18 марта 2013, 16:30
СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 21-й тур. "ТЕРЕК" - "РУБИН" - 0:0
Реакция нормальных людей на провокационный выкрик в микрофон на грозненском стадионе понятна. Только и остается вслед за телекомментатором, опешившим вместе с нами от услышанного, воскликнуть: "Ничего себе!"
Ясно, что немедленным разбирательством инцидента должны заняться РФС и РФПЛ, которой делегированы права на проведение чемпионата. Без наказания, в данном случае – клуба "Терек", на стадионе которого и прозвучало публичное обвинение судьи в "продажности", не обойтись.
Существуют, наверное, в тоннах регламентных уложений пункты, в соответствии с которыми грозненской команде придется проводить матч (или несколько) без зрителей или на нейтральном поле. А, может, все ограничится крупным штрафом.
Общественность должна, думается, вслед за наказанием "Зенита" после памятного матча в Москве с "Динамо" получить новое подтверждение беспристрастности футбольных властей, уже продемонстрировавших однажды, что неприкасаемых в чемпионате России нет и быть не должно.
Ссылка, пусть даже и закулисная, на особое положение неспокойного региона, к командам которого следует относиться не так, как к остальным, а помягче и заискивающе, автоматически засвидетельствует бессилие РФС и РФПЛ.
Но речь в данном случае не об этом, а о трактовке провокационных действий, с которыми, по всей видимости, выступил человек, имеющий к "Тереку" непосредственное отношение, поскольку является почетным президентом клуба и участвует в полном или частичном финансировании команды, во всяком случае, одаривает отличившихся игроков денежными премиями и автомобилями, - глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров.
Публично, на весь стадион, назвать судью "продажной…" и "козлом" могли только три человека: диктор арены, объявляющий составы, - микрофон всегда при нем; "один парень, инженер по связи" - нашел стрелочника пресс-атташе "Терека" Казбек Хаджиев, не догадываясь еще о том, кто все возьмет на себя; и Кадыров.
Поскольку в содеянном признался Рамзан Ахматович, то исходить, на мой взгляд, следует только из его объяснений.
Судья Михаил Вилков, по словам Кадырова, "сделал все, чтобы изменить ход игры", "он заслужил имя продажный". Тем самым почетный президент "Терека" обвинил не только арбитра, который, по мнению Кадырова, не назначил пенальти и беспричинно показал Ризвану Уциеву вторую желтую карточку, но и казанский "Рубин" - руководителей и тренеров клуба из Татарстана. Вслух обвинять их в том, что именно они превратили Вилкова в "продажного", он, разумеется, не стал, но кто же еще мог "купить" рефери, если не противоборствующая команда?
"Пусть знают, - заметил Рамзан Кадыров, извинившись "перед всем футбольным миром" (но не перед Вилковым) и сообщив, что будет добиваться тщательного расследования действий арбитра, - что грозненский "Терек" - за честный, а не за продажный футбол". Можно подумать, будто кто-то в этом сомневается. Даже, полагаю, памятный матч "Терек" - "Крылья Советов" не способен ввести в заблуждение.
Не могу сказать (потому что не знаю), являются оскорбительные слова в адрес арбитра основанием для обращения в суд. Но будет любопытно понаблюдать за реакцией коллег Вилкова – а вдруг они объявят об акции солидарности с ним и станут бойкотировать домашние матчи "Терека"?
Тем временем автором бойкота гимну России стал футболист "Крыльев Советов" Шамиль Лахиялов. В то время как его партнеры, а также соперники из "Анжи" во время исполнения гимна повернулись лицом к флагу во время предматчевой церемонии на махачкалинском стадионе, Лахиялов стоял лицом к трибуне и сосредоточенно почесывал бородку. Сам он объясняет это тем, что "ушел в себя, чтобы лучше подготовиться к игре". В голову футболиста не залезешь. По всей вероятности, прежде во время исполнения гимна перед матчем Лахиялов в себя не уходил, будучи и без того хорошо подготовленным к матчу, а вот во время открытия нового стадиона в Махачкале, где сам прежде выступал, вспомнил о необходимости самовнушения, не позволяющего отвлекаться на что-либо постороннее.
Поведение нападающего "Крыльев", надо сказать, еще раз заставило задуматься о бессмысленности беспрерывного исполнения гимна на российских стадионах. Кстати, придумал это Сергей Фурсенко. Его никто почему-то не остановил, хотя на наших глазах происходит нарушение закона о гимне, превращенного предыдущим президентом РФС в заезженный шлягер, исполняемый, кстати, опять же в нарушение закона, не полностью.
В свое время государственные гимны исполняли перед всеми еврокубковыми матчами. Потом прекратили это делать, потому что в составах клубов появилось много иностранных футболистов. С чего бы, например, одиннадцати легионерам лондонского "Арсенала" слушать английский гимн, запускаемый в их честь? УЕФА заменила государственные гимны на гимны Лиги чемпионов и Лиги Европы. Национальные гимны исполняются только перед матчами сборных.
Россия привычно идет "своим путем". Вот и выстраиваются перед матчами - при любой погоде - четырнадцать иностранцев и восемь российских футболистов и слушают гимн. Иногда складывается впечатление, будто все мы присутствуем не на футболе, а на концерте: сначала звучит марш Блантера, затем – гимн России, а после него (в некоторых регионах) – местный гимн.