Евро. Статьи

20 июня 2012, 00:05

Мой чемпионат пахнет липой

Александр Бобров
Шеф-редактор
EURO-2012

Александр БОБРОВ из Вроцлава

Мой чемпионат Европы, как и набережная Одры, как аллеи парков, как тропинки у Грюнвальдского моста, пахнет липой. Забытый сладкий запах детства, когда бабушка просила собрать липовый цвет. Мой чемпионат Европы пахнет травой и полевыми цветами, которые растут теперь на территории бывшего концлагеря Гросс-Розен. Мой чемпионат Европы пахнет разного рода военной техникой, сделанной в СССР и выставленной на обозрение в военном музее Познани. Мой чемпионат Европы пахнет четырьмя свежевыкрашенными тридцатьчетверками, что стоят на постаментах у кладбища советских офицеров на окраине Вроцлава, за которым вот уже сколько десятилетий не устают ухаживать поляки. Сентиментален стал - старею.

Рассказать о влюбившем в себя городе - задача не из простых. Влюбленность не предполагает анализа и оценки. Но попробую.

ГОРОД

Выбор Вроцлава для проведения матчей чемпионата Европы - попадание в "десятку". Будь моя воля, провел бы здесь и четвертьфинал. И чехам удобно, не нужно никуда ездить. Нет, серьезно, город во всех отношениях оказался подходящим местом. Разве что добираться сюда приходится на перекладных - прямые рейсы есть далеко не из всех стран.

К слову, Вроцлав осенне-весенний сильно отличается от летнего. Внешне город кажется очень молодым - за счет многочисленных студентов местных вузов. Летом они уезжают на каникулы, и никто уже не мешает спать по ночам старшим поколениям. В целом же Польша, как и Россия, медленно, но верно стареет - пенсионеров все больше.

ТРАНСПОРТ

Оптимальный вид транспорта, чтобы приехать во Вроцлав, - самолет. Из Варшавы лететь меньше часа. Появилась бюджетная авиакомпания, предлагающая билеты из польской столицы в один конец всего за 99 злотых (меньше тысячи рублей), если совершаешь бронирование хотя бы за неделю.

Вокзал в главном городе Нижней Силезии современный. Точнее - здание вокзала. И это, пожалуй, все, что могу сказать хорошего о железной дороге. Путешествие поездом по Польше пока не отнесешь к категории полезного и приятного. Составы в основном старые, идут очень медленно. Пассажиров хватает, так что в купе особо не развернутся и не разлечься. Со вводом экспрессов ситуация, безусловно, улучшится, но пока поездка в Познань и обратно - худшее из того, что увидел и прочувствовал в Польше.

На автомобиле по стране можно будет ездить, когда закончат строительство всех основных трасс. Пока же порой путь на машине занимает столько же времени, что и на поезде. Во Вроцлаве дороги не самые плохие. Запомнился один участок возле Sky Tower, открытого недавно офисно-квартирного небоскреба. Так вот, возле здания дорожное покрытие положили заново. Ровнехонькое. Точно на столько сотен метров, чтобы проезжающие мимо автомобили не тревожили шумом живущих и работающих в здании. А потом дорога вновь резко переходит в плиточно-асфальтовую, дребезжащую.

ЕДА

А вот с этим никаких проблем. То есть совсем никаких. Разнообразие, качество, вкус, а главное - цена! Кухни разных стран и народов. В дни матчей рестораны и кафе работали до поздней ночи, не уставая кормить и поить клиентов. Пельмени русские - пожалуйста, рулька по-немецки - битте, жареная вермишель со свининой по-вьетнамски, - как выразить эмоции на языке той страны, с какими тонами, уже забыл. 2 и 3 июня на рыночной площади, уже перестраиваемой в фан-зону, прошел день европейской кухни, где можно было попробовать и продегустировать еду и напитки из более чем десятка стран континента. Поляки пластиковыми наперстками причмокивали "Массандру", я же не мог оторваться от "Боржоми".

СТАДИОН

Добраться до новой арены, где обычно играет "Шленск", очень просто - на трамвае, автобусе, поезде или такси. Троллейбусов здесь нет, а то и их пустили бы до "Городского". Из аэропорта на стадион постоянно ходил автобус. Из центра города регулярно шли трамваи и автобусы. Близость окружной дороги и развитость городского транспорта позволили создать уникальную для Польши остановку - первую железнодорожно-трамвайную. Самый быстрый и простой способ добраться до арены - сесть на трамвай. Однако нужно быть готовым к духоте (не на всех линиях новые вагоны с кондиционерами), шуму и пляскам ("кто не скачет, тот не чех"). Расписание выдерживается - на многих остановках специальные табло отсчитывают время до прибытия нужного вам трамвая.

Всем хорош стадион, но красив снаружи он только ночью. Когда включается разноцветная иллюминация. Днем же арена выглядит будто обмотанная тейпом, марлей или пластырем. И мыть эту мембрану, наверное, не так просто.

Не исследовал на функциональность все стадионные службы. Могу дать оценку только с точки зрения того, как стадион помогал или мешал в работе. Ложа прессы с мониторами идеальна, все работало и работает. Крыша над головой дожди не пропускала. На наш ярус трибун можно было подняться на лифте либо пешком.

Порадовало качество газона - дождь 16 июня он выдержал без вопросов. Зеленый, ровный - не то что варшавский.

ВОЛОНТЕРЫ

Поначалу, стремясь помочь и выкрутиться наизнанку, чересчур усердствовали и ошибались. Очень быстро набрались опыта и впоследствии работали быстро, четко и слаженно. Как и, к примеру, весь медиацентр на стадионе.

