Футбол

15 октября 2014, 10:30

Пеле, Марадона, Пушкаш, Баджо. Черенков?

Михаил ГОНЧАРОВ
Корреспондент

Зачем Черенкову "десятка"? // "Десятки" - за,
Родионов - против
//
Наследники Черенкова.
Кто носил номер 10
в "Спартаке"

"Спартак" рассматривает возможность вывести из обращения десятый номер, под которым играл Федор Черенков. В мире футбола подобная практика распространена. "СЭ" разбирается в истории вопроса и размышляет, насколько уместным будет увековечить имя спартаковской легенды именно таким образом.

10 фактов о выведенных из обращения номерах

Практику закрепления номеров, давно существующую в североамериканских профессиональных лигах, в футболе начали активно применять лишь с 90-х годов прошлого века, когда игроки стали получать номера на целый сезон, а не на конкретные матчи.

Десятый номер, под которым выступал король футбола Пеле, в сборной Бразилии из обращения не выведен из-за регламента ФИФА, но увековечен по-своему – в большинстве команд он принадлежит лучшему игроку атакующего плана.

"Десятки" вывели из обращения в таких командах, как "Легия" (в честь трагически погибшего Дейны), "Гонвед" (Пушкаш), "Брешиа" (Роберто Баджо), "Наполи" (Марадона), "Нью-Йорк Космос" (Пеле).

Многие клубы навечно закрепляют игровой номер за болельщиками. Чаще всего – 12-й. Именно отсюда и пошло знаменитое выражение "двенадцатый игрок". К примеру, данный номер принадлежит поклонникам ЦСКА, "Зенита", "Кубани", "Анжи", тульского "Арсенала", "Баварии", киевского "Динамо", "Шахтера" и сборной Австрии.

Некоторые клубы закрепляют за болельщиками и другие номера. Так, шведский АИК и московское "Торпедо" отдали поклонникам 1-й номер, британские "Норвич Сити" и "Рединг" – 13-й, "Ростов" – 61-й, а "Спартак" – 72-й, в честь даты основания фанатского движения красно-белых.

Часто клубы посмертно увековечивают номера футболистов. К примеру, венгерский "Гонвед" закрепил 10-й номер за Пушкашем, португальская "Бенфика" – 29-й за Фехером, миланский "Интер" – 3-й за Факкетти. В России подобных случаев четыре: "Анжи", ЦСКА, "Рубин" и "Урал" изъяли из обращения номера трагически погибших Гасанбекова, Перхуна, Гильмуллина и Хрустовского соответственно.

Сборная Аргентины хотела закрепить 10-й номер за Диего Марадоной, однако уткнулась в правила ФИФА, которые регламентируют распределение номеров в финальных этапах международных турниров. Аналогичная ситуация произошла и со сборной Камеруна, которая посмертно хотела отдать 17-й номер Марку-Вивьену Фоэ.

"Амкар" в свое время закрепил 9-й номер за Парамоновым, когда тот в 2008-м завершил карьеру. Однако впоследствии клуб нарушил обещание, отдав "девятку" японскому легионеру Сейчиро Маки. Похожая история случилась и в "Ростове". После сезона-2004 команда закрепила за Александром Масловым 11-й номер, но в 2010-м вновь вернула его в обращение. Сейчас под ним играет Александр Бухаров.

В "Милане" 3-й номер закреплен за Паоло Мальдини, однако окончательно из обращения не изъят. Легендарный капитан дал согласие на то, что если один из его сыновей будет выступать за клуб, то получит футболку с "тройкой" на спине.

Номер 16 в "Севилье" формально закреплен за трагически погибшим в 2007-м Антонио Пуэртой с условием, что если его сын станет футболистом клуба, то сможет получить номер отца. Однако впоследствии под ним все-таки выступали некоторые игроки, один из них – Денис Черышев.

Матье Вальбуэна, который недавно переехал в Россию, своей игрой оставил настолько яркий след в памяти у руководителей и болельщиков "Марселя", что те решили навечно вывести из обращения 28-й номер, под которым выступал хавбек.