5 ноября 2011, 00:04
Интернет настолько прочно вошел в нашу жизнь, что теперь многим трудно даже представить, что когда-то их день начинался иначе, чем с проверки электронной почты или обновлений на страничке в социальной сети. Футбол как часть жизни, разумеется, не является здесь исключением.
В конце концов, в правилах той же РФПЛ уже давно существует пункт, согласно которому любой вступающий в нее клуб должен иметь официальный сайт. Что, кстати, косвенно свидетельствует о том, что когда-то далеко не все соответствовали этой норме. Сейчас дело другое, вопрос только в наполнении странички во всемирной сети. Вернее, в его качестве. И если вы думаете, что чем известнее и именитее клуб, тем лучше у него сайт, то ошибаетесь. В каких-то случаях эта закономерность прослеживается, но далеко не всегда.
Вот, к примеру, английский клуб "Лутон Таун", выступающий в пятом по силе дивизионе страны, гордо именуемом Национальная конференция. Чтобы было понятнее, поясню, что в Англии существует премьер-лига, а за ней три дивизиона, входящие в так называемую футбольную лигу - чемпионшип, первый дивизион и второй дивизион. А следом идет целая пирамида полупрофессиональных и любительских команд, вершиной которой и является Национальная конференция. Но вернемся к "Лутону". Команда эта известна у нас прежде всего тем, что там тренером вратарей трудится бывший страж ворот сборных СССР, СНГ и России Дмитрий Харин, осевший в Англии после окончания игровой карьеры.
Так вот, официальный сайт "Лутона" буквально поражает в хорошем смысле этого слова. Во-первых, своим приятным глазу дизайном (хотя это вопрос сугубо индивидуальный, на вкус и цвет товарищей, как известно, нет). Во-вторых, разнообразием предлагаемых посетителю услуг – здесь можно забронировать и купить билеты, предварительно ознакомившись со схемой расположения кресел; узнать, как работают кассы, а также все способы связи с ними; выбрать и купить любой понравившийся товар в клубном онлайн-магазине; закачать себе на мобильный телефон разнообразный контент, от мелодий до видеороликов; а в разделе "Болельщики" выяснить всю насущную и необходимую информацию, начиная от выездов на гостевые матчи и заканчивая преимуществами, которые дает вступление в клуб болельщиков "Лутона". Вступить в него можно, кстати, прямо на сайте. Ничего удивительного и необычного, скажете вы, все это есть почти везде в Западной Европе. Да, пожалуй, но напомню, что речь идет о клубе пятого дивизиона.
Кстати, с информативной частью на сайте "Лутона" тоже все в порядке: на каждого футболиста первой команды сделан подробный профайл, где есть краткая биография и вся статистика выступлений на взрослом уровне, сезон за сезоном. К примеру, на сайте мадридского "Реала" в профайлах футболистов такой информации нет, и нельзя узнать, сколько матчей тот же Икер Касильяс провел в чемпионате Испании в сезоне, скажем, 2004/05. С другой стороны, если уж вести речь о информативности, то в профайле футболиста на страничке "Реала" можно узнать подробную статистику по текущему сезону. К примеру, сколько Кака сделал передач и какое число из них оказалось точным, а какое нет. Для тех, кто заинтересовался, – 360 передач, из них 289 достигли адресата.
