15 июня 2015, 13:00
– Если бы не Алексей Николаевич, все в моей игровой биографии могло сложиться иначе. Именно он свое время убедил меня перейти из "Сатурна", где я числился четвертым голкипером, в "Анжи". Потом был "Локомотив", аренда в "Томи". То были нелегкие годы, когда в каждом матче приходилось доказывать, что ты нужен команде и тебе можно доверять. И все это время человек, который вел меня по лабиринтам футбольной жизни, не переставал повторять: "Терпи, Серега ты все сможешь! Терпи!". Честно говоря, не знаю, добился бы я всего того, что у меня сегодня есть, не будь рядом этого чуткого и заботливого наставника.
Эти слова сказал нам голкипер "Рубина" и сборной Сергей Рыжиков пару лет назад во время съемок программы "Начистоту". А вспомнили мы их по случаю 50-летия того, о ком он так тепло говорил – своего агента Алексея Сафонова. Когда, как ни на юбилее пройтись памятью по тем добрым делам, которые помогли еще многим подопечным этого уважаемого профессионала раскрыть свой талант и не затеряться в суете российской футбольной жизни. В этом, как считает Алексей Николаевич, и есть суть его нелегкой профессии.
– Как у вас родилась идея стать футбольным агентом? – с места в карьер интересуемся мы у юбиляра.
– Когда старшего сына водил тренироваться в футбольную секцию, видел, что ребята из школы, уходят в никуда. Было обидно и за талантливых мальчишек, и за их тренеров. В те времена, по большому счету, кроме Константина Сарсании и Виктора Панченко агентов в России не было. Тогда и подумалось – а почему бы не помочь одаренным мальчишкам.
– Кто был вашим первым подопечным?
– Начинал помогать Ренату Сабитову, Александру Куканосу. Когда все это переросло в профессию заключил контракт Алексей Медведев. Так и пошло. Устраивал в клубы ребят, и они там приживались. Потом уже ко мне начали обращаться за помощью.
– Когда поняли, что агентская деятельность может приносить не только деньги, но и удовлетворение?
– Наверное, когда ребята из школы "Чертаново" стали попадать в "Химки". В итоге этот клуб предложил мне пост спортивного директора. Тогда и понял: это мое. Стал комплектовать команду, завел знакомства с футбольными людьми, получал удовольствие от постоянного общения. В 2003 году сдал экзамены и получил лицензию агента.
– Кто из футболистов, с которыми вы работали, даже на половину не реализовал свой потенциал?
– К сожалению, таких хватает. Футбол – тяжелая работа. Кому-то помешали травмы, у кого-то характера не хватило. Даже не знаю… Тот же Саша Минченков, начинавший в "Локомотиве", мог стать суперзвездой, а сейчас выступает в первой лиге. Антон Архипов подавал большие надежды, тоже самое могу сказать про Сашу Швецова. Вспыхнули в премьер-лиге и ушли в тень – жаль. А ведь мечтали выступать в элитном дивизионе. Как агент, в этом плане я все для них сделал. Остальное зависело больше от них самих. Я же не тренер. Есть и обратные примеры. Люди, которые своим горбом, сделали себя сами. Над тем же Рыжиковым многие поначалу смеялись, а он дорос до сборной.
– Самую памятную сделку назовете?
– Ой, не люблю я эти рейтинги. Мы же не помидорами и огурцами торгуем (смеется). Любая сделка, которая удалась, меня очень радует. Если игрок ушел на повышение или переподписал контракт на улучшенных условиях, значит, я не зря ем свой хлеб.
– Но ведь что-то наверняка в вашей деятельности вызывает у вас чувство гордости?
– Гордость – слишком громкое слово. Главное, что со многими ребятами у меня сложились очень теплые отношения. И каждый стал членом нашей большой, дружной семьи.
– Кто из ваших игроков мог оказаться за границей?
– К Сереге Рыжикову был серьезный интерес из Испании, но не срослось. Конкретизировать почему, я бы не хотел.
