Генеральный директор «Севастополя» и экс-тренер «Рубина» был одним из тех, кто в последние годы настаивал на включении клубов из Крыма в российские соревнования. Мы поговорили с менеджером об интеграции, состоянии футбола в регионе и отношениях с УЕФА и ФИФА.
— За эти годы вы часто призывали интегрировать крымские клубы в российские соревнования. Рады последним новостям?
— Мы долго такого ждали, для нас это очень знаковый день. Для Севастополя и Крыма — настоящий праздник. Рад, что наши клубы станут профессиональными, дети будут участвовать в официальных турнирах, а региональные федерации станут полноправными членами РФС. Это знаковый момент для нас. И важно, что губернатор Михаил Владимирович Развожаев первым из руководителей такого ранга дал нам надежду и выразил поддержку.
— Как комиссия от ФНЛ оценила уровень футбола в Крыму, готовность клубов?
— Комиссии как таковой у нас в клубе не было. Думаю, это решится в ближайшее время. Работа велась и ведется. Состоялись встречи с главой лиги Наилем Измайловым, там обсуждали эти вопросы. Перечень критериев для лицензирования известен. Я их изучил — практически по всем показателям мы готовы. Думаю, после заявления нашего губернатора вопрос с финансированием тоже решится.
Комиссия хотела изучить эту составляющую, мне об этом лично говорил Измайлов. Имелось желание посмотреть финансирование за прошлый год: какие источники, какие выплаты.
По инфраструктуре: наш стадион получит сертификат РФС — даже в этом не сомневаюсь, получим очень высокую категорию. В этом отношении полный порядок. У нас есть база, отличное футбольное поле, раздевалки, медицинский кабинет, помещение для теории. Все на высоком уровне.
Кадрово тоже все в порядке, сайт великолепный. Есть только нюансы, которые касаются сертификации по линии РФС. Но это рабочий момент.
Врач у нас сертифицированный — работал в «Днепре» с Хуанде Рамосом, тренер обладает лицензией А, помощник — лицензией Б. Мы готовы, просто ждем. После решения процесс перейдет в правовое русло и начнется более тесное сотрудничество с ФНЛ.
— Какие клубы из Крыма готовы сейчас играть в ФНЛ?
— Могу сказать только за свою команду — она готова.
— Вы буквально неделю назад говорили, что разочарованы совещанием о вхождении в ФНЛ, не было конкретики. А теперь что поменялось?
— Это я говорил о мероприятии в Крымском футбольном союзе, оно состоялось после заседания в Москве. И на совещании в КФС первым вопросом было участие клубов в ФНЛ. И я остался разочарованным, потому что на тот момент никаких официальных бумаг по теме вхождения нам не представили. Говорить можно о чем угодно, но, когда есть документы, это уже правовое поле.
— Глава УАФ Павелко призвал ФИФА и УЕФА исключить Россию из-за процесса интеграции в ее футбол Крыма. Что думаете об этих высказываниях?
— А вы слышали хоть одно логичное, адекватное заявление украинской стороны? Я — нет. Сейчас от УЕФА и ФИФА можно ждать чего угодно. Они нас давно отстранили и держат на коротком поводке. Знаете, как перед осликом морковку на веревочке несут — тут то же самое. Не верю я им. Верю в наше государство и развитие нашей страны, ее футбола.
— Премьер-лига КФС была создана под эгидой УЕФА. Была от него какая-то существенная помощь за эти годы?
— В 2014-м, когда Крым и Севастополь вернулись в свое родное государство и граждане получили российские паспорта, наши три клуба зашли в ПФЛ — «Севастополь», «Таврия» и «Жемчужина» из Ялты.
Начали чемпионат, провели несколько матчей, и затем Украина отправила письмо в УЕФА с требованием снять команды. И наши клубы исключили из соревнований, иначе дисквалифицировали бы российские сборные и клубы из международных турниров. Что и произошло в этом году.
А в дальнейшем УЕФА впервые в мире сделал особую футбольную зону, назвав ее Премьер-лигой Крымского футбольного союза. И если это под эгидой УЕФА, то организация должна была финансировать данный турнир, помогать клубам: чтобы могли участвовать, чтобы шло развитие футбола в регионе. Но этого не произошло.
