Статьи

Статьи

Допинг

22 марта 2016, 19:45

Виталий Мутко: "Уйду, когда дело будет во мне"

Филипп ПАПЕНКОВ
Корреспондент
Позитивная повестка заседания коллегии Минспорта свелась к обсуждению допинга и в первую очередь – злосчастного мельдония

Филипп ПАПЕНКОВ из Москвы

Генеральный продюсер "Матч ТВ" Тина Канделаки, знаменитая гимнастка Светлана Хоркина, заслуженные чемпионки в синхронном плавании Ольга Брусникина и Анастасия Давыдова, легендарный хоккеист Вячеслав Старшинов и даже знаковый в прошлом кавээнщик из команды РУДН, а ныне член Общественной палаты Сангаджи Тарбаев…

В парадном зале Министерства спорта собралась представительная компания из бывших спортсменов, действующих чиновников и руководителей различных федераций, департаментов, комитетов, "послы" от регионов.

Говорить планировали об итогах работы ведомства в 2015 году, о направлениях деятельности на годы с 2016-го по 2018-й. И начали за здравие. Министр спорта и глава РФС Виталий Мутко призвал всех взглянуть на экран, где под пафосную музыку запустили кадры с видами новых спортивных объектов, моментами крупных соревнований, счастливыми лицами студентов, сдающих нормы ГТО.

БОЛЬШАЯ ПОЛИТИКА ПРОТИВ МЕЛЬДОНИЯ

Но затем к трибуне подошел помощник президента страны Игорь Левитин и почти сразу напомнил о главной теме последнего времени в российском спорте – о допинге.

– Нужна культура непринятия допинга, начиная с детских школ. Нам необходимо сегодня работать в области физиологии, биохимии и других наук. Без развитой науки мы будем обречены на отставание от ведущих спортивных держав. Надо выработать меры по совершенствованию системы антидопинговой деятельности! – призвал Левитин.

– Министерство поработало хорошо, достигнуты серьезные результаты по разным направлениям деятельности, в целом наш спорт на подъеме: развивается спортивная инфраструктура, – начал с позитива заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович. И также перешел к насущному… – Сегодня на первый план вышла проблема употребления допинга. С одной стороны, мы уже многое сделали в этом направлении, но, как показывают последние события, недостаточно. И с точки зрения информационной обеспеченности, и с точки зрения науки, и с точки зрения координации отдельных структур. Не считаем недавние решения международных организаций в полной мере обоснованными, но это не оправдание нашим собственным неудачам. Мы должны побеждать независимо ни от чего, быть наголову сильнее всех, чтобы ни у кого не было шанса сказать, что мы что-то сделали не так. Рассчитываем на понимание и помощь международных федераций в этом вопросе. Мы должны сделать все возможное, чтобы наши спортсмены приняли участие в Олимпийских играх.

КАТАСТРОФА В БОРЬБЕ

Самым эмоциональным неожиданно оказалось выступление главы Федерации спортивной борьбы России Михаила Мамиашвили. Накануне стало известно, что допинг-пробы двух борцов греко-римского стиля Евгения Салеева и Сергея Семенова дали положительный результат на мельдоний. Мамиашвили это подтвердил. И развил тему.

– У борьбы в этом плане всегда была безупречная репутация, с 1952 года не выявлялось ни одного случая. И вдруг буквально за один день – сразу десятки попавшихся на этой субстанции... Мы сами делали проверку. И вот пример. Мальчику 20 лет. Он не претендует пока ни на какие пьедесталы. Проверили его один раз 28 февраля – нашли следы. Проверили через некоторое время еще раз – показатели на 125 пунктов выше!.. Вот как это объяснить? Либо спортсмен идиот... Эта эпидемия допинга сродни катастрофе! Я не хочу, конечно, даже произносить такое, но может так получиться, что нам не с кем будет ехать на Олимпиаду! (Позднее Мамиашвили уточнил: под "десятками попавшихся" он имел в виду не только борцов, а представителей всех видов спорта. - Прим. "СЭ")

КУЛИЖНИКОВ И МЕЛЬДОНИЙ: НАИВНОСТЬ ИЛИ…?

– Мы получили существенный удар по имиджу нашего спорта: допинговые скандалы приостановили деятельность нашей антидопинговой лаборатории и РУСАДА, вывели Всероссийскую федерацию легкой атлетики за пределы международной федерации, отстранили спортсменов от участия в международных соревнованиях, – взял слово Мутко. – Мы должны повезти в Бразилию "чистую" сборную, чтобы потом не трястись за результат обследований спортсменов. Это наша общая ответственность. Я бы хотел, чтобы все регионы об этом помнили.

