Статьи
Статьи

Допинг

29 декабря 2016, 16:00

Допинговая шарада: 6 из 28

Олег Шамонаев
Шеф отдела спорта
Отстраненные от соревнований российские спортсмены дружно отрицают обвинения в нарушении антидопинговых правил.

Тайна, которой Международный олимпийский комитет покрыл имена 28 отстраненных от соревнований российских участников Игр-2014, продержалась недолго. Шесть наших спортсменов, наказанных международной лыжной федерацией, известны точно. Есть также очень конкретные предположения относительно двух биатлонисток из "черного списка". Ранее информатор ВАДА и экс-глава Московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков публично называл имена еще двух бобслеистов и одной скелетонистки. Еще 14 имен содержатся в так называемом "итальянском списке" – очень подробном файле, составленном итальянскими СМИ на основании собственных источников.

НЕПОНЯТНО, В ЧЕМ МЫ ВИНОВАТЫ

Практические все отстраненные лыжники – Евгений Белов, Александр Легков, Алексей Петухов, Максим Вылегжанин, Юлия Иванова и Евгений Шаповалова – подтвердили получение уведомлений об отстранении и успели прокомментировать случившееся. А Легков и Белов даже подготовили заявление в Спортивный арбитражный суд.

– Александр Легков и Евгений Белов никогда не принимали запрещенных препаратов и не пользовались запрещенными методами, они сдавали пробы только в рамках официальных антидопинговых мероприятий и не были принуждены к другим сдачам проб, – говорится в заявлении лыжников. – Они не делали фотографий пробирок со своими пробами, как то описывается в отчете Макларена… Объявление официальных санкций против указанных атлетов по антидопинговому кодексу предполагает наличие серьезных обоснованных либо доказанных подозрений. Однако дело Александра Легкова и Евгения Белова – это не тот случай. Только лишь предположение, что пробирки с их пробами без их ведома вскрывались и закрывались, явно недостаточно для таких санкций.

– Я получил официальное письмо от FIS, в котором меня уведомили о временном отстранении от FIS стартов. Сказать, что это обидно – ничего не сказать, – сообщил в социальной сети Максим Вылегжанин. – В письме говорится о том, что на одной пробирке моей допинг-пробы обнаружены царапины и отметины, и только поэтому я временно отстранен. Но я, сдав анализы в присутствии офицера ВАДА, соблюдая все антидопинговые правила, передал эти пробирки офицеру ВАДА, после чего вся ответственность за их целостность и сохранность лежит на нем. Я этих пробирок больше не видел. Я надеюсь, что в FIS все проанализируют, разберутся в этой ситуации и допустят меня к соревнованиям. Я никогда не стоял на пьедестале благодаря запрещенным препаратам, а только благодаря тренировкам, терпению, силе воли и стремлению к победе.

– Непонятно, в чем мы виноваты, – заявила "Р-Спорт" Евгения Шаповалова. – Ни я, ни остальные отстраненные ребята из сборной. Если вы знаете, как проходит допинг-контроль, всегда при этом присутствует контролер. Я же ничего не царапала и не повреждала, а вопрос транспортировки – это уже не к нам.

– Я сдала все допинг-тесты в соответствии с правилами антидопингового агентства, – отметила в интервью ТАСС Юлия Иванова. – Все тесты всегда проходят в присутствии антидопингового контролера. Я не производила манипуляций с бутылками допинг-теста, не царапала их и не повреждала, не сыпала в мочу каких-либо веществ. Но, думаю, все наладится, нас не дисквалифицировали, а отстранили.

Яна РОМАНОВА (крайняя слева) и Ольга ВИЛУХИНА (крайняя справа). Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Яна РОМАНОВА (крайняя слева) и Ольга ВИЛУХИНА (крайняя справа). Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

БЕЗДОКАЗАТЕЛЬНЫЕ ОБВИНЕНИЯ

Напомню, что все отстраненные россияне обвиняются в том, что их допинг-пробы, сданные на Олимпиаде в Сочи, имеют следы несанкционированного вскрытия – царапины и сколы. Согласно одной из версий Григорий Родченков якобы тайно вскрывал и менял биопробы наших спортсменов по собственному усмотрению, согласно другой – ученый ежедневно получал от своих руководителей списки олимпийцев, чьи анализы ему предстояло полностью заменить. При этом мог использоваться заранее заготовленный биоматериал – именно наличие "чистой мочи", сданной про запас, теоретически может служить доводом, якобы подтверждающим, что сами спортсмены заранее знали о готовящихся махинациях и могли стать их соучастниками.