Я вернулся домой в 2016-м после работы в «Рубине», и в 2017-м меня назначили генеральным директором «Севастополя». За эти пять лет не слышал ничего от УЕФА по этому вопросу, не видел его представителей в регионе. Никаких решений для помощи футболу Крыма от них не было. Хороша организация, которая сделала турнир под своей эгидой, но бросила команды. Как это понимать?
Поэтому решение о вхождении клубов Крыма и Севастополя в ФНЛ считаю правильным. Сейчас после 24 февраля и всех заявлений со стороны Гейропы — по-другому назвать ее не могу — иного выхода не вижу.
— Даже так?
— А зачем на нее смотреть? Надо заниматься развитием российского футбола. Посмотрите, сколько в РПЛ появилось молодых российских игроков. Например, «Крылья Советов» — сколько ребят оттуда забрали в топ-клубы? По интенсивности и качеству игры команда выглядит достойно, футболисты опять же на слуху.
Вопрос только в нас самих — в нашей работе, в детско-юношеском футболе. Вот чем надо заниматься, тогда станем конкурентоспособны. А получается так, что места наших молодых занимают средние исполнители из других стран и средних европейских лиг либо звезды приезжают доигрывать. Зачем нам это?
По нормальному пути пошел «Зенит»: взяли играющих и техничных легионеров. Они дают толчок, поднимают планку и держат ее. Вот Карраскаль и Медина приехали в ЦСКА, выглядели одно время супер, но потом растворились. Есть вопросы к их лидерским качествам. А в Петербурге иностранцы, наоборот, на ведущих ролях и выводят команду на высокий уровень.
Как-то я обсуждал отъезд Хаджикадунича из «Ростова». Помнят вообще такого? С ним дончане на каком месте оказались? А сейчас без него борются за медали — и ничего. Поэтому пусть лучше в чемпионате выступают наши молодые ребята, чем такого рода легионеры.
«Если бы Сычевого не увезли в РПЛ, в Крыму он не смог бы раскрыться»
— В этом сезоне главным открытием РПЛ стал Сычевой — парень из Симферополя. Хлусевич оказался в РПЛ, пройдя академию «Крымтеплицы».
— А чем отличается Крым от других регионов России? Да ничем. Сычевой играл у нас в КФС — парень выделялся. Если бы его не увезли в РПЛ, он не смог бы раскрыться. Ему уже 26 лет, молодец, что в таком возрасте себя проявил, но это редкость. И на других тоже надо обращать внимание, такие есть. Вообще могу сказать, что у нас все эти годы просто воруют футболистов.
— Что?!
— На сегодня клубы КФС де-юре являются любительскими, и любой профессиональный коллектив может украсть у нас игрока. У нас в прошлом году двоих просто забрали, хотя могли заплатить компенсацию — это помогло бы развиваться. Зимой «Чайка» забрала у нас Александра Смирнова и Евгения Замерца. Украли и Тарасенко — это отличный нападающий, сейчас в «КАМАЗе», до этого выступал за «Олимп-Долгопрудный». Еще Османов играл в «КАМАЗе» — тоже ушел бесплатно. Столько футболистов забирали без компенсации, а это только один наш клуб...
Мы ничего не получили с этого, хотя вкладывали средства, силы, знания, души в игроков. А приехали агенты и забрали бесплатно. В итоге мы работали как альтруисты. Да, рады, что они уехали. Но это неправильно по логике. А за подготовку футболиста не получают никаких выплат даже школы, ведь мы не входим в РФС. Не говоря уже о клубах. Никто ни копейки не получил. Мы даже покрышки дохлые без камеры не получили ни за одного футболиста, уехавшего в профессиональный клуб. Вот так работали. Теперь надеемся, что будем выступать под эгидой РФС, получим профессиональный статус, а это воровство игроков наконец-то прекратится.
— У нас может не стать товарищеских матчей сборной, нельзя исключать, что Россию уберут из международной трансферной системы. Что думаете об этом?
— У меня государственная позиция. Нужно просто победить в СВО, и все у нас будет хорошо.
— Реален ли, на ваш взгляд, сценарий, при котором Россия после интеграции крымского футбола останется членом ФИФА?
