Премьер-лига (РПЛ). Статьи

15 февраля 2010, 19:43

Александр Верховский: "Вернуть статус признанного лидера отечественного футбола"

После изменений в структуре управления "Динамо" была введена новая руководящая должность - директор по стратегии и развитию. С первого января ее занял 40-летний Александр Верховский, с которым встретился корреспондент "СЭ".

- В чем суть этой новой для "Динамо" должности?

- Основная задача, которую передо мной поставили акционеры - банк ВТБ и центральный совет "Динамо", - привести инфраструктуру клуба в соответствие со стандартами сильного западноевропейского клуба. Очевидно, что это процесс длительный, рассчитанный на три-пять лет, а в каких-то аспектах и на более долгий срок – как известно, совершенству нет предела.

Эта очень серьезная, кропотливая работа, зачастую скрытая от посторонних глаз. Развитие корпоративной структуры, обучение сотрудников, тим-билдинг и клубный патриотизм, билетные и абонементные программы, взаимодействие с болельщиками, взаимодействие с VIP-болельщиками - огромный, между прочим, и практически до сих пор не "поднятый" пласт: маркетинг, системное взаимодействие со СМИ… Вы знаете, перечислять можно долго, работы в прямом смысле непочатый край. Но некоторые результаты наших усилий, я уверен, болельщики сумеют ощутить уже в самое ближайшее время. Скажем, уже в этом году состоится презентация нового клубного сайта взамен нынешнего, морально устаревшего. Он будет многогранным, будет иметь широкую направленность, ориентироваться на самые разные сегменты болельщицкого сообщества и должен стать полноценным "лицом" нашего клуба и самым оперативным источником информации о "Динамо" и динамовском футболе.

В рамках сайта мы хотим запустить современные сервисы, давно принятые на вооружение в лучших зарубежных клубах – раздел для обладателей клубных карточек, интернет-магазин, "Динамо-ТВ", где мы будем размещать видео с последних тренировок, комментарии тренеров, игроков, передачи о жизни футболистов, записи знаменитых матчей "Динамо" прошлых лет.

- Поделитесь еще какими-нибудь "фишками"?

- Чуть-чуть поделюсь - специально для "СЭ". Скажем, планируется, что клубные руководители станут смотреть какие-то выездные матчи на большом экране вместе с болельщиками, отвечать на их вопросы. В сезоне же мы проведем серию мероприятий, посвященных прославленным динамовским футболистам и тренерам – Константину Бескову, которому исполнилось бы 90 лет, и Михаилу Якушину, который отметил бы в этом году 100-летний юбилей. Промышленное объединение "Динамо" по согласованию с футбольным клубом планирует выпустить линейку эксклюзивной продукции, посвященной этим эпохальным фигурам в истории отечественного спорта, а фотография Константина Бескова будет размещена на сезонных абонементах.

Кстати, все прошлогодние цены на абонементы сохраняются – мы решили, что на фоне результатов команды в минувшем сезоне у нас нет морального права их увеличивать. За 700 рублей можно приобрести "фэнку", за 1000 - 2000 рублей – абонемент на центральную трибуну. Согласитесь, по московским меркам весьма демократично. Более того, мы пошли навстречу болельщикам, стремящимся посещать игры с семьями. Так, абонемент на трех человек в семейный сектор теперь стоит столько же, сколько раньше стоил на двоих.

Еще одна маленькая деталь. Мы договорились, что выкупим целый сектор на центральной трибуне "Лужников" на матч первого тура со "Спартаком". Таким образом, динамовские болельщики будут иметь возможность болеть среди своих, а не находиться вперемежку со спартаковцами, как это бывало ранее.

Возможно, скажу банальность, но для нас эти слова как никогда актуальны - основной целью всех наших усилий должно стать привлечение зрителей на трибуны. В конечном счете, болельщики – наш самый главный приоритет, и в краткосрочной, и особенно в долгосрочной перспективе.

- И какие же шаги будут предприниматься для привлечения болельщиков?

- Понятно, что в первую очередь мы рассчитываем поднять интерес к "Динамо" за счет спортивного результата, максимальной самоотдачи игроков в каждой игре. Думаю, что динамовские болельщики со мной согласятся: когда мы в прошлом году по пенальти проиграли ЦСКА в Кубке России, все были страшно огорчены, но в то же время получили огромный заряд адреналина. Мы переживали, но не чувствовали стыда за команду. А вообще готовится много сюрпризов. Скажем, в этом году на домашних матчах "Динамо" будет работать команда Николая "Блюзмена" Михеева, лучшая в стране по созданию музыкального перформанса, долгие годы работавшая с хоккейным "Динамо". Но не буду раскрывать всех секретов – некоторые наши "домашние заготовки" болельщики увидят уже на первой домашней игре с "Зенитом".

В долгосрочных планах – работа со школами, в особенности расположенными в исторически "динамовском" сегменте Москвы, на севере и на северо-западе. Вы ведь знаете, как это происходит, к примеру, в Лондоне? Если ты родился в районе Челси, то буквально с молоком матери впитываешь любовь к "Челси".

Кроме того, надо создать такие условия, чтобы мамы отпускали своих сыновей на матчи "Динамо" без боязни за их безопасность, скажем так, за культурный фон посещения стадионов. Хотя, конечно, борьба с проявлением агрессии на трибунах, прививание культуры цивилизованного боления - задача не на один год.