Среди тех, кому теперь придется оправдываться, биатлонистки Ольга Вилухина и Яна Романова. О том, что они входят в "список 28" вчера написала La Gazzetta dello Sport. Вилухина на Играх-2014 завоевала серебро в спринте, Романова – серебро в эстафете. Ольга в ноябре 2016 года объявила о завершении карьеры, Яна не принимала участия в международных стартах с весны 2015 года. Международный союз биатлонистов отстранил двух представителей России по итогам доклада Макларена анонимно, но, по данным норвежского агентства NRK, оба наказанных – медалисты Сочи-2014 и не являются действующими спортсменами.

– Мне очень сложно хоть как-то объяснить появившуюся в СМИ информацию. Или хотя бы выдвинуть какие-то версии, – приводит слова Вилухиной "Р-Спорт". – Стали мы жертвами чьих-то больных фантазий или каких-то подковерных игр, я не знаю. Но все мои допинг-пробы на протяжении всей спортивной карьеры – до, во время и после игр в Сочи – были чистыми! И почему они вдруг стали подозрительными, я категорически не понимаю! Каждый следующий день после забора допинг-пробы, а в Сочи у нас их брали чуть ли не через день, в ADAMS мне приходил отрицательный ответ. Подозрительны не наши пробы, а все эти доклады Макларена, списки Родченкова и их бездоказательные обвинения. Я буду бороться за чистоту своего имени и результатов.

– Я уверена, что все мои пробы чистые, мне нечего скрывать, – сказала ТАСС Романова. – Но глядя на все, что происходит сейчас вокруг нашего спорта, на все эти доклады, списки и массовые отстранения спортсменов, я понимаю, что ситуация может сложиться так, что мне придется защищаться. Вопрос только в том, от чего защищаться – от царапин на пробирках?

Александр ЗУБКОВ (слева) и Алексей ВОЕВОДА. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
Александр ЗУБКОВ (слева) и Алексей ВОЕВОДА. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

ИТАЛЬЯНСКИЙ СПИСОК

Напомню, что ранее Григорий Родченков в своих интервью также высказывал подозрения в адрес бобслеистов Александра Зубкова и Алексея Воеводы, а также скелетонистки Елены Никитиной. Все эти спортсмены свою вину также категорически отрицают. Тем не менее их имена вместе с восьмеркой выше упомянутых лыжников и биатлонистов присутствуют в так называемом "итальянском списке царапин на пробирках". До сих пор данный инсайдерский документ был очень точен. Разумеется, это недостаточное основание для того, чтобы подозревать всех фигурирующих в нем спортсменов. Да и в целом вина самих атлетов очень сомнительна, и хочется верить, что им удастся доказать свою непричастность к подмене проб. Однако морально готовиться к тому, что в ближайшее время всплывут и другие "итальянские имена", похоже, надо.

Обширнее всего в "итальянском списке" представлены бобслей и скелетон – 10 человек, включая уже названных трех. Также там упоминаются пять российских хоккеисток, что теоретически может грозить пересмотром итогов женского турнира в Сочи и проблемами с допуском нашей команды в Пхенчхан. Также в списке есть два представителя коньковых дисциплин. Вероятно, одна из них – это "обладательница серебряной медали, в пробе которой обнаружено физиологически недопустимое содержание соли", упомянутая Маклареном во время презентации своего доклада в Лондоне. Лидера сборной России Виктора Ана, которого некоторые российские СМИ вынудили написать грозное письмо в Международный союз конькобежцев, в "итальянском списке" нет.

Очень тревожным будет ожидание имен наших паралимпийцев, сочинские пробы которых также были повреждены. Скорее всего, этот процесс сильно затянется, поскольку коммуникация между Международным паралимпийским комитетом и Паралимпийском комитетом России сейчас затруднена из-за дисквалификации последнего. В "итальянском списке" присутствуют три паралимпийских чемпиона Сочи. Но здесь дело даже не в том, что их могут лишить медалей, а в том, что новые обвинения надолго отложат процесс восстановления членства ПКР. А все возможности повлиять на него при помощи судов, кажется, уже исчерпаны.