В шахматах разгорается серьезный скандал, связанный с парадоксальной для женского спорта темой – внешним видом участниц и формой, в которой они принимают участие в соревнованиях. Организаторы ближайшего чемпионата мира среди женщин, который должен пройти в Иране в феврале 2017 года, настаивают, чтобы шахматистки играли не только в максимально закрытой одежде, но и в платках или хиджабах. Несколько участниц предстоящих соревнований выразили протест и даже заявили о готовности бойкотировать турнир.
– Я понимаю, что местную культуру и традиции надо уважать, – заявила чемпионка США Нази Пайкидзе. – Но даже в самом Иране есть женщины, которые каждый день, рискуя своей жизнью, бросают вызов этим традициям. Я не понимаю, почему один из крупнейших спортивных турниров среди женщин надо проводить в стране, где до сих пор права женщин постоянно ущемляются. Так, отказ носить хиджаб может привести даже к тюремному заключению. Как мне ни больно это сознавать, но если чемпионат мира все-таки пройдет в Иране, скорее всего, я откажусь принимать в нем участие.
Надо сказать, чемпионат мира вообще может пройти без американских шахматисток, которые, во-первых, вряд ли получат иранские визы, а во-вторых, скорее всего, прислушаются к предупреждениям собственного госдепартамента, который объявил поездки в Иран опасными для жизни.
Год назад женский чемпионат мира с успехом состоялся в Сочи. Естественно, ни малейших вопросов к внешнему виду участниц там не возникло. Загвоздка получилась в том, что соревноваться только в России невозможно, а на право проведения чемпионата мира-2017 не было подано ни одной заявки, кроме иранской.
Процесс переговоров между международной федерацией (ФИДЕ) и принимающей стороной сейчас идет непросто, и контракт на проведение турнира до сих пор не подписан. Хотя чемпионат должен состояться уже в феврале 2017-го, пока не названы даже точные даты. Беспрецедентное дело для любого олимпийского вида спорта в шахматах стало реальностью. Лучшие игроки планеты готовятся к турниру-загадке, который состоится уже через несколько месяцев, но пока не имеет даже конкретных сроков.
НЕТ ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИИ – НЕТ ХИДЖАБА?
– В шахматы играют и атеисты, и христиане, и люди вообще любых религий и мировоззрений, – заявил англичанин Найджел Шорт, бывший претендент на звание чемпиона мира. – Почему все они должны насильственно надевать исламский религиозный символ?
Помимо соображений религии, необходимость играть в хиджабах несет и чисто практические неудобства. Партии порой длятся по пять и более часов и проходят на пике нервного напряжения. В таких условиях раздражать и мешать может любая, даже самая незначительная деталь. Не говоря уж о непривычном для многих головном уборе, в котором действительно может быть жарко и некомфортно.
– В феврале прошлого года в Иране прошел этап женского Гран-при, где участницы играли в головных платках, – рассказал "СЭ" президент Ассоциации шахматных профессионалов Эмиль Сутовский. – На мой взгляд, еще тогда должен был быть подан официальный протест. Одно дело, когда женщина накидывает платок на несколько минут, чтобы, например, зайти в церковь. И совсем другое – многочасовое нахождение в нем!
Но, как бы ни была строга религия, при желании в любом правиле можно найти лазейку. Так, законы Ислама допускают снятие хиджаба при условии, что в помещении присутствуют только женщины. В мире множество международных судей женского пола, и при желании соблюсти это правило на женском чемпионате мира – не проблема. Правда, есть большое "но". Это сборище женщин не должен видеть никто из мужчин, то есть трансляция соревнований исключена. Онлайн видео с любого более или менее крупного турнира давно стало для шахмат обязательным. Но, похоже, тут ради комфорта игроков придется сделать исключение.
– На мой взгляд, это оптимальный компромисс, – заявил Сутовский. – Иранская шахматная федерация очень успешна в последние годы, в стране появилось много талантливых игроков. У нас ни в коем случае нет цели лишить страну проведения турнира, мы не призываем его бойкотировать. Из 64 участниц я говорил как минимум с половиной, и подавляющее большинство не хочет этого бойкота. Но мы обязаны заботиться о соблюдении прав шахматисток, и ассоциация стоит на их стороне.
– Почти у всех ведущих шахматисток наставники – мужчины, а тренировки по ходу турнира обычно проходят прямо в гостиничных номерах после партии. В Иране это исключено?
– В Иране невозможно нахождение мужчины в одном помещении с женщиной, если это не его жена или близкая родственница. Причем это не просто разговоры. Найджел Шорт рассказал мне, что в один из приездов в Иран он занимался в гостинице с несколькими местными девушками. Хотя они даже не были один на один, в номер ворвалась полиция нравов, и их разогнали. Так что проблема, безусловно, есть, и мы уже попросили у ФИДЕ и иранской стороны официальных разъяснений по этому поводу.
