6 сентября 2018, 16:45

"Бенфике" предъявили обвинения в коррупции. Клуб следил за судьями и давал взятки

Юлия Яковлева
Корреспондент
На днях прокуратура Португалии официально обвинила "Бенфику" и юрисконсульта клуба Паулу Гонсалвеша в коррупции. В списке возможных наказаний – отстранение от участия в турнирах на срок до трех лет.

109 пунктов обвинения

Таков результат расследования, которое носит название E-toupeira, в дословном переводе – "электронный крот".

По 30 пунктам обвинение предъявлено "Бенфике", остальные – на совести юрисконсульта клуба Паулу Гонсалвеша, который стал главным действующим лицом расследования. Именно он общался с работниками суда и получал конфиденциальную информацию о расследованиях и процессах, фигурантами которых являлись представители "Бенфики", а также два других топ-клуба Португалии: "Спортинг" и "Порту".

Два "крота", Жулиу Лоурейру и Жозе Силва, в обмен на различные подарки от "Бенфики" (билеты на матчи и официальную продукцию) в течение 2017-2018 годов шпионили за многочисленными делами, открытыми судом.

Как Гонсалвеш общался с "кротами"? Оказывается, он связывался с Силвой через мессенджеры, в которых отправленные сообщения исчезают после прочтения. Кодовым именем Силвы было "друг 66". Прокуратура выяснила, что, к примеру, 2 февраля 2018 года Гонсалвеш написал Силве и попросил информацию о процессе "Бенфики" против "Спортинга" и его директора по коммуникациям. Напомним, что "кроты" искали информацию в закрытой системе данных, заходили в нее под паролями других работников суда.

Итак, что входит в 30 пунктов обвинения клуба? Активная коррупция, неправомерное предоставление преимуществ и предоставление ложных сведений. Прокурор Валтер Алвеш считает, что президент "Бенфики" Луиш Филипе Виейра знал о всей схеме и как минимум не препятствовал подобным махинациям.

Слежка за судьями

Издание Correio da Manha вышло с огромным 12-полосным материалом, посвященным коррупционному скандалу. Главным откровением стало то, что "Бенфика" следила за судьями. Правда, бывшими. И почти все из них были так или иначе связаны с другим громким коррупционным скандалом в португальском футболе – "Золотой свисток" (в 2004 году в подкупе и давлении на судей обвинялись президенты "Порту" и "Боавишты" Нуну Пинту да Кошта и Валентим Лоурейру). "Кроты" получили все личные и финансовые данные по девяти экс-арбитрам.

Что говорит клуб

В среду президент "Бенфики" Луиш Филипе Виейра выступил с официальным заявлением по обвинению. И конечно же все отрицал. При этом прессе не дали возможности задать вопросы.

"Под обвинением нет никакой базы, – уверенно заявил Виейра. – И оно никаким образом не изменит уверенности в полной законности поведения "Бенфики" в этом и любом другом процессе. В документах обвинения нет ни единого факта, который позволяет считать управление клуба виновным в описанных преступлениях. Полагаю, что именно поэтому обвинение не было предъявлено ни одному из членов структуры клуба".

При этом Виейра ни разу не упомянул о юрисконсульте Гонсалвеше, который отчитывался напрямую президенту, а теперь обвиняется по 79 пунктам. Президент всегда отрицал тесное сотрудничество с адвокатом, а теперь и вовсе о нем "забыл".

А еще, как пишут португальские СМИ, в клубе уверены, что доказать прокуратуре ничего не удастся. Особенно то, что "кроты" получали подарки от "Бенфики" именно за предоставляемую информацию. Ведь Виейра дает добро на выдачу билетов тысячам гостей и необязательно проверяет каждого из списка. А значит, нельзя утверждать, что он осознанно согласился обменять ВИП-пригласительные от клуба на информацию о том или ином судебном процессе.

Что грозит "Бенфике"

В коррупции обвиняется не конкретный человек в структуре, а сам клуб (доказать вину конкретного лица действительно сложно). В данном случае уголовный кодекс предусматривает наказания от штрафов и вплоть до роспуска этой самой структуры. Какое наказание предлагает прокурор?

1. Отстранение от соревнований от шести месяцев до трех лет. Сюда входит не только первая команда "Бенфики", но и команды Б и U-23.

2. Лишение государственных субсидий на срок от одного до пяти лет.