25 марта 2014, 18:30

Томас Липс: "У меня есть предложения, но я заинтересован остаться в России"

На завершившемся чемпионате мира по керлингу среди женщин россиянки впервые в отечественной истории выиграли бронзовые медали. О достижении этого успеха и желании продолжить работу с командой рассказал наставник Томас Липс.

– Чемпионат мира оставил просто невероятные эмоции, – сказал Липс. – Думаю, мы действительно заслужили эти медали – на протяжении всего чемпионата мира девушки играли очень здорово, и я с удовольствием готов повторять: действительно горжусь тем, что могу называть себя тренером сборной России!

– Победа над кореянками была одержана в экстра-энде. Плюс ко всему последний камень был за соперницами. Выходит, в тот день удача была на стороне вашей команды?

– Именно так. В конце той игры нам действительно здорово повезло. Когда право последнего броска принадлежит сопернику, тебе просто необходима удача. Я не расстроился, когда мы уступили кореянкам в матче плей-офф и упустили шансы побороться за более высокие места, чем третье, потому что в тот день девушки показали худшую игру из всех, что мы провели на этом чемпионате мира. И ожидать победы с такой игрой было просто нельзя, но нам предоставился еще один шанс, и команда его реализовала. Если мы взглянем на статистику, то у Екатерины Галкиной, Александры Саитовой и Маргариты Фоминой процент реализации в игре за бронзу превысил отметку 90! У Анны Сидоровой были небольшие сложности, но девочки в нее верили, а она боролась до конца и поэтому смогла реализовать нужные броски в самые ответственные моменты.

– Как считаете, давления на команду на чемпионате мира было больше после провального выступления на Олимпиаде?

– Больше было давления или меньше я сказать не могу, ощущения были совсем иными – это факт. Еще до моего прихода в команду и даже, возможно, в какой-то период нашего сотрудничества менталитет в сборной был таким – в следующий раз мы сделаем лучше. Но перед этим чемпионатом мира я сказал девушкам, чтобы они забыли о возможности реабилитироваться на последующих турнирах – это наш последний шанс, и мы должны его использовать по максимуму. Мы должны принять это давление, свыкнуться с ним и просто играть в керлинг. Я знаю, насколько хорошо может играть сборная России, поэтому просто просил девушек проявить свои умения на льду.

– После Олимпиады президент Всероссийской федерации керлинга Дмитрий Свищев поставил ультиматум, что ваш контракт может быть продлен, только если вы завоюете медали чемпионата мира. Успели поговорить на эту тему с президентом федерации?

– Нет, мы еще не обсуждали этот вопрос. Сейчас я могу лишь предположить, что мы сядем и попробуем выяснить с руководством, есть ли у меня будущее в составе сборной России, сможем ли мы продолжить сотрудничество. На сегодняшний день я не знаю ответа на этот вопрос, но могу повторить, что был бы рад продолжить работу с командой. С одной оговоркой – я считаю, есть пара моментов, которые должны быть пересмотрены и изменены.

– Например?

– Главный вопрос сейчас в том, что должна сделать федерация, чтобы у каждого спортсмена был шанс попасть в национальную команду. Взгляните на порядок формирования сборной, который существует сейчас, – я сам выбирал команду для каждого турнира, будь то чемпионат Европы, Универсиада или чемпионат мира. Но, возможно, есть и другие кандидаты на место в сборной? Значит, нужен дополнительный критерий отбора на национальном уровне. В апреле в Сочи пройдет чемпионат России, но этот турнир не отобразит реального положения вещей, поскольку мы не увидим сборную России в том составе, в котором привыкли видеть ее на всех крупных международных турнирах. Девушки разойдутся по своим командам, и результат будет совершенно непредсказуемым. Не факт, что Сидорова станет чемпионкой России, хотя она является скипом национальной сборной.

– У вас есть какие-то конкретные идеи, как можно изменить существующую систему?

– Я считаю, что федерации для подготовки к Олимпиаде-2018 необходимо выбрать четыре-пять скипов, и сделать это нужно прямо сейчас. И каждый из них должен найти свою команду. К примеру, если в команде есть два отличных игрока, которые друг друга на дух не переносят, они не покажут достойного результата только потому, что федерация определила их в одну команду. Если мы будем иметь хотя бы четыре-пять команд не топ-уровня, но таких, которые смогут составлять достойную конкуренцию друг другу и будут подгонять соперниц по ходу сезона, то на итоговом турнире мы и сможем определить лучшую из них.

Другой вопрос заключается в том, что, на мой взгляд, деньги не всегда потрачены рационально. Вспомним чемпионат Европы-2012, за победу на котором был организован восстановительный сбор на Мальдивах, куда мы отправились по окончании предолимпийского сезона. Это ведь просто неразумно! Это был отличный подарок, но почему именно Мальдивы? Это, наверное, стоило по меньшей мере 50 000 долларов! А можно было бы направить эти средства непосредственно в керлинг. Так что, повторюсь, есть ряд моментов, которые, по моему личному убеждению, следовало бы изменить.

– Томас, в этом сезоне вы уже привнесли ряд изменений в российский керлинг. Чем продиктовано ваше стремление двигаться еще дальше?

– Ответ прост – я вижу в российской сборной огромный потенциал. Я не знаю, можно ли назвать результат моей работы удовлетворительным, могу только констатировать факт – за 20 месяцев работы с этой командой мы стали чемпионами Европы, выиграли Универсиаду и завоевали бронзу чемпионата мира. Если этого недостаточно для того, чтобы я мог продолжить работу с командой, значит, этого недостаточно. При этом у меня на руках есть предложения от двух стран, которые хотели бы со мной сотрудничать. Естественно, я не стану называть никаких имен, но предложения поступали. Я не подписывал контрактов, потому что сам заинтересован в работе именно с российской сборной, но мне нужно видеть, что и российская сторона заинтересована во мне и в целом в развитии керлинга в своей стране. Я с радостью продолжу работать с командой, но это решение сейчас зависит не от меня.

Мария ВОРОБЬЕВА

7