МЕДИАЦЕНТРЫ

Огромный, уже успевший закрыться центр для работы журналистов состоял из двух этажей. Проводной и беспроводной интернет, стационарные телефоны, услуги копирования и печати, отдельный статистический подотдел и стенд с газетами разных стран, где находилось место свежему номеру "СЭ". Добровольные (им действительно не полагалось ни польского гроша) помощники, набранные из студентов местного университета, языковых проблем не испытывали.

Прекрасные условия для работы прессы создали поляки и чехи на старом стадионе "Шленска", где все эти недели тренировалась сборная Чехии. Отдельно стоит отметить, как было организовано взаимодействие пресс-службы футбольной ассоциации Чешской республики и журналистов.

Каждый вечер пресс-атташе Ярослав Коларж размещал в специальном разделе интернет-сайта сведения о мероприятиях следующего дня, включая возможность работы в смешанной зоне. Кроме того, сообщались имена трех футболистов, которые в течение 40 - 50 минут обязаны удовлетворить любопытство СМИ. Троицу эту распределяли между акулами пера и микрофона следующим образом. Одного отдавали на растерзание иностранным газетчикам, другого - чешским. Третий в это время общался с телевизионщиками. Потом футболисты менялись местами. Просто и удобно. Нечто подобное практикуется, к примеру, в шотландских клубах. Почему до сих пор так не делают у нас, мне совершенно непонятно.

Третий медиацентр располагался в фан-зоне. Иногда заглядывал туда, чтобы воспользоваться интернетом или узнать местные новости.

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

Похуже обстояли дела с вызовом такси. Сами водители худо-бедно говорили по-русски. Сказывалось трудное варшаводоговорное детство, когда русский преподавали в школах Польши, Восточной Германии, Чехословакии. Смеси русского, польского и английского вполне хватало для общения, а не только определения пункта назначения. А вот с вызовом машин возникали проблемы. Ночью, когда общественный транспорт отдыхал, со стадиона до дома (или до вокзала, как в Познани) можно было доехать только на такси. Женщины-диспетчеры за редким исключением ни по-русски, ни по-английски не мувят. Приходилось обращаться за помощью к проходящим мимо полякам, либо охранникам стадионов, чтобы те на местном наречии объяснили, куда подать машину.

В целом же сколь-нибудь серьезных трудностей с общением, повторюсь, не испытал. Однажды даже открыл в себе способность с ходу понимать украинську мову. В пресс-комнате фан-зоны работала одна из украинских студенток, которых здесь немало. Ирина из западной части Украины, где русский не в почете. Начав на родном мне языке она вдруг резко перешла на напевный украинский и застрочила на нем как пулемет. Я отвечал или спрашивал на русском. Так и поговорили минут двадцать.

Для тех, кто охраняет во Вроцлаве правопорядок, перед чемпионатом организовали курсы английского и немецкого. Русский многие знали - опять же со школьных времен. Если не считать интервью с главным полицейским пресс-аташе, в течение двух с лишним недель общение с людьми в форме, слава богу, было непродолжительным.

Да и не так много их было вокруг. У фан-зоны дежурили несколько полицейских машин, да бродили патрули городской стражи. Иногда на выезде из города можно было увидеть местное ГИБДД, усиленное почему-то военной полицией.

Болельщики во Вроцлаве не буйствовали, как в Варшаве. Считаное число задержанных - в основном перебравших пива или водки. Самый крупный инцидент приключился после матча сборных Польши и Чехии, когда произошло столкновение фанатов с полицией. Одни покидали недолго бутылки, другие подвигали щитами и пустили слезоточивый газ. Итог - три или четыре задержанных, да работа коммунальным службам, которые за ночь очистили от мусора весь центр Вроцлава.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Как бы кто ни разглагольствовал о сверхважности положения, что футбол занимает в европейском рейтинге, болельщики зачастую едут не только игру вечером посмотреть, но и ознакомиться с местным колоритом, узнать что-либо новое. Обычно среди достопримечательностей Вроцлава называются Зал Столетия, мультимедийный фонтан, Рыночная площадь, остров Тумски (Кафедральный), ботанический сад, Раклавицкая панорама. На самом же деле весь центр Вроцлава достоин того, чтобы его увидеть, изучить, рассмотреть. Одни только костелы чего стоят. Очень красив город ночью, когда стихает шум рабочего дня, когда уходит жара и зажигаются огни. В это время достаточно просто прогуляться по набережной в районе старого здания университета. Или отправиться на остров Тумски, где загораются 92 газовых фонаря, а к Тумскому мосту нет-нет да подойдет влюбленная парочка, чтобы в знак вечно не стихающих чувств подвесить к конструкции очередной замок.

Очень красивы предгорья Совьих гор. Убегая от наступавшей Красной армии, немцы бросали все нажитое - дома, утварь, вещи, технику. В принципе переезжавшие сюда поляки, можно сказать, почти ни в чем тогда не нуждались. Если, конечно, оставленное не забирали наши войска. Так что фактически, направляясь к подземным комплексам и концлагерю, мы видели по сторонам немецкие деревушки или отдельно стоящие дома. Красива и природа. Бжозы-березы, клены, дубы... Воздух!

Верующим стоит побывать на службе в православных храмах и побеседовать с батюшками - отцами Евгением и Григорием (Цебульски) и Евстафием (Страхом). В будние дни прихожан мало, для служб открыт только собор. В выходные служат и в соборе, и в храме Кирилла и Мефодия. На воскресной службе людей очень много, хотя в католических костелах, конечно, гораздо больше.

В общем, даст бог, приеду сюда еще раз. Чтобы спокойно пожить тут туристом.