Евро. Статьи

9 сентября 2010, 03:50

Печалка в Черкизове

EURO-2012. Отборочный турнир. РОССИЯ - СЛОВАКИЯ - 0:1

Виктор ГУСЕВ БЕЗ МИКРОФОНА

Если к результату такой веселой игры, как футбол, вообще подходит слово "катастрофа", то землетрясение и пожар с наводнением сейчас - в нашей молодежке. Разом остаться без Euro и Олимпиады - это, согласитесь, посильнее, чем неудачный домашний старт в турнире, где впереди еще восемь непредсказуемых игр. К тому же век игрока в той сборной, что до 21 года, так недолог.

Впрочем, вопрос, "с кем дальше", думаю, сейчас для Дика Адвоката еще более актуален, чем для Игоря Колыванова.

Летний цейтнот заставил нашего нового голландца накануне евростарта обойтись без евроремонта. То есть сузить выбор, фактически ограничив его "бронзовой гвардией" Хиддинка. Сам Гус нередко опровергал свой же тезис о невозможности использования в сборной игроков, не имеющих клубной практики. Но восполнял этот пробел специальной программой для полюбившихся игроков, когда те попадали к нему в руки на более или менее продолжительный срок. У его соотечественника пока такой возможности не было.

Кто будет отрицать, что во вторник "аристократический резервист" Жирков бился до конца, пытаясь исправить каждую из своих, увы, многочисленных ошибок. Больше того, его акробатический номер в чужой штрафной на 56-й минуте едва не родил голевую передачу Аршавину. Но в этой спонтанной комбинации тоже есть элемент нелепости. Как и во всей ситуации в целом.

Сравните: словак Дюрица не используется нашим "Локомотивом" даже вопреки прямым указаниям нового президента клуба, которая компетентно утверждает, что защитник в прекрасной форме. Но нет игровой практики - значит, нет. И словаки оставляют Дюрицу вне сборной.

У них - та самая логика Хиддинка. У нас - почти по Энгельсу - весьма полемическое сочинение "Анти-Дюрица".

И не только про Жиркова. Еще сложнее во вторник пришлось Павлюченко и Билялетдинову, нынешним английским соседям и в какой-то степени товарищам Юрия "по скамеечному несчастью". На протяжении всех отведенных Роману 20 минут он, заменив "героя Андорры", нервно пытался вписаться в забытую игру. Безуспешно, что в такой ситуации неудивительно. В щедро отпущенные ему десять минут почти ничем не отметился и Динияр.

При этом заряженный на борьбу и, главное, физически готовый к ней Касаев остался вообще вне заявки. Думаю, его появление на противоположном от неожиданно эффективного Быстрова фланге при поддержке ожидаемо изобретательных Дзагоева с Аршавиным (уже по инерции досадливо критикуемых после наших поражений) могло стать решающим в разрыве небезгрешной словацкой обороны…

Итак, время для предоктябрьской коррекции теперь есть. Другое дело, хочет ли об этом сейчас думать Адвокат? Отметивший, что неудача молодежной команды лишь подтверждает его тезис о полном отсутствии резервов. И еще сказавший (если в подтрибунной суматохе не подвели языки переводчиков и уши коллег), что сборная России во вторник провела великолепный матч.

Соглашусь лишь в том смысле, что по этой игре все могло сложиться иначе. Например, если бы мяч после удара напористого Семшова оказался не под Мухой, а, как в августовском матче с болгарами посланный примерно оттуда же Широковым, трезво достиг цели. Тогда словакам уже с третьей минуты пришлось бы идти вперед, отказавшись от сугубо оборонительного варианта. И наша победа могла стать лишь делом времени - как с Андоррой. Кстати, словаки без Виттека и с молодой звездой Хамшиком не в лучшей форме выглядели далеко не на все сто. В отличие от тех, прошлогодних словенцев, уж простите за соль на рану.

Но наши многочисленные угловые, дальние удары и порой весьма неплохие комбинации не принесли главного - результата. А футбол - игра с жесткими устоями. Мяч, попавший не в сетку, а в штангу или наоборот может решить судьбу тренера - как справившегося или не справившегося со своей многомесячной работой. Таковы, да, иезуитские для постороннего, но принятые в этой игре законы, под почти шаманское действие которых порой попадают даже люди, не имевшие никакой физической возможности повлиять на события на поле. Именно поэтому проигранный матч просто по сути своей не может быть великолепным. Любой футбольный свидетель легко объяснит это Адвокату. Да и сам он, если без эмоций, все прекрасно понимает.

Словно вторя тренеру, Роман Широков, который в последнее время наконец попал на свою правильную тактическую позицию и был снова статен в середине поля, предложил критикам определиться: что лучше - победа или хорошая игра. Извините, Роман, но это не уровень серьезной дискуссии.

Равно как и сразу же зазвучавшие из стана сборной опасения относительно готовой вылиться на ее головы журналистской "грязи". Но если нелицеприятный разбор полетов - это "грязь" (что по сути своей абсурдно), то могу лишь сказать: грязь бывает разная. В том числе и лечебная.

И вразрез с общим повествованием - о нелепом голе, точно так же, невпопад влезшем в ход матча в Черкизове. Думаю, совершенно не важно, что породило губительную для нас ситуацию - неудобный пас назад Василия Березуцкого или нерасчетливый возврат мяча Акинфеевым. Ведь такой выход Стоха вполне мог случиться и в результате обычной атаки его собственной команды и сам по себе особой опасности не таил. Но защитник не успел до удара накрыть соперника, а вратарь оказался не в лучшей позиции для приема. И в этой уже почти привычной для нашей сборной оборонной нерасторопности их главная ошибка. А тут еще и рикошет от ноги Березуцкого…

Когда на исходе основного времени матча диктор по разочарованному стадиону объявил о выходе на поле Печалки, говорящая фамилия словацкого полузащитника стала лучшим отражением нашего настроения в этот вечер. Остается надеяться, что свою по-настоящему великолепную игру сборная покажет через месяц в Ирландии. Но теперь, после трех потерянных дома очков, уже в другой, экстремальной турнирной ситуации.