем зачете).
Главный герой гонки - Фернандо Алонсо - воспользовался общепринятой тактикой, хотя также стартовал достаточно глубоко: с 11-го места. Испанец выбрался в лидеры "по старинке": на первое место его вывел сход Феттеля, а три позиции были отыграны в боксах (в том числе благодаря сломавшемуся домкрату Хэмилтона) - но остальных соперников он обогнал сам непосредственно на трассе. Ключевым моментом стоит признать обгон Грожана в борьбе за 2-е место, который пилот "Феррари" совершил на рестарте гонки. Одной из причин скорости Алонсо наверняка стали использовавшиеся им совершенно новые покрышки - в то время как у того же Грожана и мягкая резина на первых двух отрезках гонки, и жесткая на третьем была уже "прикатанной", то есть отходившей несколько кругов в квалификации. Да и все остальные пилоты, стартовавшие с первых 10 позиций, в лучшем случае имели в своем распоряжении новые жесткие шины, а мягкие покрышки были "прикатанными" у всех.
Виталий Петров вполне мог воспользоваться инцидентами на трассе и при удачных раскладах завоевать первые для своей команды очки. К сожалению, шансы на это стали близки к нулю, когда россиянин столкнулся с Даниэлом Рикьярдо из команды "Торо Россо" и был вынужден заехать в боксы для замены носового обтекателя. Тем не менее, после гонки пилот не выглядел разочарованным: "Я в целом доволен, как сложилась сегодняшняя гонка. Сначала у меня получился неплохой старт, после этого я старался не допускать ошибок, беречь свои шины и следовать инструкциям гоночного инженера. Некоторое время я находился на 10-й позиции, но не думаю, что мог всерьез рассчитывать на очки. Но прогресс, которого нам удалось добиться, впечатляет - и это помогает правильно настроиться на следующую гонку в Сильверстоуне, где машина должна получить новый пакет обновлений"
Кирилл КАЧНОВ
Чемпионат мира по кольцевым гонкам в классе "Формула-1".
8 этап. "Гран-при Европы" (Валенсия, Испания). Итоговые результаты
Пилот | Автомобиль | Время | |
1. | Фернадо АЛОНСО | Ferrari | 1:44.16,149 |
2. | Кими РАЙККОНЕН | Lotus-Renault | + 6,421 |
3. | Михаэль ШУМАХЕР | Mercedes | + 12,639 |
4. | Марк УЭББЕР | Red Bull-Renault | + 13,628 |
5. | Нико ХЮЛКЕНБЕРГ | Force India-Mercedes | + 19,993 |
6. | Нико РОСБЕРГ | Mercedes | + 21,176 |
7. | Пол Ди РЕСТА | Force India-Mercedes | + 22,866 |
8. | Дженсон БАТТОН | McLaren-Mercedes | + 24,653 |
9. | Серхио ПЕРЕС | Sauber-Ferrari | + 27,777 |
10. | Бруну СЕННА | Williams-Renault | + 35,961 |
11. | Дэниэл РИККЬЯРДО | Toro Rosso-Ferrari | + 37,041 |
12. | Пастор МАЛЬДОНАДО | Williams-Renault | + 54,630 |
13. | Виталий ПЕТРОВ | Caterham-Renault | + 1.15,871 |
14. | Хейкки КОВАЛАЙНЕН | Caterham-Renault | + 1.34,654 |
15. | Шарль ПИК | Marussia-Cosworth | + 1.36,551 |
16. | Фелипе МАССА | Ferrari | + 1 круг |
17. | Педро Де Ла РОЗА | HRT-Cosworth | + 1 круг |
18. | Нарайн КАРТИКЕЯН | HRT-Cosworth | + 1 круг |
19. | Льюис ХЭМИЛТОН | McLaren-Mercedes | + 2 круга |
Прим.: Пастор Мальдонадо финишировал на 10-й позиции, отстав от лидера на 34,630 с, но был оштрафован судьями как виновник столкновения с Льюисом Хэмилтоном на препоследнем круге - к результату пилота прибавлено 20 с.
Сходы
Пилот | Автомобиль | Круг | Причина схода |
Ромэн ГРОЖАН | Lotus-Renault | 41 | Отказ генератора |
Себастьян ФЕТТЕЛЬ | Red Bull-Renault | 34 | Отказ генератора |
Камуи КОБАЯСИ | Sauber-Ferrari | 34 | Повреждения в столкновении |
Жан-Эрик ВЕРНЬ | Toro Rosso-Ferrari | 27 | Повреждения в столкновении |
Лучший круг
Пилот | Автомобиль | Круг | Время на круге |
Нико РОСБЕРГ | Mercedes | 54 | 1.42,163 |
Общий зачет
Пилот | Команда | Очки | |
1. | Фернадо АЛОНСО | Ferrari | 111 |
2. | Марк УЭББЕР | Red Bull-Renault | 91 |
3. | Льюис ХЭМИЛТОН | McLaren-Mercedes | 88 |
4. | Себастьян ФЕТТЕЛЬ | Red Bull-Renault | 85 |
5. | Нико РОСБЕРГ | Mercedes | 75 |
6. | Кими РАЙККОНЕН | Lotus-Renault | 73 |
7. | Ромэн ГРОЖАН | Lotus-Renault | 53 |
8. | Дженсон БАТТОН | McLaren-Mercedes | 49 |
9. | Серхио ПЕРЕС | Sauber-Ferrari | 39 |
10. | Пастор МАЛЬДОНАДО | Williams-Renault | 30 |
11. | Пол Ди РЕСТА | Force India-Mercedes | 27 |
12. | Камуи КОБАЯСИ | Sauber-Ferrari | 21 |
13. | Нико ХЮЛКЕНБЕРГ | Force India-Mercedes | 17 |
14. | Михаэль ШУМАХЕР | Mercedes | 17 |
15. | Бруну СЕННА | Williams-Renault | 15 |
16. | Фелипе МАССА | Ferrari | 11 |
17. | Жан-Эрик ВЕРНЬ | Toro Rosso-Ferrari | 4 |
18. | Дэниэл РИККЬЯРДО | Toro Rosso-Ferrari | 2 |
Кубок конструкторов
Команда | Очки | |
1. | Red Bull | 176 |
2. | McLaren | 137 |
3. | Lotus | 126 |
4. | Ferrari | 122 |
5. | Mercedes | 92 |
6. | Sauber | 65 |
7. | Williams | 45 |
8. | Force India | 44 |
9. | Toro Rosso | 6 |