ЕСТЬ ТЕМА
10 дилетантских вопросов о профессиональном боксе
Александр БЕЛЕНЬКИЙ
Мы все эксперты в чем-нибудь, особенно в том, как управлять государством и как играть в футбол. Процентов двадцать из нас (ну хорошо, десять) – эксперты сразу во всем. Есть свои эксперты и в профессиональном боксе, причем с каждым годом их становится больше, а ведь когда-то я был один, совсем один. Ну совсем два – вместе с Владимиром Гендлиным. А теперь – кругом одни эксперты.
Тем не менее эксперты, населяющие боксерские форумы и изничтожающие друг друга перед каждым матчем, а также после него, а иногда и вместо него, все же составляют среди людей, смотрящих профессиональные поединки, "подавляющее меньшинство". В том смысле, что их очень мало, но они всех подавляют, требуя, чтобы пресса занималась только ими и писала о том, что только им же интересно. При этом каждому интересно что-то свое. Единственное, что их всех объединяет, – это презрение к "чайникам".
Между тем "чайники", составляющие никого не подавляющее абсолютное большинство, тоже имеют право не только задавать вопросы, но и, страшно сказать, иногда даже получать на них ответы. Вот этим сегодня и займемся. Я поговорил со своими друзьями, которые смотрят бокс от случая к случаю, и попросил составить вопросы, которые интересуют их больше всего. После чего отобрал десять наиболее часто повторяющихся и в меру сил и собственной испорченности на них ответил.
ВОПРОС № 1
ПОЧЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЫ ДЕРУТСЯ БЕЗ МАЕК?
Есть такой анекдот. Старого еврея спрашивают: "Хаймович, почему вы всегда отвечаете вопросом на вопрос". Хаймович отвечает: "А почему бы и нет?"
Так вот я, как еврей и к тому же хоть еще и не очень старый, но и не так, чтобы совсем молодой, отвечу: "Нет, это почему любители дерутся в майках?"
Мой вопрос на самом деле достаточно резонный, так как боксеры-профессионалы появились раньше любителей. Бокс, в отличие от абсолютного большинства других европейских видов спорта, развивался не от любительского к профессиональному, а наоборот. Профессионалы же, насколько я знаю, всегда дрались без маек.
Делалось это из сугубо практических соображений. Дрались ведь поначалу не только без маек, но и без перчаток. Во время поединка тело быстро взмокало, в результате чего, если удар, нанесенный мокрым кулаком по мокрому же телу, приходился не под углом 90 градусов, он обычно слегка съезжал в сторону, что делало его менее акцентированным. Были и другие соображения. Дрались очень жестоко, крови и ран было хоть отбавляй. Одежда, забивающаяся в раны, их усугубляла.
Между прочим, последнее явление было давно и широко известно. Лет двести назад один шибко образованный француз, будучи вызван на дуэль, явился на поединок одетым, как Адам, еще не откушавший подаренного Евой яблочка. Его противник счел себя оскорбленным и стреляться отказался.
ВОПРОС № 2
ПОЧЕМУ НИ В ОДНОМ ВЕСЕ НЕТ АБСОЛЮТНОГО ЧЕМПИОНА?
По крайней мере есть те, кто владеет несколькими титулами сразу. Владимир Кличко, например, является суперчемпионом по версии WBA и чемпионом по версиям WBA и WBO. Британцу Карлу Фрочу принадлежат титулы суперчемпиона WBA и чемпиона IBF в категории до 76,2 кг. Есть и другие обладатели двух титулов. Однако это действительно исключения. Боксерские федерации заинтересованы иметь чемпиона в полном своем распоряжении, а когда чемпион владеет поясами нескольких организаций одновременно, неизбежно возникает конфликт интересов. Обычно это заканчивается тем, что один из титулов он теряет не на ринге, а в бумажных войнах. Например, американец Андрэ Уорд, владевший титулами суперчемпиона WBA и чемпиона WBC в категории до 76,2 кг, потерял последний без боя.
Впрочем, о каких вообще абсолютных чемпионах может идти речь, если в рамках одной только WBA в одном и том же весе сейчас имеется и суперчемпион, и просто чемпион? Кстати, вы не заметили в предыдущем абзаце один совсем уж странный факт? Титулом суперчемпиона WBA в категории до 76,2 кг владеют одновременно и Андрэ Уорд, и Карл Фроч.
