Когда-то стратегии были одним из главных жанров, по крайней мере, на ПК. Затем заговорили об их смерти. Вероятно, она все-таки преувеличена, но стоит признать очевидное — сейчас «стратежки» куда менее популярны, чем были когда-то. Тем больше поводов вспомнить самые лучшие игры прошедших лет.
Дисклеймер: речь будет идти исключительно о более или менее классических RTS с той самой «зеленой рамкой» — иначе пришлось бы писать даже не статью, а целую серию книг.
Первой действительно популярной RTS стала Dune 2 — многие из нас играли в нее еще на Sega. Тем не менее многие из механик, затем ставшие неотъемлемой частью жанра, появились именно там — взять ту же зеленую рамку! В игровой прессе тех лет было принято говорить о «клонах Command and Conquer», но вскоре термин исчез — стало понятно, что речь идет о целом жанре.
Более того, развивалась и сама серия. Ответвление в виде Red Alert принесло самую развесистую клюкву в истории игр и кучу оригинальных юнитов — от теслатанков до знаменитого дирижабля «Киров», а Command and Conquer: Generals попыталась воссоздать более-менее современные игрокам баталии.
Увы, на Command and Conquer 3 и ее дополнениях счастливая звезда серии начала закатываться. Четвертая часть вышла откровенно неудачной, и сейчас фанаты предпочитают не вспоминать о ее существовании. Была отменена до релиза и Generals 2, разрабатывавшаяся Bioware. Зато недавний выпуск сборника ремастеров позволит современным игрокам ознакомиться с истоками жанра.
Милорд, ваш хмель пожрал долгоносик! Эта и другие фразы виртуального помощника из Stroghold давно стали мемами. Cтратегия о непростой жизни средневекового феодала вообще получилась на удивление душевной. Чего стоят только персонажи, против которых игроку приходилось бороться в сюжетной кампании — герцог Крыса, граф Кабан, таинственный Волк... Эти персонажи запоминались и без красочных кат-сцен и страниц текста.
Впрочем, стратегии — это не только про сюжет. Но и с геймплеем у Stronghold все было прекрасно. Умиротворенное развитие с бегающими туда-сюда крестьянами сменялось осадами замков в игре поздней — и оборонять построенные стены оказалось очень весело. Ну а дополнение Crusaders, посвященное, как не трудно догадаться, крестовым походам, и вовсе сделало серию культовой.
Интересно, что именно Stronghold продолжает показывать следы жизни больше всех остальных. С 2011 года, в котором вышла трехмерная Stronghold 3, появилось сразу четыре проекта. Последний из них, ремастер самой первой части под названием Stronghold: Definitive Edition, и вовсе вышел только в 2023-м.
Пожалуй, именно Warcraft стал самой важной серией для жанра после Command and Conquer. История о противостоянии людей и орков раскрылась по-настоящему во второй части, до сих пор считающейся некоторыми эталоном классической фентезийной RTS. Почему? Потому что в Warcraft 3 появились ролевые элементы, сочетание которых с привычными механиками получилось очень и очень удачным.
С другой стороны в этот раз у Blizzard Entertaiment удачным получилось практически все. Сюжетная кампания вовлекала эпическим сюжетом и запоминающимися персонажами, приключения которых то и дело иллюстрировались потрясающими по качеству синематиками.
Мультиплеер сделал Warcraft 3 обязательным не только для многочисленных компьютерных клубов, но и для киберспорта. Ну а редактор подарил нам множество прекрасных кампаний и карт. Среди последних была и карта Defense of the Ancients, которую со временем стали сокращать до DotA...
Ремастер получился неудачным. Но никто не помешает сыграть в оригинал и сегодня — благодаря стилизованной графике он отлично сохранился.
Если Warcraft несложно соотнести с почившим Warhammer: Fantasy Battles, то в Starcraft явно угадываются очертания Warhammer 40,000 с его космодесантниками. Впрочем, в Starcraft дела обстоят не настолько мрачно, и сюжет, рассказывающий о приключениях Джеймса Рейнора и Сарры Керриган, не отличается уровнем безысходности, присущим вселенной вечной войны.
Но, при всем уважении к сценарным способностям Blizzard, в историю игр Starcraft попал не за это. Просто долгие годы он был той самой киберспортивной игрой.
