Премьер-лига (РПЛ). Статьи

28 ноября 2013, 00:25

ЦСКА - "Спартак": 7:2 по взрывпакетам, 5:4 по матерщине, 0:0 по расизму

Дмитрий Симонов
Первый заместитель главного редактора

СОГАЗ – ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 17-й тур
ЦСКА – "СПАРТАК"

На вчерашнем заседании КДК корреспондент "СЭ" выступал как свидетель по делу о расистских выкриках в адрес Сейду Думбья, которое возбудили на основе нашей статьи "Эй, ухнем!". Однако объективных причин наказывать спартаковцев карательный орган не увидел. Ухайте дальше, господа!

Дмитрий СИМОНОВ
из Дома футбола

УХАНЬЕ – СУБЪЕКТИВНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ШУМА И ГУЛА ТРИБУН

Изначально не питал никаких иллюзий, получив неожиданное приглашение на КДК. Да и заметка, побудившая позвать меня в Дом футбола, написана вовсе не для того, чтобы лишить кого-то денег или зрителей.

Важно было заострить внимание на проблеме расизма, которая никуда не делась, даже несмотря на свежее наказание ЦСКА по решению УЕФА, и в будущем непременно обернется новыми санкциями для наших команд. И поглядеть на реакцию футбольного общества. А она, увы, оказалась предсказуемой и в общем-то была предугадана все в той же статье. Один клуб предпочел не разрывать круговую поруку и не разжигать пожар, особенно после важной победы. Другой спрятался за презумпцией невиновности и нехваткой доказательств: "А был ли мальчик? Может, мальчика и не было?" Делегату, инспектору и прежде всего судьям проще не расслышать, чем ухудшить отношения все с теми же клубами, а качество звука в телетрансляции не позволяло ничего различить. В курилке участники заседания мне сочувствовали: "По ТВ такие вещи не слышно, надо было тебе самому видео снять".

КДК же продемонстрировал, что не отстраняется от больных вопросов, честно возбудил разбирательство, использовав "английскую систему" – материалы журналиста, и столь же искренне ничего не усмотрел.

Рассмотрели? Рассмотрели! Не нашли? Ни в коем случае!

Могу лишь поблагодарить главу КДК Артура Григорьянца за уникальную возможность поучаствовать – как он сказал, первую для репортера за как минимум семь лет.

А по сути дела: очевидно ведь, что если бы с расизмом хотели бороться, то с ним бы уже давно боролись без всяких заметок и, возможно, даже без участия КДК и его суровых наказаний. Но сейчас в России вопреки европейским тенденциям на расовые оскорбления принято закрывать глаза, как на неприятные мелочи вроде перхоти в волосах или кариеса на зубах. "Ухи" и бананы действительно можно толковать по-всякому, и вот теперь, как выразился начальник юридической службы "Спартака" Ляликов, заявление на страницах "СЭ" о расизме признано "субъективным толкованием шума и гула трибун". Только не надо удивляться, когда в следующий раз "шум и гул трибун" УЕФА истолкует так, что зрители опять не попадут на матч.

СЕРЕЖА ЗАПЕР НОУТБУК

Заседание в 301-м кабинете началось с конфуза. В конференц-зал забыли принести ноутбук для просмотра видео.

– Сережа запер его в сейфе, а второй компьютер занят, – развел руками ответственный сотрудник Саша.

– Саша, ищи! Даю тебе пять минут! – возмутился председатель комитета Григорьянц.

Помимо группы сотрудников КДК (шесть членов на месте – значит, есть необходимый кворум) на мероприятие позвали свидетелей. Противоборствующие стороны развели по углам: армейцев, Уланова и Леонтьева, посадили по правую руку от Григорьянца, спартаковцев, Ляликова с Виноградовым, по левую. Независимых свидетелей – инспектора А.Бутенко, делегата Сафонова и меня – расположили по центру, прямо напротив председателя, чтобы смотреть ему в глаза. Арбитр Александр Егоров не пришел, сославшись на семейные обстоятельства, и отделался рапортом. Григорьянц был без мантии и без молоточка.