– Один из самых известных ваших подопечных – Георгий Щенников. Президент ЦСКА Евгений Гинер не жалует футбольных агентов. Как находите с ним общий язык?
– Евгений Леннорович занимается своим делом, агенты – своим. Отношусь к нему с огромным уважением. Нормально сотрудничаем. Я же не приду к нему и не скажу: "Воспитанник ЦСКА Жора Щенников заиграл на высоком уровне, дайте мне денег за это". Не я же привел этого защитника в армейский клуб, но я помог ему дорасти до этого уровня. Когда у игрока все хорошо, зачем его дергать? Важнее – помогать парню в трудную минуту.
– А бывали в вашей карьере моменты, когда руководители клубов просили игроков отказаться от ваших услуг?
– Не без этого… Мы живем в России. Как и в любой профессии, есть непорядочные люди и в нашей. Но если игрока просят отказаться от агента, значит, он чего-то стоит (смеется). А в этом есть и моя заслуга.
– Кто из игроков придет на ваш юбилей?
– Кто-то из ребят поздравил заранее. Серега Рыжиков только позвонит, поскольку вынужден будет улететь сразу после матча сборной за границу – к жене и детям. Тема Ребров вроде обещал засвидетельствовать почтение. Мой юбилей пришелся на не очень удачное время (смеется). Уже совсем скоро стартует новый сезон. Сейчас многие в отпусках. Так, что вариант "весна – осень" мне бы больше подошел.
– А от кого из гостей ждете самого оригинального подарка?
– Леша Медведев обязательно что-нибудь придумает – парень то он остроумный. У нас с ним профессиональные отношения переросли в дружбу. Дай бог, чтобы он еще поиграл год-другой. Если решит повесить бутсы на гвоздь, предложу ему работу в агентстве. У того же Валеры Климова была ситуация, когда он не хотел сдавать экзамен на тренерскую лицензию. Я ему сказал: "Не дури, Валера. Корочка никому не помешает". А теперь он работает помощником главного тренера "Томи". Вообще же сейчас многим молодым тренерам в России сложно найти себя…
– Да и не только молодым
– Согласен. Те же Андрей Кобелев, Федор Щербаченко пока без работы. Хотя их команды показывали интересный, современный футбол. Кобелев с динамовским детсадом занимал третье место, Щербаченко выводил "Мордовию" в премьер-лигу, его признавали лучшим тренером во втором дивизионе, в ФНЛ. Но эти специалисты почему-то не востребованы. Давайте возьмем ситуацию в "Зените". Периодически появляется информация, что Виллаш-Боаш уходит. Значит, почему-то нужно вновь приглашать иностранца. А почему не россиянина? Кобелев был капитаном питерцев, его все в городе помнят.
– Вернемся к агентской деятельности. Не поменяют ли ваши подопечные в межсезонье прописку?
– Мне кажется, межсезонье получится достаточно вялым в плане трансферов. Слишком мало времени для подготовки к новому сезону. Команды фактически проведут два-три сбора. Новичкам будет сложно адаптироваться. Так что риск купить кого-то достаточно высокий. Если говорить про моих игроков, то у Сабитова заканчивается контракт с "Томью". Будем думать, что делать дальше.
– 50 лет – время подводить итоги. Чем гордитесь, о чем, наоборот, жалеете?
– У меня двое детей, два внука. Горжусь тем, что с очень многими игроками у меня сложились дружеские отношения. Как говорится, больше позитива, чем негатива. Конечно, кто-то на меня, наверное, обижен, но… Считаю, честно делал свою работу, никого не подставлял. Для нормального мужика важно не только зарабатывать деньги, а еще и получать удовольствие от работы.
– Какой совет дадите начинающим агентам?
– Лучше, чем сказал в свое время Старостин, уже никто не скажет. Нужно любить футбол в себе, а не себя в футболе. Наш мир – как сарафанное радио. Будешь честно делать свою работу, люди к тебе потянуться. Я и молодым ребятам говорю: "Играйте в футбол, а деньги вас догонят". Конечно, сейчас много соблазнов. Но когда футбол является хобби, это одно дело, когда работа – совсем другое.