Нет, это не я спятил. Это WBA. Правда, веселые ребята из этой полоумной организации все-таки внесли кое-какие коррективы, которые еще не до всех дошли, а до самых разумных не дойдут никогда. На данный момент суперчемпионом они провозгласили только Уорда, а Фроча, по-прежнему владеющего двумя титулами, нарекли объединенным (unified) чемпионом. В общем, маразм по-прежнему марширует и торжествует.
ВОПРОС № 3
ПОЧЕМУ СОПЕРНИКИ ЧАСТО ОСКОРБЛЯЮТ ДРУГ ДРУГА ДО БОЯ?
У некоторых просто душа этого требует. Как говорится, какова душа, таковы и ее требования. Однако это, конечно, не главная причина. Главная же та, что подобные вещи, к сожалению, способствуют раскрутке матча.
Часто говорят, что это началось с Мохаммеда Али, но это неверно. Али просто поднял на новую высоту то, что было изобретено задолго до него. Настоящим пионером в этом деле был первый негр-чемпион в тяжелом весе Джек Джонсон, владевший титулом в 1908 – 1915 годах. Прямо оскорблять он, конечно, не мог, времена тогда были все-таки совершенно другие, и от негра ничего подобного не потерпели бы. Однако он умело подзуживал как публику, так и будущего соперника, и к моменту боя совершенно выводил их из себя. Давалось ему это без особого труда, так как он был столь же умен, сколь и силен. В результате подобной раскрутки матчей его гонорары постоянно росли.
Только не надо впадать в расизм. Действия Джонсона носили в большинстве случаев ответный характер. Многие его белые современники не видели большой разницы между ним и обезьяной и не скрывали этого. Гуляли и совсем экзотические гипотезы относительно негров. Так, второй официальный чемпион мира в тяжелом весе Джим Корбетт, которого все считали очень умным человеком, был убежден: если негру строить рожи, то он неизбежно потеряет контроль над собой. В результате, когда его друг Джим Джеффрис дрался с Джонсоном, Корбетт, стоявший за канатами, только этим и занимался. Хотелось бы посмотреть на это представление. К удивлению Корбетта, его безотказное средство не помогло, и Джонсон, не обратив на то, как Корбетт работал лицом, никакого внимания, просто выпорол Джеффриса, как и всех остальных.
ВОПРОС № 4
ПОЧЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЫ ИНТЕНСИВНО ТРЕНИРУЮТСЯ ТОЛЬКО ПЕРЕД БОЕМ?
Потому что это максимум того, что может выдержать человек. Стандартная подготовка к чемпионскому бою у большинства боксеров занимает два месяца. И это ад. После этого проходит сам бой. Это тоже на рай мало похоже. Затем требуется пара месяцев просто на восстановление. Это я говорю о победителе, а не о побежденном, тем более том, который проиграл нокаутом.
Другое дело, что настоящий профессионал должен особо не запускать себя между боями, а вот это удается далеко не всем. Многие в "межсезонье" очень здорово набирают вес, а потом мучительно его сбрасывают. Допустим, боец, выступающий в категории до 63,5 кг, который через пару месяцев после боя весит все 80 – дело самое обычное. Кстати, часто, хотя и далеко не всегда, это сказывается на спортивном долголетии.
ПОЧЕМУ У ЛЮБИТЕЛЕЙ ГОРАЗДО МЕНЬШЕ КАТЕГОРИЙ?
Чем больше чемпионов – тем больше титульных боев. Чем больше титульных боев – тем больше крутится денег. WBA, WBC, IBF и WBO обычно берут по 3 процента с гонорарного фонда за выдачу санкции на чемпионский бой. Понятно, что в их интересах, чтобы подобных поединков было побольше.
На самом деле такое количество весовых категорий не нужно. Это подтверждает легкость, с которой боксеры стали переходить из веса в вес, особенно в легких категориях. Например, Флойд Мейуэзер владел титулами в весах до 59, 63,5, 66,7 и 69,9 кг. Мэнни Пакиао – до 50,8, 55,3, 59, 61,2 и 66,7 кг. Конечно, лучшие из лучших – это еще не исчерпывающий показатель, но все же видно, что весовые категории стоят так плотно, что через некоторые они даже перепрыгивали. Так, Пакиао перешел из веса до 50,8 кг сразу в 55,3 кг, миновав категории до 52,2 и до 53,5 кг.