— Если будем сильными как государство, то останемся везде. А если будем слабыми, нас начнут пинать, как футбольный мяч во дворе. Все зависит именно от нас. А мы — сильное государство и не должны идти на поводу у этих ребят из ФИФА и УЕФА, которые работают на глобальное правительство.
А что лучше: плакать, унижаться и думать, что нас кто-то примет? Должно быть уважение к себе и гордость, любовь к Родине, любовь к людям на нашей земле. А не к тому, приедет ли к нам Хаджикадунич или нет. Футболисты, которые могут дать толчок нашему футболу, к нам перейдут — есть пример «Зенита». В Южной Америке есть ребята, которые готовы выступать в России, прогрессировать тут и добиваться побед. Вся Европа следит за нашими клубами. Да, они могут кого-то забрать и не платить, но это уже наш внутренний вопрос — как станем заключать контракты.
А Европа... Кого оттуда брать? Все сильные футболисты — в топ-клубах, а остальные вообще для чего? Чтобы наши сидели на лавке? Надо определиться: а чего мы хотим для нашего государства? Ходить и кланяться этим ребятам или жить правильной жизнью? Скоро начнут чемпионат мира проводить среди лиц третьего пола — трансгендеров! Пусть между собой там играют: родитель один и родитель два — это их уровень.
Конечно, это нравится тем, кто за подобное наследие. Давайте, ребята, живите там. Не хотите? Тогда перестраивайтесь и живете так, как живут все на планете. Даже цветочки имеют пестик и тычинки. А вы будете рассказывать, что цветок — третьего рода? Устраивает? Меня, например, не устраивает. Моих детей и внуков тоже. А тех, кого устраивает, все — туда.
— Вы говорили, что поддерживаете специальную военную операцию, которую РФ проводит на Украине.
— Конечно, поддерживаю. Я за свою страну и за то, что она делает. Поддерживаю своего президента, конечно.
— Как-то вас коснулась эта ситуация? Знакомых, близких?
— Она коснулась всех нас в разной степени. Главное — чтобы все быстрее закончилось и мы жили в мирное время. Но только на условиях, которые выгодны нам. А не тем, кто находится на темной стороне Земли.
Хочу, чтобы мы победили как можно быстрее. Как это будет — не знаю. Люди воюют за нас, за наше будущее... Дай бог им здоровья, сил, терпения и чтобы ранений было как можно меньше, пусть возвращаются домой к семьям.
— Диверсия на Крымском мосту, военные действия — какая сейчас обстановка в регионе?
— Обстановка не тревожная, но держит всех в тонусе. Ничего такого я не вижу. Иногда бывают хлопки — наше ПВО работает. Но Севастополь живет нормальной мирной жизнью. Благодаря нашим военным, ребятам, которые нас охраняют и дарят нам мирное небо.
— За кем вам интересно следить в РПЛ? Есть команды, игроки, тренеры, которых отметили бы?
— Выделил бы тренера «Крыльев Советов» Игоря Осинькина. Еще импонирует, как работает Сергей Семак. Многие говорят, мол, у него состав такой, что любой побеждал бы. Но люди глубоко ошибаются. Нужно побыть тренером, прежде чем об этом рассуждать.
С игроками высокого класса сложнее, чем с исполнителями низкого уровня. У звезд есть свое видение футбола, они работали с большими тренерами, повидали многое. И мастерство тренера в том, чтобы найти с такими баланс и взаимопонимание. А оно приходит, когда тренировочный процесс воплощается в игру на поле и приносит результат. Тогда футболисты уважают тренера, слушают и делают то, что тренируют, разбирают на теориях.
Иногда слушаю некоторых специалистов — и уши вянут: «Мы договорились с футболистами, и они выполнили». Да ни с кем ты не договариваешься! То, как ты планируешь работу, проводишь занятия, анализируешь, вносишь коррективы, ведешь системную работу, так у тебя команда и играет.
— Так кто сейчас лучший тренер в России?
— Семак — сильный, потому что всех обыгрывает. Осинькин — сильный, потому что создал команду, которую разобрали на запчасти. При этом все равно рисунок сохраняется, новички в него вписываются. Самарцы выглядят прилично.
