15 мая 2016, 23:30
РОСГОССТРАХ – ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 29-й тур
Сегодня. ЗЕНИТ – ЛОКОМОТИВ – 1:1 (1:1)
– Вячеслав, вы не смогли сдержать слез во время церемонии. Какие эмоции сейчас, после окончания матча?
– Эмоции остались на поле. Перед игрой думал: "Смогу ли сдержаться, не заплакать? Надо попробовать. До конца". Но как только вышел на поле, остановиться было невозможно. Эмоциональное получилось событие. Такое ощущение, что пока шел по кругу, вся карьера пролетела перед глазами. Вроде долгая была карьера, столько игр, а тут все – 37 лет, завершился футбол… С одной стороны – радостное , торжественное событие. И стадион приветствовал, все было замечательно. Но с другой - грусть все равно остается. Наверное, через несколько дней все пройдет. Я же понимал, что все закончится рано или поздно. Просто точку поставить как-то не решался, все оттягивал до последнего.
– Вы дебютировали в возрасте 20 лет, "благодаря" дисквалификации Березовского, но потом еще два года доказывали свою состоятельность. Что бы вы пожелали молодым вратарям, которые только начинают свой путь?
– У меня мысль промелькнула: "Я начал свою карьеру с ничьей и закончил ничьей". Безусловно, карьера футболиста непростая – то черная полоса, то белая. Только тебе решать, по какой полосе дольше идти. Но одно я точно знаю – нельзя сидеть сложа руки, думая, что черная полоса скоро закончится сама по себе. Надо сражаться за место под солнцем. У меня в карьере было много моментов, когда приходилось сражаться, доказывая, что сильнее. И каждый раз побеждая, я становился сильнее, шел дальше. Становился сильнее, набирался опыта, знаний, умений. Понимал, как нужно соперничать, не только против команд, но и внутри команды. Вратари – особая каста, всем интересно заглянуть на эту кухню, понять, как же они там друг друга не перегрызли (смеется). Мне повезло, начиная с детских лет, со всеми моими коллегами – вратарями, были прекрасные отношения. Все поддерживали друг друга, а это говорит о многом. Возможно, я хорошо адаптируюсь. Во всяком случае, у меня не было проблем ни с кем. Я ни на кого зла не держал, просто делал свое дело, старался и доказывал. Поэтому могу сказать всем: "Никогда не сдавайтесь! Все у вас получится!". Все равно придет время, когда вы поймете – ваш это путь или не ваш. Но если сдаться сразу, в жизни будет очень сложно. Жизнь – очень сложная штука, говорю не как футболист, а как человек, сталкивавшийся со сложными ситуациями: и в карьере, и в семье, и в бизнесе. Приходится всегда бороться и доказывать.
– Сегодня перечисляли все ваши титулы, но не вспомнили тяжелый момент – 1:7 от Португалии. Как удалось не сломаться, ведь предрекали вам слом? Вы были готовы?
– Это как раз трудности, которые нужно пройти. Проходишь – становишься сильнее. Сильнее как вратарь, сильнее как личность. Было непросто, болельщики других команд с удовольствием поливали грязью. Но я не сломался и пошел дальше.
– Вы не жалеете о своем решении завершить карьеру в сборной России?
– Нет. На тот момент это было правильное решение. Через полгода по определенным причинам я бы все равно потерял это место, так как я не играл в "Зените". Возможно, в тот момент я уже понимал, что футбольный ресурс истощается, что нужно максимально себя поберечь. А может быть, наоборот, снизив к себе отношение и понизив планку, я сделал хуже. Но жалеть вообще не стоит ни о чем и никогда. Просто нужно, перед тем как что-то сделать, хорошенько подумать – не только сопоставить факты, а подумать душой и сердцем. Сам себя не обманешь.
– В каком качестве вы видите себя в ближайшем будущем?
– Я все равно хотел бы остаться где-то недалеко от структуры "Зенита". В качестве консультанта или эксперта, в качестве человека, который помогает адаптироваться иностранным футболистам – начиная от поиска бытовых вещей и заканчивая арендой квартиры. В принципе, последние два-три года я этим и занимаюсь (смеется).
– О карьере комментатора думали?
– Нет, но это будет очень дорогое удовольствие для канала. (Смеется.)
– Три самых ярких момента в вашей карьере?
– Чемпионство 2007 года, ничья с "Порту" в 2011 году (Малафеев в шестом матче группового этапа Лиги чемпионов сыграл на ноль и помог "Зениту" выйти в плей-офф. – Прим. "СЭ"), а также бронзовые медали 2001 года, как ни странно.
– Выход на замену в матче с Македонией и отраженный вслед за этим пенальти?
– Это, скажем так, момент, который повлиял на мою карьеру и, может быть, помог мне выиграть бронзовые медали Euro-2008.
– Был ли перед игрой разговор о том, что вы можете выйти сегодня поле?
– Да, был такой разговор. Если бы мы выигрывали в 2-3 мяча, то на последней минуте мог выйти. Кстати, когда я выходил на поле в начале, сказал судье: "Если что, если я буду стоять у бровки на последней минуте и мяч не будет выходить, не свистите, прошу!" (Смеется.)
– Зенит потерял шансы на чемпионство. Праздник испортился?
– Нельзя отделять себя от клуба, это неправильно. Конечно, грустно и печально. Но не надо сдаваться, опускать руки, разные ситуации бывают. Где-то мы виноваты, упустили возможности, где-то обстоятельства нам помешали. Я бы не сказал, что "Зенит" терял мотивацию, нет. Тренер и ребята очень сильно переживают неудачи.
– Максим Малафеев будет футболистом?
– Раньше он все время бегал в нападении, но в один момент он сказал мне: "Нет, папа, я буду вратарем!" Я ему: "Уйди оттуда, тебе туда не надо". И он два месяца приходил ко мне и спрашивал, где перчатки, где перчатки! После двух месяцев я понял, раз не сдается - значит, характер есть. Сейчас все равно много бегает, но больше в воротах стоит.
– Скоро выходит ваш третий фильм "Вся жизнь в перчатках". Что в нем будет?
– Нюансов раскрывать я не буду, 30 мая будет презентация. Сложно из документального кино сделать шедевр, достойный "Оскара", но мы стараемся. Это будет один из стандартных фильмов, через который я хочу показать молодому поколению, к чему надо стремиться.