27 января, 13:00
Мы, конечно, все знаем про «ККК». В смысле, не про ку-клукс-клан — зловещую расистскую организацию в США, а про то, «какой же Клопп крутой». Немецкий тренер — несомненно, уже легенда «Ливерпуля», точно такая же, как Билл Шенкли и Боб Пейсли. Для тех, кто особо хочет учитывать личностный фактор, просто сухая статистика — Юрген выиграл с красными все, что можно. Все трофеи внутри Англии, Лигу чемпионов, Суперкубок УЕФА. Отсутствуют разве что Лига Европы (но это можно поправить по итогам этого сезона) и Лига конференций (но это как чистилище — если ты сюда попал, то в твоей жизни точно что-то было не так).
Но фигура Клоппа куда масштабнее, чем просто легенда одного отдельно взятого клуба, пусть и такого именитого, как «Ливерпуль». Немец — тот человек, который радикально изменил облик АПЛ. И это намного серьезнее и глобальнее, чем просто титулы с красными.
Есть такой известный документальный сериал — All or Nothing («Все или ничего»), когда съемочная группа получает максимально возможный доступ к спортивной команде на протяжении сезона. Начиналось все с американского футбола, а первым опытом с европейским футболом стал фильм о «Манчестер Сити» в сезоне-2017/18. Тот год для «Сити» получился просто монументальным — они стали чемпионами за пять туров до финиша, побив кучу рекордов (по количеству очков, побед, забитых голов), выдав по ходу дела победную серию из 18 матчей.
Но лейтмотивом того сезона All or Nothing была история Пепа Гвардиолы — сможет ли он с его стилем игры и концепцией футбола быть успешным в АПЛ с ее спецификой и дикой конкуренцией после невнятного первого сезона в Манчестере. В конце мы получаем утвердительный ответ, а сейчас знаем, что это было только начало.
Гвардиола, конечно, великий трендсеттер и визионер, такой Стив Джобс от футбола. Он задал моду. Он воспитал целую плеяду тренеров новой волны — Хави, Микель Артета, Хаби Алонсо, Роберто Де Дзерби, Эрик тен Хаг. Все они в большей или меньшей степени сформировались под влиянием каталонца. И, конечно, Гвардиола значительно повлиял на АПЛ.
Но загвоздка в том, что и до него в Англии были команды, игравшие, в, скажем так, комбинационный футбол с упором на владение мячом и передачи в одно-два касания. Далеко за примерами ходить не нужно — Арсен Венгер и его «Арсенал». Наверное, идеальный образец — сезон-2008/09. Есть команды не из числа топ-клубов — Брендан Роджерс и его «Суонси» начала-2010-х (потом дело продолжил Микаэль Лаудруп). Та команда — чистое искусство и эстетическое наслаждение. Тот же «Манчестер Сити» Мануэля Пеллегрини. Понятно, что многие детали отличаются, но тут Гвардиола точно не был каким-то первопроходцем.
Справедливости ради, Клопп тоже им не был. Еще до него Англию удивлял прессингом «Саутгемптон» Маурисио Почеттино. Но это все же был специфический футбольный арт-хаус. Немец же с его бэкграундом в Дортмунде заложил тенденцию — за несколько лет он сделал из «Ливерпуля» прессинг-машину, которую боялся даже Гвардиола (в очных матчах он постоянно перестраховывался, то ставя еще одного опорника, то опуская еще одного игрока в линию защиты в начальной фазе розыгрыша). И заложил тем самым глобальную тенденцию, которая видоизменила облик всей лиги. Показательно, что в первые два сезона работы Клоппа в «Ливерпуле» чемпионами стали «Лестер» Клаудио Раньери и «Челси» Антонио Конте. А на момент, когда он приехал в Мерсисайд, действующим обладателем титула был «Челси» Жозе Моуринью. Три разные команды, но все три — точно не про прессинг.
Сейчас такое представить просто невозможно. Для всех топ-клубов это обязательная часть игры. Детали и механизмы, конечно, могут отличаться, как и уровень исполнения, однако никто не ждет, пока соперник просто потеряет мяч.
Но, что куда более важно, все не ограничивается только лидерами. Если посмотреть на показатель интенсивности прессинга в этом сезоне АПЛ (так называемый PPDA), то в лидерах «Ливерпуль» и «Тоттенхэм», рядом с ними «Арсенал», что неудивительно. Вот только на 5-м месте мы обнаружим «Брайтон», на 6-м — «Брентфорд» (15-я строчка в реальной таблице), на 8-м — «Борнмут» (13-я строчка в реальной таблице), и только затем, кстати, «Манчестер Сити».
Реальность нынешней АПЛ такова, что сюда в далеко не ведущую команду может приехать не особо известный тренер — адепт прессинга из Испании, потратить несколько месяцев на притирку и адаптацию, а затем окажется, что это один из самых неприятных соперников во всей лиге. Речь, если что, об Андони Ираоле и его «Борнмуте». Чьи боссы, опять же, пошли на этот шаг вполне осознанно, убрав летом сохранившего для «вишен» место в АПЛ Гари О'Нила, который сейчас, к слову, проделывает отличную работу в «Вулверхэптоне».
И эту реальность создал Клопп. Конечно, не он один. Тут они работали вместе с Гвардиолой, для которого прессинг и быстрый возврат мяча тоже всегда были чрезвычайно важны, и Почеттино, чей «Тоттенхэм» (а ранее «Саутгемптон») просто удушал соперников. Но ориентиром здесь всегда был «Ливерпуль».
«Клопп — выдающийся тренер. Он один из тех, кто оказал влияние на всю АПЛ, а не только на свой клуб. Когда Юрген возглавил «Ливерпуль», он бросил вызов многим условностям лиги и показал новый стиль игры, который переняли другие. Он вывел на другой уровень темп и интенсивность. АПЛ всегда была достаточно динамичной лигой, но «Ливерпуль» с Клоппом вывели ее на другой уровень», — так говорил главный тренер «Тоттенхэма» Эндж Постекоглу.
«Наши стили не похожи, но мне нравится, как играют его команды. Думаю, Клопп лучший тренер в мире для построения команды, которая атакует четверку защитников соперника максимальным количеством игроков с самых разных зон. Его команды потрясающе интенсивно действуют с мячом и без мяча — этого трудно достичь. Когда мы первый раз сыграли в Германии, я многому научился. Я увидел нечто новое и сразу же подумал: «Вау!» — это уже цитата Гвардиолы.
«Думаю, «Ливерпуль» олицетворяет многие современные тактические тренды», — а это вердикт Дэвида Мойеса из отчета для УЕФА в 2019 году.
Осознать и зафиксировать такие тектонические сдвиги гораздо сложнее, чем просто посчитать титулы и Кубки. И все величие Клоппа и степень его влияния на английский (да и не только, конечно) футбол по-настоящему получится понять только спустя какое-то время. Хотя мы и так давно знаем, что он — крутой.