Когда я работал в «Рубине», Осинькин трудился в «Кубани». А потом пошел в «Чертаново» и раскрылся. Это специалист высокого уровня, качественно делает свою работу.
— Вы последний тренер «Рубина», при котором клуб выступал на групповой стадии еврокубков. Сейчас команда в ФНЛ, идет там четвертой. Вам не обидно, что произошло такое падение?
— Выход в Лигу Европы в год, когда работал тренером, случился благодаря Ринату Билялетдинову. А потом я принял команду, которая после семи туров в РПЛ шла последней. И слава богу, что при Билялетдинове мы попали в группу, но в чемпионате случился провал, очень сложная ситуация сложилась.
Ставилась задача вытащить «Рубин». Я работал до декабря на фоне слухов о том, что ищут другого специалиста. Был для руководства «временным главным тренером». Но в итоге мне посчастливилось доработать до конца сезона: задачу выполнил раньше, чем ожидалось, а наша команда показывала хороший футбол. Мы применяли активный прессинг, а не «парковали автобус» у своих ворот. По Instat, «Рубин» тогда стал лидером по атакам и ударам во всей лиге. Да, бывали и поражения, но мы играли в агрессивный футбол, который нравился болельщикам.
Мне два года посчастливилось поработать в клубе, из которых девять месяцев — главным тренером. Противостоял серьезным коллегам в РПЛ и в Лиге Европы — тому же Юргену Клоппу. Мы здорово сыграли на выезде и дома уступили в один мяч после индивидуальной ошибки. Достойно выглядели на фоне такого соперника. Забили бы, Клопп тогда не отскочил бы.
— Достойных соперников хватало.
— В «Бордо» работал Вилли Саньоль — экс-тренер сборной Грузии, экс-игрок «Баварии» и сборной Франции. Получил опыт соперничества с хорошими тренерами. Но со всеми нашими трудностями состава «Рубин» выглядел в матчах с «Бордо» и «Ливерпулем» очень достойно.
Конечно, все эти годы слежу за казанцами. Команда вылетела в первую лигу, и то, что сделали с ней, — это преступление! Сердце кровью обливается. При всем уважении к коллегам по цеху не может «Рубин» ТАК играть в ФНЛ, ну не имеет права! Да, случаются неудачные результаты, но вот так смотреться в плане качества футбола клуб такого уровня не должен. Да, в первой лиге сложно: поля искусственные, много переездов, тренировочный процесс рвется, многие крепкие коллективы ФНЛ привыкли к этому ритму и оказывают серьезное сопротивление. Но «Рубин» — большой клуб, должен со всем этим справляться.
— Что думаете о работе Леонида Слуцкого? Не удивлены, что он до сих пор в «Рубине»?
— Уверен, что «Рубин» решит задачу и выйдет в РПЛ. А по поводу удивления... Нет, я не удивлен, а разочарован.
— Слуцкий на вопрос про то, что у него сильный состав, отвечал, что «Рубин» не покупал Мбаппе и что у него совсем новая команда. Такие оправдания состоятельны?
— Легче всего со стороны обсуждать тренера и говорить про него какие-то вещи. Это неправильно, некорректно. О Слуцком и так много рассуждений.
Скажу так: не знаю ни одного тренера в мире, кроме Слуцкого, у которого был бы такой кредит доверия. Об этом недавно говорил Билялетдинов, соглашусь с ним.
— Вы согласились бы вернуться, если бы получили приглашение из Казани? Вы ведь действительно показывали неплохие результаты: побеждали «Локо», «Динамо», с «Бордо» и «Ливерпулем» бились, ЦСКА Слуцкого чуть не остановили в последнем матче сезона.
— Да нам тогда чистый гол не засчитали из-за офсайда, которого не было! Вообще эти разговоры из области фантастики. У меня ведь нет агента — я с ними не связан. Прошло много времени. У Татарстана появились свои герои, да и времени прошло уже много. Руководители клуба по-своему видят развитие «Рубина».
Но если вдруг придет предложение, пусть это и будет фантастикой, рассмотреть можно, конечно. Но на сегодня это нереально.
Сейчас в «Севастополе» со своими тренерами я работаю как наставник, и они все растут как на дрожжах. Команда у нас играет очень прилично. Знаю свои силы и знания, постоянно держу себя в тонусе, не чешу языком, чтобы дали мне команду. Не надо мне! Я сейчас работаю на своем месте на благо футбола в Севастополе.