Отточенный подобно клинку баланс и сразу три разнообразных фракции (люди, зерги и протоссы) сделали Starcraft идеальной платформой для сетевых побоищ не только в клубах, но и на профессиональном уровне.
Благодаря этому родилось множество мемов — от зерг-раша, одной из стратегий при игре за зергов, подразумевающей закидывание противника дешевыми и многочисленными юнитами, до южнокорейских киберспортсменов, «перекликать» которых оказалось практически невозможно.
Starcraft 2, каждая из частей которой была посвящена одной из фракций, еще больше привлекла внимание — как «киношной» кампанией в лучших традициях Blizzard, так и мультиплеером. Но ее время уже ушло, не в последнюю очередь из-за поменявшихся трендов — «старичку» непросто соревноваться с Dota 2 и другими современными дисциплинами. Зато именно на платформе Starcraft 2 энтузиасты, недовольные Warcraft 3: Reforged, воссоздают кампанию оригинала!
Помните упомянутую в самом начале смерть RTS? Говорить о ней начали далеко не сегодня. Еще в нулевых разработчики стали искать выход из жанрового тупика. Одним из решений стали MOBA-игры вроде DotA — ценители жанра помнят некоторые неудачные попытки вроде Demigod. А другим — так называемые RTS 2.0 вроде Warhammer 40, 000: Dawn of War и Company of Heroes. Примерно в этом же направлении была сделана знакомая отечественным игрокам серия «В тылу врага».
Строить казармы, чтобы клепать в них солдатиков, больше не нужно или почти не нужно — у нас нет на это времени! Вместо этого мы стартуем с несколькими небольшими отрядами, которые захватят для нас ключевые точки на карте, и уже за «капающие» с этих точек очки мы будем получать подкрепления, вызывать артиллерийские удары и делать другие полезные и добрые дела.
Все это сочеталось с прекрасной графикой и попытками придать происходящему еще больше реализма. В посвященной сражениям Второй мировой войны Company of Heroes юниты, состоящие из нескольких солдат, не «танковали» вражеские пули и снаряды истекая кровью — враги мазали до тех пор, пока снижающаяся все это время полоска здоровья не сигнализировала, что отряду пора стать меньше.
Серия Dawn of War завершилась неудачной третьей частью, а вот Company of Heroes живет и по сей день — ее третья часть вышла в феврале 2023 года.
В свое время казалось, что самая необычная часть этой игры — графика. Total Annihilation была одной из первых 3D-RTS. И стоит сказать, что после привычных спрайтов «честные» трехмерные модели, отбрасывающие тени, очень и очень впечатляли, даже несмотря на невысокое качество каждой из них.
Впрочем, как и водится, любили Total Annihilation не только за это. Просто боевые действия в ней приобретали воистину гигантский размах — на земле, воде и в небе сражались и взрывались сотни юнитов, а в финальной стадии больших сражений в дело вступало супероружие — от ядерных боеголовок и смертоносных лучей до обычных, но очень больших пушек.
В нулевых автор оригинала, геймдизайнер Крис Тейлор сумел повторить успех, выпустив «духовного наследника» под названием Supreme Commander — в него и в аддон Forged Alliance играют до сих пор. Увы, вторая часть неудачно попыталась переизобрести жанр и утащила студию Gas Powered Games на дно вместе с собой.
Небольшой всплеск интереса вызвала Planetary Annihilation с Kickstarter, где размах боевых действий мог вестись сразу на нескольких планетах. Но из-за абсолютно одинаковых фракций эта игра быстро наскучила аудитории, и о ней быстро забыли — новая краудфандинг-кампания студии оказалась уже неудачной.
Отечественным геймерам эта серия знакома под другим названием — ей занималась студия, собранная из разработчиков «Противостояния», поэтому первая часть Sudden Strike вышла в СНГ как «Противостояние 3».
Так или иначе, но история превращения российской студии в кипрскую — далеко не самое интересное, что можно сказать о Sudden Strike. RTS о Второй мировой привлекала масштабом и реалистичностью. Солдаты набирали опыт и умели не только бегать и стрелять, но и смотреть в бинокль, ставить мины или залегать под обстрелом. Технику следовало чинить и снабжать боеприпасами, а вызванные игроком бомбардировщики могли быть сбиты вражеской ПВО.