Онлайн-продажа билетов и футболок, контент для мобильников и профайлы игроков – явление привычное. Но иногда футбольные клубы идут дальше и, стараясь быть ближе к болельщикам, придумывают что-то необычное. Так, осенью 2008 года пермский "Амкар" совместно с порталом Properm.ru на своем сайте решил провести конкурс "Мисс Амкар-2008", победительница которого должна была получить возможность поужинать с футболистом пермского клуба. Однако благое начинание едва не завершилось скандалом, зато о нем узнала и надолго запомнила вся страна. Дело в том, что лидерство в конкурсе с большим отрывом захватила Мария Малых, опережавшая ближайших соперниц более чем в четыре раза. Организаторы решили, что имеют дело с флеш-мобом ЖЖ-сообщества ru_football, и решили исключить Марию из конкурса. Болельщики, некоторые из которых отдавали свои голоса с помощью платных SMS, обвинили организаторов конкурса в нечестной игре. О разразившемся скандале на своих лентах писали почти все центральные спортивные сайты, а имя и фотография Малых облетели всю Россию. В итоге справедливость восторжествовала, и Малых была объявлена победительницей, о чем и было сообщено. Но со следующей припиской: "В связи с выходом "Амкара" в Кубок УЕФА дата награждения победительниц конкурса переносится на начало следующего года". В итоге, удалось ли Малых осуществить свою мечту и поужинать с вратарем Сергеем Нарубиным, не знают даже лидеры фан-движения "Амкара".
Минувшим летом запомнилась и рекламная компания, проведенная на своем официальном сайте испанским "Хетафе". Сначала клуб из пригорода Мадрида, закончивший прошлый сезон на 16-м месте, решил приободрить своих болельщиков, выпустив видеоролик, главным героем которого стала склонная к суициду коала. Ролик начинался со слов расстроенного болельщика "Хетафе", который после очередного матча говорит, что он опустошен и не чувствует больше ничего. И тут появляется коала, поющая песню о том, как тяжела и несчастна ее жизнь. Животное спрашивает болельщика, переедет ли он, на что тот отвечает "нет". Завершается же все слоганом: "Хетафе". Без чувств. До следующего сезона". А вскоре клуб выпустил новое шедевральное творение: видеоролик, призывающий болельщиков стать донорами спермы, чтобы таким образом увеличить число поклонников клуба. "Нас очень мало и должно стать больше. Нам нужно, чтобы болельщики клуба "засеяли" мир будущими поклонниками "Хетафе", - сказал один из создателей ролика.
Стремятся с помощью интернета быть ближе к болельщикам и в "Кубани" - на официальном сайте клуба ведется фанатский блог "Южная трибуна", в котором рассказывается о жизни поклонников команды как во время домашних матчей, так и во время выездов. Начинание, безусловно, благое, вот только содержание блога чересчур, как бы поточнее выразиться, политкорректно.
Делают себе официальные сайты и футболисты. Среди россиян наиболее известны две такие странички – Андрея Аршавина и Сергея Игнашевича. Первый после каждого матча "Арсенала" дает комментарий по прошедшей игре. Ну а Игнашевич, имеющий репутацию одного из главных молчунов российского футбола, весной стал одним из главных героев информационного пространства. Защитник снял на мобильный телефон поле в Самаре перед матчем с "Крыльями", а затем выложил этот ролик на сайт. Игру, как известно, в результате перенесли.
Наконец, хорошим тоном считается иметь страничку в социальной сети. Там обычно даются ссылки на новости с официального сайта, выкладываются фотогалереи, указывается состав на предстоящий матч, словом, ничего необычного. Гораздо интереснее отслеживать Twitter игроков, благо, многие увлеклись написанием коротких сообщений. Главным пером России здесь, конечно, является Роман Широков. Полузащитник "Зенита" не дает скучать болельщикам, регулярно напоминая, что футбол – это шоу, и без доли здоровых провокаций он (особенно российский) был бы не так привлекателен.
Активно пишет и спартаковец Деми де Зеув (голландцы вообще лидеры по части вовлеченности в интернет, и некоторые считают, что они даже слишком этим увлекаются). Здесь больше рассказов о буднях. Вызвала улыбку запись "Ушел на вечеринку", сделанная де Зеувом в отпуске, – после этого писавший ежедневно игрок затих на несколько дней. За рубежом активно "твитит" защитник "МЮ" Рио Фердинанд. А наиболее серьезными записями, комментирующими все стороны жизни – политику, экономику, и так далее, отличается полузащитник "Куинс Парк Рейнджерс" Джоуи Бартон.
Дмитрий ГИРИН