ВОПРОС № 6
ПОЧЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЧАТКИ ЛЕГЧЕ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ?
Вы правда не понимаете? Чтобы сильнее бить, потому что именно это привлекает публику, как ничто иное. Причем сейчас времена еще куда более гуманные. И дело не только в том, что сейчас перчатки, как правило, весят 8 – 10 унций, а раньше весили обычно 6, даже в тяжелом весе. Дело в том, на что перчатки надевали.
То, что боксерам бинтуют руки прежде чем надеть перчатки, знают, наверное, все. Но, например, во времена Джека Демпси, чемпиона мира в тяжелом весе 1919 – 1926 годов, и даже значительно позже, руки не только бинтовали и обматывали очень жесткой клейкой лентой, но потом еще и окунали в ведра с водой, чтобы эта лента затвердела. После чего на эти колотушки надевали 6-унцевые перчатки. Причем делалось это все в присутствии секунданта соперника, который в своей раздевалке под таким же надзором делал ровно то же самое, так как все это было разрешено.
Но наш мир потихоньку гуманизируется, и со временем то количество смертей, которые случались во время профессиональных боев, стало неприемлемым. Тогда перчаткам добавили веса, а клейкую ленту, намотанную поверх бинтов, запретили.
ВОПРОС № 7
ПОЧЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЫ НЕ ВЫСТУПАЮТ НА ОЛИМПИАДАХ?
Во-первых, в профессиональном боксе нет одного международного руководящего органа, зато в избытке разного рода советов и организаций, а во-вторых, правила совершенно иные. К тому же за участие в Олимпиадах если и платят (а мы не будем делать вид, что ничего об этом не знаем), то все-таки на порядок меньше, чем получают лучшие профессионалы.
ВОПРОС № 8
ПОЧЕМУ В ЭЛИТЕ БОЛЬШЕ НЕТ АМЕРИКАНСКИХ ТЯЖЕЛОВЕСОВ?
Ну все-таки есть, но, конечно, времена, когда они безраздельно царили в тяжелом весе, канули в лету. Объяснение этому есть, и оно очень простое. Как только заработки в американском футболе, где очень требуются мощные парни, резко поднялись, так природные тяжи туда и рванули. Тем более что войти в число футболистов-миллионеров раз в сто (это не гипербола) легче, чем в число боксеров-миллионеров, а риска для жизни все-таки меньше.
ВОПРОС № 9
ПОЧЕМУ БОИ СОКРАТИЛИ ДО 12 РАУНДОВ?
Это вопрос тоже из серии "гуманизации", как и про перчатки. Сначала количество раундов было неограниченным или оговаривалось в контракте на бой. Но потом общество стало делать вид, что оно становится добрее, и количество раундов ограничили 15. Такая ситуация просуществовала много десятилетий.
13 ноября 1982 года чемпион мира в легком весе по версии WBA американец Рэй Манчини защищал свой титул во второй раз против корейца Дук Ку Кима. Кореец, которому по его спортивному уровню и находиться-то в одном ринге с Манчини было нельзя, на свою беду оказался невероятно мужественным парнем.
Здесь я позволю себе маленькое лирическое отступление. В своих статьях и телекомментариях я часто повторял одну и ту же фразу: боксеров надо спасать от их собственного мужества. Как-то, лет восемь – десять назад, к своему удивлению, я обнаружил ее в списке самых нелепых "перлов" спортивных комментаторов, который составил какой-то телевизионный еженедельник. Действительно: зачем защищать человека от его мужества. Ха-ха-ха, как весело. Искренне надеюсь, что девушку, которая составила этот список (я просто не могу себе представить, чтобы это сделал мужчина, разве что такой, который никогда не дрался), жизнь с тех пор хоть чему-то научила, так как жить такой дурой все-таки, наверное, тяжело.
