12 октября 2011, 01:20

Ходячий "Кодекс чести"

Павел Алешин
Корреспондент

Сегодня исполнилось 85 лет выдающемуся футболисту и тренеру, первому вице-президенту РФС Никите Симоняну

Каждая встреча с Никитой Павловичем - как подарок судьбы. В свои 85 когда-то неудержимый центрфорвард "Спартака" и сборной СССР сохранил фотографическую память, а главное, ясность рассудка и мысли, которой позавидуют молодые. Когда он рассказывает о своих самых эффектных голах - "Зениту" в кубковом четвертьфинале 1950 года или "Фиорентине" в 1957-м (после чего президент итальянского клуба предложил ему хороший контракт), - живо представляешь, как мяч от симоняновской бутсы врезается с острейшего угла в "девятку".

Его рассуждения о судьбах современного футбола и, в частности, "Спартака" пропитаны душевной теплотой и в то же время неприятием ряда нынешних реалий, несовместимых с представлениями Симоняна и его однополчан середины прошлого века о чести, порядочности, культуре взаимоотношений на поле. Можно сказать, для нас Никита Павлович - ходячий "Кодекс чести".

Он, например, открыто высмеивает невесть зачем возникшее состязание ведущих клубов на тему, кто из них старше. И пока кто-то копается в стрелецких грамотах - а не играли ли в футбол во времена Ивана Грозного? - а кто-то ищет первых мясников, гонявших мяч на московских окраинах, Симонян твердо стоит на своем: "Спартак" родился в апреле 1935-го и баста!" И веско аргументирует свою позицию: "Сколько бы ни рылись в ветхих архивах доспартаковской эры, доказывая, что предки "Спартака" футболировали еще при царе Горохе, справедлива исключительно дата появления на свет клуба. Только сумасшедший может назначать свой день рождения на день зачатия".

С первым впечатлением от игры Симоняна у меня, тогда 10-летнего мальчишки, связан любопытный казус. Осенью 1953-го "Спартак" принимал в Петровском парке венский "Рапид", первый западный профессиональный клуб, посетивший СССР. Что творил спартаковский центрфорвард с обороной гостей, почти в полном составе входившей в национальную сборную, не поддается описанию. Легендарный стоппер Эрнст Хаппель, чье имя теперь носит самый крупный стадион Австрии, ничего не мог с ним поделать и порой лишь растерянно озирался по сторонам: куда девался этот Симонян, ведь только что был рядом? Черноволосый спартаковец исчезал моментально, тут же обнаруживался в штрафной и бил, бил, бил… Вратарь сборной Австрии Вальтер Цеман играл блестяще, но итог матча оказался 4:0 в пользу красно-белых.

Игра Симоняна произвела на меня тогда столь оглушительное впечатление, что на следующий день во дворе, расписывая его достоинства, я утверждал, что центрфорвард "Спартака" забил три мяча из четырех. И был посрамлен. Электронных табло на стадионах тогда еще не было, да и по радио авторов голов не объявляли. А мой друг Володя Фомичев, впоследствии игравший в начале 60-х у Константина Бескова в полузащите ЦСКА, заявил: "Врешь, ты не был на этом матче". И предъявил газетный отчет, из которого явствовало, что два гола забил Алексей Парамонов, а Симонян - один, как и Анатолий Ильин. Потрясающее впечатление от игры Симоняна сыграло со мной вот такую не очень-то и злую шутку.

О Никите Павловиче всегда пишется с большим удовольствием, потому что и на поле, и в жизни он был и остается рыцарем футбола. Ходили разговоры о том, что против Симоняна "не поднималась нога" даже у записных грубиянов - по причине его полной безответности. На самом деле это миф. Уважали - да, но чтобы пропускать к воротам без ущерба для здоровья, такого просто не могло быть. На его 70-летии один из бывших оппонентов признался: "Эх, и жалко тебя было бить, Палыч, хотя иной раз просто убить хотелось".

Имя Симоняна гремело на всю страну, его знали даже домохозяйки. В шлягере начала 50-х "Мой Вася", который исполняла популярная тогда Нина Дорда, были такие слова: "И если с хода Симонян забил в ворота, то мне казалось, что все это сделал ты, мой Вася". Пусть песенка не была шедевром, но до Симоняна ни один из отечественных футбольных кумиров персонально в музыке увековечен не был: он и здесь открыл счет. А жена Людмила Григорьевна после этого еще долго звала мужа "Васей".

Заслуженный мастер спорта, 4-кратный чемпион СССР, олимпийский чемпион Мельбурна-1956, лучший бомбардир трех чемпионатов СССР, член Клуба Григория Федотова, заслуженный тренер СССР: выиграл три чемпионских титула - в 1962 и 1969 годах со "Спартаком", в 1973-м - с "Араратом" плюс четыре Кубка СССР с этими же клубами. А с 1990 года Симонян - второе лицо в отечественном футболе, первый вице-президент Федерации футбола СССР, а теперь Российского футбольного союза.

Поздравления от "СЭ"!

Павел АЛЕШИН