Статьи

Допинг

30 марта 2016, 23:50

Виталий Мутко: "Минспорта никому никакие таблетки не выписывает"

Владимир Иванов
Обозреватель
Министр спорта дал эксклюзивное интервью "СЭ", в котором заявил об особом статусе допинговых инцидентов с милдронатом.

Владимир ИВАНОВ
из Москвы

– Начнем с главного. С милдроната, из-за которого российский спорт может потерять целый ряд своих звезд. Кто несет ответственность за всю эту ситуацию? Смысл вопроса не в том, чтобы найти виновного и прилюдно четвертовать его, просто не понятно, где мы в этой ситуации просели? Минспорта еще осенью предупреждало о запрете, федерации вроде бы тоже. Так кто же: ФМБА, сами спортсмены, врачи?

– Вопрос сложный. Безусловно, за ошибки нужно отвечать. При этом понятно, что, например, Министерство спорта никому никакие таблетки не выписывает. Все лекарства и препараты – это епархия доктора. Который, естественно, должен отдавать отчет в действиях и отвечать за каждую таблетку. Это аксиома. Но на данном этапе я исхожу из того, что заниматься нужно не риторическим вопросом "кто виноват?". Хотя, поверьте, мы работаем и в этом направлении. Но главная задача сейчас – нормализовать ситуацию.

Когда все уляжется и мы увидим свет в конце тоннеля, будет поднят вопрос о персональной ответственности. Если потребуется – и моей тоже. Но махать шашками не всегда правильно. Я не первый год в спорте. Со мной рядом работают люди, к которым не возникало вопросов на протяжении десятилетий! Они, поверьте, заслуживают доверия. И как бывает – если ничего не делаешь, то и ошибок не допустишь. Соответственно и отвечать ни за что не нужно. Но мы предпочитаем действовать. И избежать ошибок просто невозможно. Но они, конечно, неумышленные, неосознанные. Взять этот мельдоний… Ведь каждый год в список запрещенных включаются десятки новых препаратов. Это отлаженная система ВАДА. И никогда никаких сбоев у нас не было. Нас заранее предупреждали, мы извещали федерации, те – спортсменов, врачи проводили семинары. Про препарат просто забывали. Сейчас же все идет по особенному сценарию.

Юлия ЕФИМОВА - одна из главных "жертв" милдроната. Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
Юлия ЕФИМОВА - одна из главных "жертв" милдроната. Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

– Есть ли какие-то варианты выхода из сложившейся ситуации?

– Пока никаких решений по дисквалификациям принято не было. Надо понимать, что суть борьбы с допингом – наказать за злонамеренное, умышленное нарушение. И смысл в том, чтобы отгородить добросовестных и невинных спортсменов. Наша задача сейчас – как раз таки не дать пострадать невинным. Тем, кто честно работал и просто выполнял предписания врача. Ведь есть ребята, которые прекратили принимать милдронат в сентябре, но он все равно был обнаружен в их организме, и они не могут понять, что происходит.

– Если будет доказано, что мельдоний выводится из организма несколько месяцев или даже полгода, будет ли это означать, что наших спортсменов могут оправдать?

– Сегодня нужно исходить из того, что препарат уже внесен в список запрещенных. Таковым он стал с 1 января 2016 года. И если он обнаружен в организме спортсмена после этого срока – это нарушение.

Рекордсмену мира Павлу КУЛИЖНИКОВУ, как и Ефимовой, грозит наиболее суровое наказание. Для них это рецидив. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Рекордсмену мира Павлу КУЛИЖНИКОВУ, как и Ефимовой, грозит наиболее суровое наказание. Для них это рецидив. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

– Вне зависимости от сроков окончания его приема?

– Вне зависимости. Система ВАДА не учитывает нюансов. Когда ты принял, что именно, какие у найденного препарата сроки выведения – все это их не интересует. Это твои проблемы. У тебя взяли пробу в январе – феврале, там найден условный мельдоний. Все. Ты нарушил правила. Это дисквалификация.

Хотя в данном случае, когда вся эта история задела огромное количество атлетов из различных видов спорта, причем не только из России, но и из многих других стран, нужно все-таки хорошенько подумать. И я знаю, что сейчас ВАДА проводит исследование по срокам выведения мельдония. Пока очень сдержанно ведут себя международные федерации. Вы же видите, что на данный момент не вынесено ни одного решения по этому препарату. Все понимают, что нынешний случай – особый. Но рано или поздно кому-то придется сделать шаг, рассмотреть первое дело. После этого можно будет делать какие-то выводы и более четкие предположения о судьбе остальных.

Полную версию интервью Виталия Мутко читайте в завтрашнем номере. Из него вы узнаете:

– каковы шансы наших легкоатлетов принять участие в Олимпийских играх;

– почему нам не стоит бояться внесоревновательных проверок футболистов;

– когда ждать восстановления в правах РУСАДА и Московской антидопинговой лаборатории.

25