Последняя «оригинальная» часть Sudden Strike вышла в 2009-м, но наследие серии продолжает жить. С одной стороны, речь идет о Syrian Warfare и недавней Terminator: Dark Fate — Defiance от студии Cats Who Play. Правда, здесь все сложно — когда-то эта студия сделала игру под названием «Противостояние 3D. Перезагрузка», на основе наработок которой и создавали игру про войну в Сирии. С другой — Sudden Strike также получила продолжение в 2017-м в виде полноценной четвертой части. Разумеется, ее разрабатывала уже другая студия.
Самое интересное, что наследие этой игры до сих пор поддерживается мододелами — чего только стоит Modern Warfare Mod, являющийся чуть ли не одним из лучших симуляторов локальных конфликтов конца XX века.
Если геймер хоть немного интересовался стратегиями в реальном времени, то можно с уверенностью сказать, что он так или иначе сталкивался с Age of Empires — если не с одной из оригинальных игр, то с одним из ее многочисленных клонов. От Star Wars: Galactic Battlegrounds по знаменитой кинофраншизе до «Казаки: Европейские войны» от будущих авторов S.T.A.L.K.E.R.
Что же так привлекало игроков? Как и у многих лучших представителей жанра — удачное смешение элементов. Age of Empire сочетала механики градостроительных симуляторов с обычной RTS. Смена эпох и уникальные фракции придавали игре разнообразие, а некоторые из находок второй части и вовсе стали стандартом жанра — как, например, отображение незанятых рабочих или кнопка «к оружию».
Эта серия продолжает жить и по сей день — в 2021 году вышла Age of Empires 4, принятая аудиторией весьма благосклонно. Успехом пользуется и HD-переиздание второй части, к которому в 2023 году вышло крупное дополнение Return of Rome.
Очень трудно выбрать лучшую игру из серии Total War. Взять самую новую Total War: Warhammer или отдать предпочтение старой-доброй Medieval 2? Или вовсе вспомнить смелые эксперименты Empire и Napoleon?
Однако лучше всего эволюцию серии символизирует самый первый Rome. Да, основы серии были заложены еще раньше, но именно там появилось честное 3D, а глобальная карта перестала напоминать настолки.
Гигантские сражения с десятками отрядов и тысячами юнитов есть во всех частях, да и тактики остались примерно одинаковые — лучники на холм, кавалерия по флангам. Однако нигде не было такой же атмосферной музыки, и ни одна из частей не удивляла больше — по крайней мере, на свое время.
Вторая часть Rome вышла спорной, но со временем игроки стали относиться к ней с теплотой — чему во многом поспособствовало дополнение Attila и моды вроде Divide et Impera. Любители же классики могут попробовать HD-переиздание оригинального Rome или воспользоваться одной из многочисленных модификаций — от Roma Surrectum до Europa Barbarorum. Будущее же основной серии остается туманным — трилогия по вселенной Warhammer Fantasy Battles закончилась, и кто знает, в какую сторону Total War пойдет дальше?
Еще одна попытка переизобрести жанр RTS за авторством студии Petroglyph. Пожалуй, сейчас бы про нее почти не вспоминали, если бы не сеттинг — хороших игр по «Звездным войнам» не так много, а уж стратегий и вовсе почти нет. Но это не значит, что на нее стоит обратить внимание только фанатам.
В конце концов попытка была удачной — игра радовала крупными сражениями отрядов при поддержке самой разнообразной техники из далекой-далекой галактики, да еще и в очень неплохой графической обертке. Встречались среди юнитов и могучие герои — от Люка Скайуокера до Леи и Хана Соло.
Можно было проходить сюжетную кампанию, а если не хотелось — то просто завоевывать Галактику в стратегическом режиме, перемещая флоты (да, сражения в космосе тоже были) и армии между планетами.
Дополнение Forces of Corruption разбавляло противостояние Империи и повстанцев новой «бандитской» фракцией, а уж сколько контента добавляли многочисленные моды — и посчитать сложно. Да, возможно, Empire at War не была бессмертным шедевром на все времена, но чем больше проходит лет — тем сильнее становится ясно, что чего-то подобного на рынке не хватает все больше и больше.
Хочется верить, что новая RTS по «Звездным войнам», над которой прямо сейчас трудится студия Respawn, окажется как минимум не хуже.