29 ноября 2012, 18:50
Очередной титул чемпиона России по ралли стал лишь поводом для нашего разговора со старейшиной российского автоспорта.
Сергей Успенский интересен не только и не столько своими спортивными успехами, хотя эти успехи впечатляют: среди них, в частности, уже шесть титулов чемпиона России по ралли. Последний, кстати, завоеван всего несколько недель назад в борьбе с пятью (!) другими пилотами, двое из которых годятся Сергею Вадимовичу в сыновья. Мнение Успенского ценно тем, что он смотрит на отечественный автоспорт сразу с нескольких точек зрения - и как пилот, и как руководитель команды, и как организатор соревнований, и как вице-президент Российской автомобильной федерации (а ведь Успенский - еще и владелец успешного дилерского бизнеса и известного тюнинг-ателье). Вдобавок он - в отличие от своих более молодых соперников - прекрасно знает и помнит, как был устроен еще советский автоспорт...
- Сергей, с вашей точки зрения - насколько большую роль сыграл опыт в борьбе за последний титул, когда два из пяти соперников были более чем вдвое младше вас?
- Этот титул был, честно скажу, неожиданным: я ехал в Новороссийск с боевым настроением, но бороться собирался за третье место. Большего помогла добиться стабильность. Мы, к примеру, ни пробили ни одного колеса - что с лидерами случалось не раз. Насколько помог опыт? Не без этого: к примеру, Василию Грязину не хватило именно стабильности: в какие-то моменты он, складывается такое ощущение, расслаблялся, в какие-то - наоборот, может быть, слишком агрессивно атаковал. А с другой стороны - поломка на машине Никиты Филиппова была абсолютно случайной: камень попал под ремень усилителя. Как бы ты ни был опытен, просчитать траектории всех камней, которые вылетают из-под колес твоей машины, невозможно...
- Вы начинали и добились успеха еще во времена СССР. В чем вы видите разницу между гонщиками старшего поколения и теми, кто вырос и сформировался уже в новых условиях, а о советских гонках знает только понаслышке?
- В советские времена не было "халявы": ты, как Ломоносов, "пешком, в лаптях" приходил в ДОСААФ, где дорогу приходилось буквально прогрызать - расшибаться в лепешку, чтобы тебе дали автомобиль, а потом выбивать для него фары, колеса, бензин. Невозможно было представить, чтобы на тебя сразу свалилась та же техника, на которой ездят лучшие европейские пилоты. Поэтому сейчас меньше блеска в глазах, меньше скрипящих челюстей. Но это не значит, что нынешние молодые пилоты - плохие. Нет, те же Василий Грязин и Никита Филиппов - парни с правильным подходом к делу, с правильными ценностями. Но, кстати, этим они во многом обязаны своим родителям, которые сами были успешными раллистами.
- Что скажете о Евгение Новикове? Мы воспринимаем его результаты с восторгом, но, может быть, вы как профессионал видите какие-то ошибки, которых не замечают дилетанты?
- Я не могу об этом судить, так как не работаю с Евгением и не знаю тонкостей. Скажу одно: среди молодых российских пилотов он - самый талантливый, невероятно талантливый.
- Кстати, в вашей команде несколько сезонов ездил швед Патрик Флодин. А он как пилот и человек чем-то выделялся на фоне российских гонщиков?
- Патрик с утра до вечера думает только о гонках, он соглашается выступать в любых соревнованиях, на любой машине любого класса - ему не нужна какая-то дополнительная мотивация, возможности заниматься любимым делом ему более чем достаточно. У нас же многие пилоты считают, что им все что-то должны. А если неудача - то все вокруг виноваты.
- В чем вы видите сейчас главную проблему российского ралли?
- Очень мало пилотов, которые могут себе позволить регулярно выезжать на соревнования за границу. Выступления за рубежом, где конкуренция выше - это обязательное условие для развития. Многие видят большую проблему в дорогах, и отчасти они правы. К примеру, в чемпионатах мира и Европы на дорогах гораздо больше ям и колей, камней и трамплинов, а сами дороги сильно "накручены" - это делает их очень сложными, что хорошо со спортивной точки зрения. У нас есть прекрасно организованные гонки на Урале. Но они проводятся в карьерах, где дороги на сто процентов искусственные - а такие не воспитывают в пилоте характера, не придают раллийной мудрости. Правильные, естественные дороги есть в Карелии, однако их становится меньше с каждым годом - где-то дорогу забросили, и ее уже не восстановишь, где-то - наоборот, заасфальтировали. Поэтому организаторам ралли приходится год за годом прокладывать маршруты по одним и тем же дорогам. А когда люди ездят по выученным наизусть дорогам, это также не способствует развитию.
- Какова, кстати, ситуация с российским этапом чемпионата мира? Ведь некоторое время назад "Ралли Россия" было гонкой-кандидатом на этот статус?
- Более того, Международная автомобильная федерация готова была заключать договор на проведение этапа. Но чтобы провести этап, у организаторов должен быть немалый бюджет: ведь требуется немалое количество техники, обслуживающий персонал большой численности - организационный процесс очень дорог. У нас есть команда, которая могла бы все это сделать, но бюджета пока нет - и вряд ли получится его собрать без государственной поддержки. При этом сама гонка сейчас лучше, чем когда была кандидатской. Дороги очень хорошо подготовлены и остаются ровными даже на втором прохождении - что не всегда случается, к примеру, на таком знаменитом соревновании, как "Ралли Финляндии".
Кирилл КАЧНОВ