Так вот, Кима от его мужества не спасли. Раунд за раундом он получал по голове, пока, наконец, Манчини не нокаутировал его в 14-м раунде. Через четыре дня Ким умер от травмы головного мозга, несовместимой с жизнью.
Руководство WBC отреагировало на это почти мгновенно и сократило количество раундов до 12. WBA же примеру товарищей по цеху не последовала, хотя трагические последствия того боя следовали одно за другим. Манчини впал в глубокую депрессию, из которой не мог толком выйти несколько лет. Мать Кима покончила с собой через три месяца после боя. А его рефери Ричард Грин покончил с собой 1 июля 1983 года.
Тем временем на арену вышли новые боксерские организации, IBF и WBO, и они, как и WBA, по-прежнему проводили 15-раундовые бои. Иногда в связи с этим случались курьезные ситуации. От знаменитого чемпиона мира в среднем весе Марвина Хэглера, который владел титулами WBA и WBC одновременно, руководство последнего требовало, чтобы его бои не продолжались больше 12 раундов, и Хэглер обещал нокаутировать своих соперников раньше, что исправно и делал.
Тем не менее общественное мнение потихоньку давило на IBF, WBA и WBO, и в конце концов они сдались. В 1988 на 12-раундовые чемпионские бои перешли WBA и WBO, а в 1989 – сломавшаяся последней IBF.
Но не все стремились к сокращению боев. Так, в 1988 году экс-чемпион мира в тяжелом весе Майкл Спинкс долго добивался того, чтобы его поединок с Майком Тайсоном, владевшим титулами WBA, WBC и IBF, продолжался не 12, а 15 раундов, считая, что это дает ему какие-то дополнительные шансы. Зря старался: Тайсон нокаутировал его в первом.
Все бы хорошо, но, насколько я знаю, умирать боксеры после перехода на 12-раундовые бои особо реже не стали. Потому что главная причина подобных трагедий – не три лишних раунда, а разный уровень бойцов. Именно то, что имело место в поединке с участием Манчини.
ВОПРОС № 10
ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫМ ЧЕМПИОНАМ МИРА ДАЛЕКО "ЗА 40"?
Честно говоря, я сам не ожидал, что этот вопрос заинтересует столь многих. Наверное, потому что к этому привык. Между прочим, ответить на некоторые "чайницкие" вопросы бывает так же трудно, как на детские, но все-таки попробую.
Я не буду начинать слишком издалека, с "эры голых кулаков", так как это все-таки был совсем иной вид спорта, а ограничусь боксом более или менее современным. Да, чемпионами становятся люди все более старшего возраста. Признаюсь честно, когда в 1994 году 45-летний Джордж Формен нокаутировал Майкла Мурера и стал самым старым боксером в истории, завоевавшим мировой титул, я подумал, что этот рекорд никогда не будет побит. Однако в 2010 году Бернард Хопкинс сделал это, победив Жана Паскаля. Правда, на тот момент он был всего на месяц старше Формена, однако он продолжает оставаться чемпионом и сейчас, хотя через полтора месяца ему исполнится 49.
Хопкинс – это, конечно, крайний случай, но сейчас действительно хватает боксеров, кому за сорок, которые продолжают выступать на очень высоком уровне. Такие случаи бывали и раньше. Например, знаменитый полутяжеловес Арчи Мур, остававшийся чемпионом до 43 лет, но это были все-таки исключения из правил, а теперь таких исключений стало так много, что, похоже, придется пересматривать само правило.
Здесь нет какого-то одного объяснения, но есть некоторые закономерности. Прежде всего все возрастные чемпионы относятся к тем боксерам, чья техника не завязана на скорости. Скорость уходит первой, именно поэтому Рой Джонс в 24 года выиграл у Бернарда Хопкинса практически одной рукой, так как вторая была травмирована, а в 41 безоговорочно проиграл ему с обеими руками. И это при том, что Хопкинсу на тот момент было уже все 45, но его экономный и вязкий стиль в отличие от стиля Роя Джонса от скорости зависел очень мало.
В то же время очевидно другое. В том, что чемпионы постарели, сыграла свою роль спортивная фармакология, причем речь вовсе не обязательно идет о запрещенных препаратах. Вполне легальные тоже могут хорошо поспособствовать успешному продлению карьеры. Честно говоря, других объяснений я не вижу.