На основе отчета делегата Сафонова босс КДК огласил альтернативные счета, зафиксированные в дерби. ЦСКА победил и по частоте использования пиротехники (как и по голевым моментам, вышло – 7:2), и по нецензурной брани (5:4). Свою лепту в безоговорочную победу внесли "рецидивист" Леонид Слуцкий, который в отличие от коллеги Валерия Карпина регулярно нарушал пределы технической зоны, и зажигалки, прилетевшие с центральной трибуны. Независимо от того, кто конкретно бросал, виноват все равно ЦСКА – как хозяин встречи, несущий ответственность за всю арену, кроме гостевой трибуны B.

У "Спартака" оставался единственный шанс победить – по расизму. Если бы КДК признал факт уханья в адрес Думбья.

ОСКОРБЛЕНЫ РЕБРОВ, АНДРЕЙ И МЯСНЫЕ ИНГРЕДИЕНТЫ

Затем заседатели углубились в подробности и приступили к прениям. Делегат Сафонов разъяснил, что в словесных атаках хозяйских болельщиков звучало слово "Спартак", красно-белые цвета и "мясные ингредиенты". Также упоминалось имя Андрей.

В спартаковских фанатских кругах после матча обсуждались очередные оскорбления в адрес легенды клуба и ассистента Карпина Андрея Тихонова. Однако на сей раз юридически никаких оскорблений не зафиксировано. Мало ли в России, согласитесь, Андреев. Это имя входит в топ-20 самых популярных по стране. Поэтому свыкнитесь с официальной версией – конкретно Тихонова никто не обижал.

Впрочем, глава КДК извлек из шкафа другой скелет – на видео на сайте "СЭ" красно-синие оскорбляли Артема Реброва.

– Среди нас одна дама, – вздохнул Григорьянц и не стал обходить острые углы. – Но я все равно произнесу это. В видеозаписи звучит: "Ребров – г…н".

На несколько секунд зал замер в ожидании реакции дамы. Дама, секретарь, сделала вид, что не слышала ничего. В результате спартаковцы и армейцы заплатят за мат своих поклонников одинаково: по 70 тысяч рублей, а за пиротехнику – по 100. Правда, по отношению к "Спартаку" смилуются и скостят общую сумму до 150 тысяч.

Еще делегат сообщил, что вместе с судьей они долго собирали брошенные с трибун зажигалки. Теперь у них целая коллекция. Арт-обстрел обойдется ЦСКА в 20 тысяч рублей – "потому что ни в кого не попали".

А ЕСЛИ БОЛЕЛЬЩИК – КОММУНИСТ?

Говорили и про баннеры на фанатке ЦСКА. Выяснилось, что один из них – на греческом – был согласован с клубом-хозяином и полицией, к нему прилагался перевод текста, за исключением имен. А вот второй – "Как режиму туз лизать, хачпалатки охранять, учат в школе, учат в школе, учат в школе" – протащили незаконно, что признал представитель ЦСКА.

– Истину я узнал только в воскресенье, – сказал Сафонов, поначалу по ошибке связавший полотно про палатки с армянскими игроками "Спартака". – Один из членов фанатской группировки "Школа" был замечен на рынке в Бирюлеве.

– Креативные болельщики любят друг друга мягко подколоть, – сошлись во мнении заседатели.

Скандальность "греческого" баннера заключалась в том, что погибшие греки, чьей памяти он посвящен, вроде бы состояли в ультраправой националистической партии. Однако прежде всего они выступали как болельщики ПАОК – друзья ЦСКА. Причем тут национализм в нефутбольной жизни?

– А если кто-то из фанатов коммунист? А если кто-то – сотрудник "Моссада"? – аргументировали представители ЦСКА и попутно возмутились, что правила проноса баннеров везде трактуют по-своему. – В одних городах требуют заранее составленный так называемый атлас баннеров. В других полиция запрещает все подряд: "и идите вы с этим вашим атласом".

– Давайте сойдемся на том, что мы с вами живем по регламенту, а у полиции свои правила поведения, – погасил страсти Григорьянц.