Есть проблемы с установлением того, сколько этот мельдоний выводится из организма. В WADA утверждают, что определенные дополнительные исследования проводили, но пока они для общественности не обнародованы. Но вместе с тем нужно прекратить этим прикрываться, и просто перестать его принимать. Не надо рассказывать, что кто-то чего не знал. Все всё прекрасно знали и были проинформированы заранее.

Каждый допинг-случай индивидуален. Мы должны выслушать ребят, разобраться. Многие рассказывают, что принимали препарат только в прошлом году. У Кулижникова, например, 13 февраля проба чистая, а 14-го – есть мельдоний. Я сомневаюсь, что он такой наивный и в ночь принял запрещенный препарат. Человек на мировой рекорд идет, а тут…

Мы должны защищать нашего спортсмена до вынесения всех официальных решений международными федерациями. Получается, что у нас спортсмен – инопланетянин. Он уязвлен и в любом случае будет наказан. А вот тот, кто его к этому допингу побуждал, – не факт. Это проблема. Конечно, нам нужно сделать вывод: спорт может жить без допинга. Это должна быть аксиома у каждого руководителя федерации.

ПРОВАЛ БИТЛОНИСТОВ: НЕПОНЯТНО

Периодически от темы допинга отвлекались. В своем докладе Мутко чего только не затронул.

– Мы не можем понять, почему сборная России по биатлону оказалась неконкурентоспособна на уровне чемпионата мира. То ли мы не можем подготовить конкурентоспособных спортсменов, то ли не можем подвести к основной команде наш резерв.

ГУБЕРНАТОРЫ, ЧТИТЕ ТРАДИЦИИ РЕГИОНОВ!

– Нет никакого запрета на финансирование спорта из бюджета. И я хочу обратиться к регионам: чтите традиции, которые у вас есть! Не надо вкусовщины. Если в вашем регионе исторически был силен хоккей с мячом, то не должно быть так, чтобы новый руководитель приходил и все разрушал, потому что он фанат пинг-понга. Не забывайте также, что есть другие виды спорта, кроме футбола и хоккея. Но, конечно, привлечение дополнительных источников финансирования – не менее серьезный вопрос. Один из таких источников – букмекерский бизнес.

МАССОВЫЙ СПОРТ: 40 МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК

– В 2015 году физкультура и массовый спорт активно развивались. Мы приступили к тестированию населения по комплексу ГТО, в регионах проводится множество соревнований. Охват у нас серьезный. Модернизируется система спортивного воспитания в образовательных учреждениях – число занимающихся спортом учащихся увеличилось до 12 миллионов. А общее количество вовлеченных в спорт людей достигает 40 миллионов! Спорт прочно вошел в жизнь российского общества. В 2008 году мы убеждали людей им заниматься, а сейчас наша задача – удовлетворить потребности людей, обеспечить их условиями.

ЧМ-2018: В ЛУЖНИКАХ УЖЕ ИДЕТ ОТДЕЛКА

– Стадионы "Спартак" и "Казань Арена", как вы знаете, уже принимают матчи. В "Лужниках" идет отделка, – выступил с докладом генеральный директор оргкомитета ЧМ-2018 Алексей Сорокин. – Стадион в Петербурге готов уже на 80 процентов. Остальные арены находятся на разных стадиях, но все на сегодняшний день "вышли из земли" и должны быть готовы к концу 2017-го. На строительстве каждого стадиона трудится более тысячи человек. К нам уже приезжают представители команд, подбирают базы. Принимали гостей из Германии, США, Швеции, Японии, Бразилии – отклики позитивные. Работаем над талисманом. Открыт портал чемпионата мира. Готовим волонтеров. Билетная программа составит 3 100 000 билетов, треть болельщиков приедет из других стран.

"БАЛАХНИЧЕВ ВСЕХ ПОКРЫВАЛ, А МНЕ ОТВЕЧАТЬ?"

– Буду встречаться с комиссией международной по нашим легкоатлетам. Узнаю, что еще мы можем сделать, – сказал Мутко журналистам уже после заседания. – Мы подали список из 200 человек, которые потенциально могут поехать на Игры. Они три раза пройдут контроль до Олимпиады.

Готов ли я уйти, если наши легкоатлеты в Рио все-таки не поедут? Вы меня семь лет уже на этом ловите, с Ванкувера. Я свою меру ответственности знаю. Есть руководство страны, есть кому принимать решения. Когда я пойму, что виноват, то признаю это без вашей подсказки. И покину пост.

Но я не могу поменять мировое устройство спорта. Та же Всероссийская федерация легкой атлетики – член международной федерации. Балахничев десятилетиями там всем заведовал, всех покрывал, а виноват я? Но ведь с моей стороны для легкой атлетики построено два центра, манежи, в Сочи созданы условия, в Кисловодске. Увеличены зарплаты, количество сборов. Что мне еще сделать? Вмешаться в тренировочный процесс? Самому проводить обследования?..