Допинг
21 сентября 2019, 00:05
Журналисты немецкого канала ARD Хайо Зеппельт и Ник Батлер распространили в своих соцсетях новость о том, что Россия якобы подозревается в подлоге данных Московской антидопинговой лаборатории. Комитет по соответствию ВАДА собирается проинформировать об этом исполком организации и это теоретически может снова привести к лишению аккредитации РУСАДА и прочим неприятным последствиям вплоть до вопроса об участии российской команды в Олимпиаде-2020. Насколько реальны эти опасения и угрозы?
BREAKING: Russia suspected of manipulating Moscow Lab Data handed to #WADA this year. Fresh non-compliance ruling expected. ExCo meeting next week #doping https://t.co/9bv7eLo3p3
— Nick Butler (@NickJMButler) September 20, 2019
Вообще-то эти два человека — главные инсайдеры в мире мирового антидопинга. Именно с фильма Зеппельта в свое время начались все расследования в отношении России, которые закончились лишением нас флага на Олимпиаде-2018. Батлер в прошлом работал на портале Inside the Games и тоже многократно демонстрировал надежность своих источников в ВАДА. Вместе с тем, оба не всегда били в точку, — сбывались далеко не все их прогнозы, в том числе по поводу наказаний для России.
ARD: Россию подозревают в манипулировании данными Московской антидопинговой лаборатории
Кроме того, даже если Комитет ВАДА по соответствию Всемирному антидопинговому кодексу действительно что-то имеет против России, совсем не факт, что его поддержит исполком агентства. В ВАДА сейчас меняется власть, а от конфликтов с Россией все уже порядком устали. Новая серия разбирательств со старыми скелетами в шкафу потребует много усилий и отвлечет от реформ, которые намечал новый глава организации Витольд Банька. Возможно, скандал с базой окажется не таким громким и не повлечет фатальных последствий.
Если предположить, что Зеппельт и Батлер не заблуждаются, то речь может идти только об одном — эксперты ВАДА обнаружили несоответствия или следы взлома в базе данных Московской лаборатории, которую Россия передала ВАДА в январе этого года. Передача этой базы была ключевым пунктом дорожной карты по восстановлению РУСАДА после трехлетней дисквалификации. Информация из Московской лаборатории находится в полном распоряжении Всемирного агентства уже девять месяцев, однако до нас до сих пор доносятся только отголоски работы по ее изучению.
Говорят, что материалы, содержащиеся в базе, позволяют предъявить обвинения нескольким сотням российских спортсменов. Звучали даже конкретные цифры, но они все время меняются и до конца непонятно, запущены дела в отношении подозреваемых и последуют ли наказания. Ряд наших спортсменов (в частности, в биатлоне) вроде как даже получили обвинения на основании данных этой базы, но конкретики очень мало. Бюрократическая машина проворачивается очень медленно, причем спортивные боссы всех уровней уверяют: если наказания и будут, то в отношении конкретных спортсменов, а не всей страны.
Другое дело, если вдруг выяснится, что Россия в момент передачи базы снова пыталась обмануть ВАДА и фальсифицировала какие-то данные. Это почти гарантированный разрыв сделки по восстановлению РУСАДА и возвращение к ситуации годичной давности, когда у нас были серьезные проблемы с проведением соревнований в России, тестированием собственных спортсменов и еще много с чем. Не то, чтобы это конец света, но новый скандал с ВАДА сейчас крайне не к месту. И самое обидное — пойдут насмарку все усилия по купированию допинговой головной боли, столько лет терзающей наш спорт.
Могут ли новые обвинения ударить по Олимпиаде?
Навряд ли. Руководство МОК много раз говорило, что свое наказание за старые грехи Россия уже отбыла во время Олимпиады в Пхенчхане. А база Московской лаборатории — это именно старые грехи. С другой стороны, обвинения могут быть сформулированы так, что возможную фальсификацию базы представят как новое нарушение. Но это уже детали — по факту МОК навряд ли захочет новых масштабных разбирательств. В конце концов, Лозанна в этой ситуации вообще ни причем. База — это двусторонние отношения России и ВАДА. Хотя на Томаса Баха будут давить и задавать ему разные неприятные вопросы. И ближайший год до Токио предстоит очень нервным.
Главный удар здесь может быть нанесен по нашей репутации. Передавая базу, мы гарантировали ее подлинность. Любое жульничество в этом вопросе, если оно будет доказано, сделает все новые переговоры с международными спортивными властями неимоверно сложными. Другой вопрос — насколько серьезными будут аргументы против России в данной истории. За время, что база находится в ВАДА, с ней можно было сделать все что угодно. Даже если доказательства и предъявят, неспециалисты разобраться в них гарантировано не смогут. И вопрос будет снова в том, кому верить — в искренность нашей страны или в непредвзятость экспертов ВАДА.
Любопытнее всего будет, как в этой ситуации поведет себя руководство РУСАДА, которое в последние дни умудрилось разругаться со всеми ветвями спортивной власти России. Глава агентства Юрий Ганус в свое время был одним из инициатором передачи базы Московской лаборатории в ВАДА. И теперь он оказывается под ударами со всех сторон, но одновременно может обрести ореол «мученика за правое дело». Увольнение Гануса в такой ситуации превратит ситуацию в сущий ад. Но и оставлять у себя в тылу «пятую колонну» крайне рискованно. В общем, те, кто прогнозировал новое обострение допинговой истерии накануне Олимпиады в Токио, оказались правы. И дай бог, чтобы мрачные инсайды Зеппельта и Батлера не подтвердились.