Премьер-лига (РПЛ). Статьи

20 января 2012, 00:17

Славолюб Муслин: "Что меня привлекает в России? Люди!"

Андрей АНФИНОГЕНТОВ
Специальный корреспондент

СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Завтра ФК "Краснодар" заканчивает первый зимний сбор в Турции. Его главный тренер не мечтает о дорогостоящих приобретениях, а пытается определить "потолок" тех игроков, что уже есть в команде.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ
из Белека

- По окончании нынешнего сбора, насколько мне известно, вы улетите в Швейцарию. Там ваш дом или ждут дела?

- Там играет сын. Он приезжал на сбор в "Химки", когда я там недолго работал. Теперь Марко - игрок "Лозанны". У них тоже сборы, но в Испании. Встретимся у него, а потом я вернусь в Турцию, на второй сбор.

- А где ваш дом?

- В тихом уютном месте между Ниццей и Каннами. Я давно живу во Франции, больше тридцати лет. Приехал в эту страну игроком и остался навсегда.

- Вы сегодня уже, видимо, больше француз, чем серб…

- Серб я по национальности, по месту рождения, а по ментальности давно француз, это верно. В этой стране я провел больше половины своей жизни. В Сербии я в последние годы редкий гость. В основном приезжаю по работе. Хотя я всегда помню, где родился и вырос.

- "Краснодар" решил глобальные задачи на сезон: вы наверняка стартуете в премьер-лиге летом 2012-го, у вас нет большой необходимости приобретать новых игроков. Где в этой ситуации найти мотивацию на концовку чемпионата?

- Турнир во второй восьмерке не так прост, как кажется. Два-три неудачных матча - и вы занервничаете. Мы не хотим нервничать. У нас есть желание выиграть это соревнование. Это хорошая мотивация - выиграть тот турнир, в котором вы выступаете.

- Вам это по-настоящему нужно?

- Да. Иначе нет смысла играть в футбол. У нас две мотивации на оставшуюся часть сезона - стать сильнее как команда и побеждать.

- Ваша очевидная проблема - игроки с российским паспортом. У "Краснодара" их просто мало. Если лимит на иностранцев ужесточат, то клуб попадет в затруднительную ситуацию: у вас в составе есть пять футболистов сборных своих стран, которые играют сегодня в нашей стране как россияне.

- Во-первых, решение отложено, и это справедливая оценка футбольными властями сложившейся ситуации. Многие клубы подписывали таких футболистов, как россиян. Почему теперь должно все резко измениться?! Во-вторых, у нас есть и другие россияне в команде, и мы обязательно найдем тех парней, которые смогут нам помочь, когда в том будет необходимость. Пока важнее стать настоящей командой с теми людьми, которые уже есть в клубе. В-третьих, мы рассчитываем на свою футбольную академию.

- Подготовка юных игроков в своей школе - не быстрый процесс. Иногда можно ждать отдачи от таких вложений год, а иногда - семь.

- Мы верим, что в нашей истории хватит трех лет.

- Насколько принципиально для клуба готовить своих игроков в академии?

- Это часть нашей стратегии. Президент вкладывает в это много-много сил, и самое главное, свою душу.

- Правда, что он знаком со всеми тренерами академии и старается не пропускать матчей детских команд "Краснодара"?

- Он знает по именам и в лицо всех игроков наших юношеских команд, не говоря уже о тренерах.

- Именно поэтому "Краснодар" не делает дорогостоящих покупок, хотя, несомненно, может себе позволить подобные расходы?

- Нет, просто нет смысла снова и снова тратиться, когда ты собрал состав за несколько дней до старта сезона. Для начала стоит понять, где потолок тех игроков, которые уже есть в клубе.

- Если бы вы попали в первую восьмерку, сделать это было бы проще. Не боитесь, что процесс познавания сути команды растянется по времени, а результат потребуют уже завтра?

- Успешно и хорошо по содержанию играть с теми, кто хочет спастись, - не самая простая задача. Это будет очень злой турнир - и он обязательно даст тренерам пищу для размышлений.

- Вы уверены, что ваши футболисты найдут в нем себе настоящую мотивацию? Они ведь мечтали о большем и не скрывают этого.

- Да, мы все хотели большего. Девятое место - не та цель, которая манила команду. Теперь самое время доказать, что мы все заслуживали большего. Для этого нужно побеждать. Это самая лучшая мотивация.

- "Краснодар" может позволить себе траты в размере десять миллионов евро за игрока?

- Может, но в том нет сегодня необходимости. У нас нет задачи приглашать много новичков, чтобы стать сильнее. У нас есть задача прогрессировать как команда. Хотя новые люди появятся, но их будет немного.

- Как вы оцениваете итоги контрольного матча с албанской "Теутой" (4:0)?

- Играли здорово, хорошо двигались. Но самое главное, что обошлись без травм. Я доволен итогами этого матча, как и всего сбора в Турции. Программу мы выполнили полностью.

- Вы вспоминаете то время, когда были тренером Зидана, Лама и Дюгарри?

- Иногда. Хотя бы потому, что тогда я был значительно моложе. Именно тогда я впервые попал в вашу страну. Мой "Бордо" играл в Кубке УЕФА с "Ротором". Так я попал в город, который весь мир знает как Сталинград. Нам там было непросто, но в итоге дальше пошла все-таки моя команда.

- Вы поддерживаете связь с парнями, которые начинали играть на профессиональном уровне у вас, а потом стали чемпионами мира?

- Зидана видел достаточно давно, лет семь назад. У него своя работа, он редко бывает там, где я живу. С Дюгарри общаемся постоянно - он теперь комментирует матчи на телевидении. Приезжая в Ниццу, Кристоф находит время для встречи со мной. С остальными парнями из "Бреста" и "Бордо", где у меня были хорошие команды, прочной связи сегодня нет, но при редких встречах мы обнимаемся. У нас есть общее прошлое, и оно нам дорого.

- У вас есть и другое прошлое - московский "Локо", где вы достойно работали, но были уволены без объяснения причин.

- Мне было обидно - если вы хотите знать о том, что я тогда чувствовал. Обида была вызвана тем, что я не понимал причин решения руководства клуба. Мы шли вторыми, могли попасть в Лигу чемпионов…

- Решение об увольнении принимал тогдашний руководитель "Локомотива" Сергей Липатов. Вы виделись с ним после расставания?

- Да. Это было здесь, в Турции, год назад. Поговорили коротко. О том, что стало причиной моей отставки, я не спрашивал. Было и было. И потом, если бы в моей жизни не было "Локо", то едва ли бы кто-то пригласил меня в "Краснодар". Та работа сделала меня узнаваемым человеком в вашем футболе. Мне повезло.

- На "Краснодар"?

- На Россию. Мне комфортно в вашей стране, я всегда был готов принять предложение из клуба, где все хорошо говорят по-русски. После "Локомотива" были Химки, Минск, теперь "Краснодар". Разные были результаты и разные возможности клубов, но не было разочарования. Я много раз себя спрашивал, что именно меня привлекает, но не мог найти точного ответа. Видимо, это люди.