— Матчи с топ-клубами уровня «Ливерпуля», приезд Юргена Клоппа в Россию, 45 тысяч зрителей на стадионе «Рубина». Как думаете, когда что-то похожее снова станет возможным?
— Надо изменить многое, чтобы люди вернулись на трибуны. Зрителю нужен результат в первую очередь, во вторую — зрелищный футбол. Тогда трибуны станут заполняться и не надо будет никого загонять на футбол силком. Над этим надо много работать, изучить структуру, анализировать, составить план, работать системно и профессионально. Только так пойдет движение.
— Какие реформы нужны нашему футболу сейчас?
— У нас была школа Коноплева, которая финансировалась как надо и в которой работали профессиональные тренеры. Игроки оттуда вышли высокого уровня и сейчас на ведущих ролях в своих клубах и в сборной. Затем школа «Чертаново» выпустила ребят, которым диву даешься. Там работает профессиональный состав работников, тренеров. Видно, что правильно выстроен процесс.
При этом есть куча примеров, когда в школах и академиях дети выходят на поле по блату, занимая места одаренных бедных ребят. У нас весь детский футбол — коммерческий. Даже тренер, который не знает, как ударить по мячу, дает рекламу, что у него конспекты «Барселоны» или «Ювентуса», и собирает там детей богатых семей за серьезные суммы. Может бедная семья, которая получает МРОТ, заплатить условно три тысячи рублей в месяц за обучение ребенка? Нет, конечно. И потому он на улице.
А в секции занимается сын обеспеченного человека. Тут нужен порядок. Это глобальный вопрос развития футбола. Как его решить? Нужно садиться и думать. И так везде: в каждом дворе тренируют, только вот кого? Подход же академии имени Коноплева и «Чертаново» нужно изучать, ехать туда и пытаться перенять лучшее в других академиях, развивать футбол так же. Это даст толчок для подготовки молодых игроков.
— Что в современных условиях думаете о тезисе «спорт вне политики»?
— Америка промяла под себя всех, в том числе в какой-то момент и Россию. Но есть всему предел. И он приходит к точке, когда нужно возвращаться назад к жизни природной: семья, уважение к старшим, грамотность, образованность. У нас показывают Милохина, который не знает, где остров Сахалин, — его почему-то еще пускают на серьезные форумы. К чему мы вообще пришли? Кого и чему мы учим?
Только в Древней Греции останавливали войны и проводили Олимпийские игры. Вот это называется спорт вне политики. А у нас — политика. Особенно футбол. Спорт — рычаг политического воздействия на страны. Спортом занимается молодое поколение, и западные чиновники из Европы и Америки ставят людей в такое положение. Век атлета очень короток, он все свое здоровье отдает спорту, своему делу. А политика не дает ему себя реализовать. Это, конечно, минус в этой истории.
И никто нас никуда не пустит! Будут дергать за эти нитки. Надо уже обрубить эти нитки, и тогда никто не сможет за них дернуть. Пройдет время — и они никуда не денутся без России. Ни в политической ситуации, ни в спорте, ни в экономике. Куда им без нас? Мы составляем конкуренцию, а в спорте это важно. Задача за то время, пока не будем с ними взаимодействовать, — поднять наш футбол. Пусть и будет сложно.
В СССР мы что, очень часто проводили международные матчи? Нет. А что, у нас в Союзе были иностранцы? Ни одного. А конкуренция в чемпионате — высочайшая. Когда мы выходили на ЧМ, на Олимпиаду, у нас были высокий рейтинг, конкурентоспособные команды, составленные из советских футболистов. Чем мы хуже сейчас? Да, имелись самобытные республики, но у нас разве маленькая страна? Мы что, бедные и никчемные? Развивать надо себя. И тогда никуда от нас не денутся.
У нас футбольные поля, стадионы чемпионата мира, финансирование, базы, игроки — есть все! Только не надо смотреть на Запад и думать, когда они нас примут. Мы должны сделать так, чтобы Россию об этом попросили, а не ходить с протянутой рукой. Таких никто не уважает, а мы должны себя уважать и заставить всех считаться с нами.