Мнением о роли агентов в сегодняшнем футболе поделились с "СЭ" руководители ряда российских клубов
– Необходимы ли клубам агенты в качестве деловых партнеров?
Роман БАБАЕВ, генеральный директор ЦСКА:
– Думаю, что клубам – нет, а вот футболистам, особенно молодым, нужны. Но только профессиональные и добросовестные, думающие о карьере игрока и помогающие ему в трудные моменты, а не так называемые "жучки", которые появляются лишь в момент подписания контракта и заботятся исключительно о сиюминутной выгоде.
Максим МИТРОФАНОВ, генеральный директор "Зенита":
– В первую очередь агенты необходимы самим игрокам, поскольку занимаются их развитием и решением самых разнообразных вопросов. Это идеальная ситуация, когда агент-менеджер оказывает услуги непосредственно футболисту и за это от него же получает процент от зарплаты или фиксированную сумму вознаграждения. Прибегать к услугам собственных менеджеров или специалистов, скажем, в юридических вопросах – право игрока, и в данном случае клуб во взаимоотношения с агентом не вступает.
Ольга СМОРОДСКАЯ, президент "Локомотива":
– Сложная тема. В 2010 году ФИФА и УЕФА озаботились функцией агентов в футбольном процессе, начиная от гонораров и кончая правами на игроков. Пока это ничем не завершилось, агентская деятельность открытой и прозрачной не стала. Вообще роль этих людей сложна и противоречива. В моей практике были случаи, когда агенты приносили как большую пользу, так и вред. Но с точки зрения переговоров и поисков места работы для игрока их значение велико. Кто-то должен этим заниматься.
Геннадий СОЛОВЬЕВ, президент "Динамо":
– Агенты разные бывают. Те, которые беспокоятся о своих подопечных, – ради бога, пусть будут. А тех, кто деньги из клубов выжимает, надо гнать. Сотрудничество не бывает лишним, но его надо фильтровать.
– Каким видится клубному руководителю "правильный" агент?
Бабаев: – Сегодня, увы, в российском футболе слово "агент" несет какую-то негативную окраску, в чем виноваты некоторые представители этой профессии. Судя по реакции сообщества, их больше, чем настоящих наставников и опекунов игроков. Другой вопрос в том, что часть вины за подобный порядок вещей можно перенести и на клубных руководителей. У ЦСКА подобных проблем нет.
Митрофанов: – Агенты-скауты или агенты-посредники часто нужны тем клубам, в которых отсутствует собственная селекционная служба. Мы считаем, что РФС в принципе проявил правильную инициативу, призванную оградить клубы от "выкручивания рук" агентами. Однако непонятно, как в настоящее время она может быть воплощена в жизнь.
Смородская: – Такие, которые поддерживают детский спорт, вкладывая свои деньги с абсолютно неизвестным результатом. И я подобных агентов знаю. У меня были сделки, когда агент получал намного меньше 10 процентов. Но было и другое: клубы и игрок были согласны на переход, а агент его заблокировал, несмотря на всеобщее возмущение.
Соловьев: – "Правильный" представитель этой профессии думает о своем игроке, о его будущем. Если тому хорошо в команде, нормальный агент посоветует, что уходить не надо, что стоит остаться здесь, развиваться. Бывает и наоборот. Человек не проходит в состав – тогда важно подумать, что можно сделать, предложить варианты. В любом случае должно быть движение с двух сторон – клуба и агента.
Сергей ЦИММЕРМАН
из Санкт-Петербурга
Голкипер "Зенита" рассказал, почему у него нет своего агента.
– Верна ли информация, что у вас нет агента?
– Все правильно.
– Вы справляетесь без них?
– У меня много знакомых агентов, которые просто меня консультируют в случае, если возникают какие-либо вопросы. Например, по поводу контракта или других футбольных тонкостей. Кстати, со всеми агентами у меня хорошие отношения, мы общаемся, и это здорово. Без каких-либо обязательств друг перед другом.
– Почему ни у вас, ни у них в этом нет необходимости?
– Думаю, дело в том, что всю жизнь играю в одном клубе. В моем понимании агент необходим, когда ты меняешь команду. Тогда он берет на себя всю бумажную волокиту, организационные вопросы и переговоры. Ведь у футболиста не всегда есть время всем этим заниматься.
– Неужели вам никто из агентов никогда не предлагал услуги на постоянной основе?
– Разговоры подобные были, но до дела в итоге не доходило.
– По вашей инициативе договор в итоге не подписывали?
– Это были обоюдные решения.
Отметивший вчера свое 25-летие нападающий нижегородской "Волги" готов доверить ведение своих дел только тому, чье отношение к футболу полностью совпадет с его собственным.
– Вы уже не раз заявляли, что в своей футбольной жизни прекрасно обходитесь без агентов. Тем не менее у большинства игроков и даже некоторых тренеров есть люди, достаточно успешно ведущие дела своих клиентов. Почему же вы так упорно не хотите последовать их примеру?
– Не буду скрывать, встречался со многими агентами, предлагавшими мне свои услуги. Но после того как всякий раз выяснялось, что мои и их взгляды на футбол совершенно не совпадают, общение прекращалось само собой. Может быть, мне не слишком везло, но чаще всего чувствовал: этих людей больше интересуют деньги, чем моя судьба.
– Наверное, свою роль сыграло и то, что ваш переезд из Учалова в Нижний Новгород также прошел без помощи каких-либо агентов?
– Действительно, поначалу искал варианты перебраться в команду рангом выше самостоятельно. Не знаю, чем бы все это закончилось, если бы меня не заметил в "Горняке" спортивный директор "Волги" Игорь Егоров, который и сделал предложение о переходе.
– И как же вы обсуждали финансовые нюансы вашего первого серьезного контракта?
– Я выдвинул свои условия, руководство клуба – свои. В итоге сошлись на золотой середине.
– А вот Юрий Жирков оказался в большом футболе с помощью агентов. Выходит, и они способны на добрые дела?
– А я вовсе и не утверждаю, что футболу не нужны люди этой профессии. Агент агенту рознь. Некоторые из них пользуются тем, что у большинства игроков в голове только деньги, обещают золотые горы, а сами зарабатывают на "откатах". Но, думаю, в общей массе таковых не так уж много. Больше людей, которые действительно живут интересами футболистов, стараются создать такие условия, чтобы избавить их от всех хлопот и тем самым предоставить возможность сосредоточиться только на игре. Именно такой агент у моего товарища Игоря Смольникова, выступающего сейчас в "Краснодаре".
– Слышал, что в трудные для Игоря Денисова дни ему очень помог агент Павел Андреев. Может быть, именно этот пример заставит вас поменять свою точку зрения?
– Не исключаю. Но свою игровую судьбу свяжу только с тем, у кого взгляды на футбол и отношение к нему полностью совпадут с моими. У агентов очень сложная работа. К сожалению, отдельные из них не очень порядочные: нет-нет а дают повод для неприятных разговоров и подозрений, которые возникают вокруг людей этой профессии.