Допинг
23 мая 2014, 11:30
СВОЯ КОЛОНКА
Сергей БУТОВ
Тайсону Гэю 31, и он не совсем типичный американский спринтер. Для этого он слишком хорошо воспитан и не склонен к эпатажу.
В сентябре 2009-го Тайсон пробежал стометровку за 9,69. Это четвертый результат за всю историю самой престижной дисциплины мирового спорта. Можно, впрочем, объяснить еще проще. Быстрее Гэя стометровку трижды пробегал только Усэйн Болт.
Много лет Тайсон думал, как ему догнать Болта. Пробовал и так, и эдак. А потом попался на стероидах. В спорте так случается.
Мануальный терапевт из Атланты снабжал Гэя мазями, которые содержали целый букет удовольствий, запрещенных Кодексом WADA. Некоторые из них – например, тестостерон – были открыто перечислены на этикетке. Но дважды два не всегда четыре, и вам это охотно подтвердит пловчиха Юлия Ефимова, угодившая в антидопинговый капкан по не менее анекдотичному поводу.
На прошлой неделе годичную дисквалификацию Тайсону выписало антидопинговое агентство США – организация, которую трудно упрекнуть в мягкотелости. Именно она многие годы ловила в мутной воде такую крупную рыбу, как Лэнс Армстронг, и в итоге ее загарпунила. Великий комбинатор посчитал преследование USADA сведением личных счетов, сотрудничать отказался и получил "пожизненное". А вот Гэй на моральную дилемму гамлетовским образом ответил: "Быть", и насотрудничал до того, что уже в июне вернется на дорожку кристально чистым не только по медицинским анализам, но и по совести.
Выписанный попавшемуся на "тяжелом" препарате спринтеру срок вызвал к жизни новый виток разговоров: правильной ли дорогой идет антидопинг и прозрачны ли его методы?
Генеральная идея антидопинга – чтобы все были в равных условиях и чтобы спортсмены, которым по профессии суждено гробить здоровье, не пичкали себя откровенной дрянью, вызывающей необратимые последствия в их организмах, – по-прежнему убедительна. Настолько, что в этом кроется главный парадокс: репутация допинг-контроля в современном спорте сильно опережает его реальную эффективность.
Спорная ситуация вокруг запрета WADA на ксенон и аргон – инертные газы без вкуса, цвета и запаха, которые использовала в Сочи сборная России, что не осталось незамеченным ее конкурентами по медальному зачету, – лишь один из эпизодов в звене противоречий. Включение этих газов в запрещенный список WADA задним числом, после Сочи, отправило миру однозначный "месседж": Россия на домашних Играх по факту играла по правилам, но по сути – против них. Но если с этим соглашаться, то где со своим "месседжем" WADA была в середине 2000-х, к которым относят появление газов на мировом допинговом (как теперь выясняется) рынке?
В профессиональном спорте по-прежнему процветает стратегия микродозирования, когда тот же EPO вводят в организм часто, но малыми дозами. Похожую стратегию используют сторонники стероидосодержащих кремов и гелей. Тест на страшно популярный нынче гормон роста способен детектировать его в рамках короткого "окна", от 10 до 20 часов, поэтому соревновательный контроль никогда не выявит обманщика, если тот умеет складывать и вычитать в уме (встречаются и обратные случаи).
Еще в 2006-м группа шведских ученых обнаружила, что наличие у спортсмена врожденного гена, участвующего в процессе выведения тестостерона из организма естественным путем, позволяет тому избегать положительной пробы на стероиды: тех просто не видно в моче. Оказалось, этот "ген безнаказанности" никакой не уникальный, обнаруживается у 9,3 процента шведов, а у азиатов (в частности, корейцев) вообще является доминирующим.
Ежегодно в мире забирают сотни тысяч допинг-проб. Статистика стабильна: "грязными" оказываются от 1 до 2 процентов. Но если вы считаете, что таковым является истинное соотношение "чистых" и "грязных", каждый второй спортсмен-профессионал рассмеется вам в лицо. Армстронг с Мэрион Джонс на двоих сдали более 500 проб, но в обоих случаях к их разоблачению привели федеральные расследования с длительным сбором информации, показаниями под присягой и другими оперативно-розыскными мероприятиями на большого любителя.
Годичная дисквалификация Гэя – не частный случай и никакая не случайность. Скорее, новая страница в истории вопроса. Ведь вместе с 4-летним стандартным сроком в кодекс WADA с января 2015-го приходит статья, по которой за "активное сотрудничество" дисквалификация спортсмену может быть не просто существенно сокращена – отменена.
И эта вилка начнет давать эффект быстрее, чем может кому-то показаться. Надутых щек станет меньше, а желающих говорить правду, пускай вынужденно, больше.
Пока телефон "горячей линии" WADA не занят. Но очень скоро туда будет не дозвониться…