Новый президент федерации футбола Казахстана – о перспективах российского тренера сборной
Единственный российский тренер в отборочном турнире Euro-2016 работает не в России. Это Юрий Красножан, который с начала цикла возглавляет Казахстан. В группе А казахи после 4 матчей занимают последнее место с 1 очком и разностью мячей – 4-10. В то же время команда Красножана по игре достойно выглядела в матчах с Турцией и Чехией, а в поединке с Голландией до 81-й минуты удерживала ничью.
Между тем, в конце декабря в федерации футбола Казахстана сменился руководитель. ФФК возглавил Ерлан КОЖАГАПАНОВ. "СЭ" обратился к нему, чтобы узнать, что ждет российского специалиста.
– Красножан был официально назначен в феврале 2014-го. Как оцените его без малого год работы во главе сборной?
– Как руководителю федерации, мне сложно ответить на этот вопрос, так как я только приступил к своим обязанностям. Поэтому отвечу как болельщик. На мой взгляд, сборная Казахстана стала играть в более атакующий футбол. Даже со столь грозными соперниками, как Чехия, Голландия, Турция, мы теперь играем не только, чтобы не пропустить, но и пытаемся забить. Это, несомненно, не может не радовать казахстанского болельщика.
После своего назначения я встречался с Юрием Анатольевичем, и мне очень импонирует его взгляд на проблемы сборной. Он не боится привлекать молодежь, давать ей шанс, работать на перспективу. Ни для кого не секрет, что именно работа с молодыми футболистами, юношескими сборными, футбольными центрами и станет тем фундаментом, на котором можно будет строить победы нашей национальной сборной.
– В России Фабио Капелло изъявлял желание заниматься всем институтом национальных сборных. А что входит в обязанности Красножана помимо непосредственного управления первой командой?
– Безусловно, главной работой и заботой Юрия Анатольевича является национальная команда. Но он также много внимания уделяет ближайшему резерву. Он просматривает матчи молодежных и юношеских сборных, внимательно следит за футболистами этих сборных в матчах нашего чемпионата.
– У вас есть какой-либо долгосрочный план сотрудничества с российским специалистом и развития футбола в стране в целом?
- Контракт с Юрием Анатольевичем у нас заключен до конца отборочного цикла, с возможным продлением еще на два года. Понимание его работы и контакт с главным тренером налажены, поэтому на данный момент никто не делает скоропостижных выводов и не планирует прерывать отношения с тренерским штабом. Все понимают, что очень сложно выиграть у сборных Чехии, Голландии, Турции и даже Латвии, когда твоя команда строится практически заново. Это было бы в определенной степени чудом. Если брать развитие футбола в стране, то существуют определенные планы, осуществить которые и будет наша задача в ближайшей перспективе.
– Президент РФС Николай Толстых едва ли не главной проблемой российского футбола считает наличие агентов и их деятельность. А какова главная проблема футбола в Казахстане?
– Не зная ситуацию российского футбола изнутри, мне трудно судить о ней. Но что касается Казахстана, на сегодня здесь агенты не являются главной проблемой.
Да и корректно ли выделять главную проблему в футболе? Мне кажется, что нет. Футбол – это многогранный организм с огромным сроком жизни. Меняются люди в нем, с ними меняются проблемы. Решаются одни проблемы и за ними появляются новые. Детский футбол, инфраструктура, легионеры, сборная, падающая популярность среди болельщиков, профессионализм менеджеров – во всем футбольном мире десятилетиями одни и те же проблемы, просто меняющиеся местами. Чем тут может отличиться Россия или Казахстан? Главное, чтобы каждый в свое время на своем месте делал все от него зависящее для движения вперед – это единственный критерий эффективности футбольных функционеров, в том числе и моей.
– Опыт какой страны вы высчитаете эталоном в вопросах развития футбола на государственном уровне? И чему можно научиться у российского футбола?
- У Англии можно поучиться работе с болельщиками, у США – организации матчей и чемпионатов, у Турции – скорости, с которой они смогли наладить футбольную коммерцию и начать монетизировать интерес к футболу. У каждой страны есть найти и удачные, и провальные "кейсы" на пути развития футбола. Мы стараемся учиться и на чужих ошибках, и перенимать положительный опыт. Естественно, опыт российских коллег очень полезен: все-таки ментально россияне нам ближе многих других, а это очень важный фактор.
– Посещаемость матчей в Казахстане, насколько мне известно, низкая, как, кстати, и в России...
– Посещаемость матчей чемпионата Казахстана – это в первую очередь зона интереса и ответственности клубов. И в этом вопросе мы не собираемся принимать какие-то жесткие регулирующие шаги. Помощь, разъяснение, разработка стандартов на основе обобщенного успешного опыта других стран, организация конференций и тренингов для отдельных специалистов – в этом я вижу задачу федерации. И, конечно же, информационное сопровождение и пиар – эту работу мы всегда вели, планируем усиливать и повышать качество. Кстати, если говорить об интересе к матчам сборной, то ситуация не столь плачевна. Казахстанцы любят футбол, переживают за сборную, просто мы пока не научились соответствовать их ожиданиям. Не завтра, но в перспективе будем собирать аншлаги – это одна из наших целей.
– В России нынче идут ожесточенные споры о лимите на легионеров. Ваше мнение как футбольного функционера?
– Вы ведь сами понимаете, насколько это сложный вопрос, и что вряд ли на него есть правильный ответ. Очевидно, что с уменьшением лимита качество любого чемпионата растет, но параллельно падает качество сборной. И наоборот. Поиски золотой середины идут всегда и везде. Я сейчас скажу одну вещь, которую вы попытайтесь правильно понять. Лимит – запрещающая мера, а любая запрещающая мера – показатель нездоровости. Необходимость что-либо запрещать сама по себе говорит о том, что имеется системная проблема. И именно эту проблему надо выявлять и решать. Как в медицине: снимать симптомы и лечить болезнь – это совсем не одно и то же.
Считаю, что в идеале каждый должен заниматься своим делом: клубы – отвечать за зрелищность матчей, лиги – за качество чемпионатов, а федерация – за футбольную организацию в стране, начиная с детского футбола. И, например, если мы у себя в федерации сможем поднять интерес к футболу, решить инфраструктурные вопросы и выстроить систему подготовки футболистов, начиная с самого низа, то вопрос жесткого регулирования лимитов не будет стоять так остро. Наши футболисты, при прочих равных, все равно экономически выгоднее клубам, чем иностранцы. Задача федерации, повторюсь, – создать условия для качественного роста футболиста. Это задача на десятилетия, и пока мы так же, как и Россия, будем искать свою "золотую середину". Кстати, создание в Казахстане студенческой лиги, на мой взгляд, – это важнейший шаг в популяризации футбола и создание условий для занятий спортом в университетах.