Интересно, что еще одно заинтересованное лицо – старший тренер женской сборной России гроссмейстер Сергей Рублевский никаких проблем с проведением чемпионата мира в Иране не видит.
– Девушки уже играли там, на этапе Гран-при, и ничего страшного не случилось, все равно победила сильнейшая, – заявил Рублевский. – Если американки не хотят ехать, это их проблема. Да, немного непривычно видеть игроков в головных уборах, но не думаю, что это скажется на качестве игры. Как я буду проводить тренировки? Я в любом случае ехать в Иран не собирался, это дело личных тренеров. Конечно, тренируют женщин почти всегда мужчины. Но, во-первых, есть интернет, скайп, и тренер сейчас в принципе не так часто куда-то выезжает. А во-вторых, зачастую мужья тренируют жен, что вообще снимает все проблемы.
Одна из лидеров сборной России, 12-я чемпионка мира Александра Костенюк заявила в интервью "СЭ", что не хочет проводить свои партии в головном уборе.
– Саша, как вы относитесь к перспективе через несколько месяцев примерить хиджаб?
– Сейчас этот вопрос волнует весь женский шахматный мир. Во всяком случае, на чемпионате России по блицу и рапиду, который проходит в эти дни в Сочи, мы с девочками это обсуждали. На мой взгляд, акцент здесь следует сделать на том, что речь идет не просто о каком-то рядовом турнире, а именно о чемпионате мира. Я считаю, что на соревнованиях такого ранга у каждой шахматистки должен быть выбор. Мне лично было бы неудобно играть с покрытой головой. И я не согласна с тем, что в таком случае все игроки будут в одинаковых условиях. Иранки, которые привыкли к подобной одежде с детства, изначально будут иметь преимущество. Не имею ничего против Ирана, в 2001 году я была в этой стране, играла матч с местным игроком и надевала головной убор. Но одно дело – выставочный матч, и совсем другое – чемпионат мира.
– Чем конкретно вам не угодил головной убор или хиджаб – в нем неудобно играть или этот протест основан на религиозных соображениях?
– У меня должно быть право выбора, играть так или иначе. Я уважаю культуру, традиции, знаю, что со своим уставом в чужой монастырь не ездят. Но поймите, речь идет о шансе стать чемпионкой мира, то есть добиться высочайшей цели в нашей игре. И здесь даже малейший дискомфорт может помешать показать результат, к которому ты готова.
– Еще одна проблема связана с тренерами, которые не смогут непосредственно работать со своими спортсменками в гостиничных номерах или других помещениях.
– На самом деле есть масса нюансов. Например, после каждой партии по вечерам я бегаю. Мне это необходимо, чтобы снять стресс и подготовиться к следующей игре. В Иране женщине одной пойти бегать на улицу невозможно. Теоретически к моим услугам тренажерный зал гостиницы, но во время Гран-при оказалось, что если там находился хоть один мужчина, женщин внутрь уже не пускают. Понимаете, это настолько другая страна со своей культурой, что предусмотреть все невозможно. Но я считаю, что если в Иране хотят принимать у себя те или иные международные соревнования, они должны обеспечить соответствующий уровень проведения и дать игрокам возможность выступать в привычных для них условиях. Прежде чем отдать Ирану право проведения чемпионата мира, ФИДЕ должна была обсудить все эти вопросы с иранской федерацией.
– В случае, если договориться не получится, вы готовы, подобно Нази Пайкидзе, бойкотировать турнир?
– Насколько я понимаю, либо турнир должны бойкотировать все шахматистки, либо это уже становится личным делом каждой. Не знаю, к сожалению или к счастью, но всеобщего бойкота точно не будет. Несколько игроков уже заявили, что им важнее шанс сыграть на чемпионате мира, чем дискомфорт в одежде. Тут мы можем вспомнить Кубок мира-2004, который прошел в Ливии. Тогда тоже очень многие шахматисты не смогли приехать по политическим соображениям, некоторые бойкотировали, но, тем не менее, другие игроки выступали, и кто-то из них стал чемпионом. На только что завершившейся олимпиаде, которая на высшем уровне прошла в Баку, не смогла выступить сборная Армении. К сожалению, так устроен современный мир. Мне лично очень бы хотелось, чтобы наш чемпионат мира проходил в стране, где смогли бы выступить все отобравшиеся, а проведение турнира не омрачали бы никакие вопросы. Но это уже вопрос к международной федерации, которая не смогла найти такого предложения.