- Какая средняя посещаемость домашних матчей вас устроит?

- Конечно, хотелось бы, чтобы хотя бы во время ключевых игр на "Арене Химки" был аншлаг. Учитывая, что на новой динамовской арене в Петровском парке вместимость будет существенно больше – порядка сорока тысяч зрителей - мы должны научиться заполнять трибуны в Химках.

При этом надо быть реалистами. На сегодняшний день по количеству болельщиков мы далеко не первые в Москве. К сожалению, "Динамо" за последние десятилетия сделало очень многое для того, чтобы отучить людей от походов на стадион. Это касается не только спортивных результатов, но и комфорта, безопасности, сервиса. Сегодня, будем откровенны, матчи клуба посещает несколько тысяч по-настоящему преданных болельщиков, которые, образно говоря, готовы за "Динамо" и в огонь и в воду. Не сомневаюсь, они не бросили бы команду в любой, самой критической и безнадежной ситуации. Но эту искреннюю любовь нельзя эксплуатировать до бесконечности. Нужно создавать современный, привлекательный продукт, зрелище, создавать удобства, думать о транспортной доступности и о других составляющих этого понятия. Мы должны заинтересовать Москву динамовским футболом в широком, современном понимании этого слова.

- Что еще входит в понятие "стратегия и развитие"?

- В это понятие входит все, что поможет вернуть "Динамо" статус признанного лидера российского футбола. Мелочей в этой работе нет. Основные направления я уже обрисовал, могу добавить такие аспекты, как четкие и взаимовыгодные отношения со спонсорами, внятная и продуманная маркетинговая политика. Например, мы пока крайне мало продаем атрибутики, сувенирной продукции, и ситуацию надо менять. Доходы от этого вида деятельности составляют значительную часть бюджета западных клубов, мы же пока словно этого не замечаем, продолжаем жить в неком советско-постсоветском измерении, когда взаимодействие с болельщиками, сервисы, предоставляемые болельщику, либо вообще не значатся в приоритетах клуба, либо занимают одно из последних мест.

В перспективе мы будем жестко отслеживать и лицензировать выпуск атрибутики с динамовской символикой, открывать собственные фирменные магазины в разных районах Москвы.

Огромное значение имеет открытость команды. Будем регулярно организовывать встречи футболистов с болельщиками. Я сам болею за "Динамо" с 7 лет и отлично себе представляю, что значит для молодого парня просто постоять рядом с любимым игроком, не говоря уже о том, чтобы получить автограф или сфотографироваться.

- Выставочные матчи с участием "Динамо" мы увидим?

- Да. К примеру, в конце июня - начале июля состоится турнир "ВТБ "Динамо" - Игры чемпионов" с участием ведущих динамовских команд из бывшего СНГ - московского, киевского, минского и тбилисского. Понимаем, что в лице чемпионата мира в ЮАР у нас будет, мягко говоря, очень сильный информационный конкурент, однако надеемся таким образом организовать эти встречи, чтобы они стали привлекательными для взыскательного московского зрителя.

- Выполнимы, на ваш взгляд, высокие цели, поставленные перед командой на сезон главным акционером?

- ВТБ – лидер в сфере банковских услуг, мы должны соответствовать этому статусу, быть лидером в футбольной индустрии. Конечно же, акционеры понимают, что команда не создается за полгода-год, но это относится к вопросам как раз долгосрочного развития. Задача на сезон сформулирована четко и недвусмысленно, и задача коллектива клуба – сделать все для ее выполнения.

Не будем при этом забывать, что кроме спортивных, существуют еще и социальные цели. В этом направлении выглядит очень перспективным участие клуба в благотворительной программе "ВТБ – мир без слез", банк же, надеемся, окажет содействие в продвижении программы центрального совета общества "Динамо" - детям России".

Хочу, кстати, коснуться еще одной важной детали, на которой до сих пор не акцентировалось внимание – кадровой политики "Динамо". В дирекцию по стратегии и развитию мы стараемся подбирать не просто профессионалов в своих областях, но людей, одновременно являющихся многолетними динамовскими болельщиками. Футбол – совершенно особый вид бизнеса, и далеко не всегда обычные технократические решения срабатывают в специфичном спортивном мире. Традиции, преемственность, динамовская идеология – категории, к которым в былые годы в клубе относились несколько пренебрежительно, сегодня становятся неотъемлемой частью нашей корпоративной культуры.

У нашей команде менеджеров появляется мощнейший внутренний стимул работать не за страх, а за совесть, а кроме того, создается механизм обратной связи с болельщиками, среди которых зачастую их родители, старшие братья, друзья. Ведь боление за "Динамо" - это зачастую семейная традиция, которая передается из поколения в поколение.

- Каким итогом вы были бы удовлетворены по завершении сезона?

- Я должен выполнить свою работу так, чтобы мне не было стыдно ни перед собой, ни перед моим 16-летним сыном, который очень хорошо разбирается в футболе, ни перед сообществом динамовских болельщиков, среди которых у меня много друзей. Нам, с детства любящим "Динамо", выпал без преувеличения исторический шанс – внести свой реальный вклад в возрождение нашего клуба, сделать "Динамо" таким, каким мы всю жизнь хотели его видеть. Честно говоря, я счастлив, что передо мной стоит такая серьезная задача.

Сергей КУЗОВЕНКО