– Предметной позиции по баннерам у нас нет, – пробубнил человек из "Спартака". – Подоплека неизвестна. Клубу, игрокам, официальным лицам плакаты не адресованы.

В итоге за несанкционированный баннер на своей фан-трибуне ЦСКА заплатит в казну РФС 10 тысяч рублей.

"НИ ДО КОГО НЕ ДОЛЕТАЛО"

Наконец, мы добрались до самого спорного пункта на повестке дня. Ответственный сотрудник Саша включил компьютер для просмотра записи, но на доисторической махине отказывался работать звук. Саше вновь дали время, чтобы "наладить киноаппаратуру". А чтобы скоротать время, слово предоставили мне.

Собственно, я рассказал то же самое, что днями ранее написал в статье. Все 90 минут дерби провел за воротами Реброва и во втором тайме трижды отчетливо слышал коллективное уханье в адрес Думбья с красно-белой трибуны В.

Впервые на 50-й минуте, когда Миланов и Хонда едва не сотворили гол, а прибежавший вместе с ними в штрафную ивуариец медленно поплелся назад. Далее – на стыке 54-й и 55-й минут, после чудесной ликвидации выхода Думбья один на один с участием Макеева. Наконец, на исходе часа состоялась массированная атака – форварда обухали за удар через себя.

Во всех трех эпизодах звук был акцентированным, коллективным и длился порядка 30 секунд. Зрительно оценить поведение фанатов не могу – снизу их не рассмотреть, видно только стеклянные заграждения, флаги да руки тех, кто торчит на самых нижних рядах. Меня спросили про реакцию Думбья. Я ответил: "Никакой". Сейду в отличие от соотечественника Яя – парень к нашим реалиям давно привычный. Еще в ноябрьском дерби-2010 Думбья и его боевой товарищ Секу Олисе ответили фанатской трибуне "Спартака" на расизм голами и "обезьяньими плясками" и открыто рассказывали об этом в прессе.

Как и предполагалось, иных свидетелей не нашлось. К несчастью, далековато – на самых верхних рядах – находился инспектор Бутенко.

– Ни положительно, ни отрицательно высказаться не могу, до меня не долетало, – констатировал он.

Гораздо более удивительно, что не обратил или не захотел обращать внимание на странные звуки и арбитр за воротами по фамилии Кузнецов. Главный судья Егоров прислал рапорт: его бригада не слыхала во время игры расистских оскорблений. Все верно: бригаде еще работать в российском футболе.

– Логичнее было бы ухать Думбья, когда его меняли, – проанализировал один из заседателей. – Но в миг замены на арене царила практически полная тишина. Ни свиста, ни аплодисментов. Ничего.

Смотрите, в расистских вопросах уже появилась определенная логика.

УХАЛ ТОЛЬКО ГЕНИЧ

Вступились за спартаковские сектора и два независимых, по мнению РФПЛ, эксперта, которых небезучастная лига привлекла к расследованию. Правда, по совпадению оба журналиста являются яростными спартаковскими болельщиками – один неистово переживает за красно-белых в соцсетях, другой путешествует по всей стране за милым сердцу клубом. Впрочем, на работе, мы верим, оба блюдут жесточайший нейтралитет. Один из корреспондентов в своем заявлении отметил, что "кто-то ищет славы Яя Туре или обладает острым слухом". Оба варианта безоговорочно следует толковать как комплимент.

Действительно, во время просмотра видеозаписи, когда компьютер наконец заработал, единственные "ухи" были слышны в исполнении комментатора Генича, который восхищался: "Ух!" Все мы в зале дружно расхохотались. А на заднем плане, утопая в Гениче, звучало лишь однообразное жужжание, пчелиный рой, где, естественно, невозможно различить ни обезьяноподобные выкрики, ни фразу "Мясу смерть", ни оскорбления неизвестного Андрея.

"Санкт-Галлена" не было. Ничего не было.

ЦСКА подчеркнул, что у клуба претензий нет. А Думбья ни к кому не обращался, а значит, его позиция остается неизвестной. После матча автор победного гола обсуждал исключительно игру. Григорьянц заметил, что в деле Яя Туре важную роль помимо свидетельства британского журналиста сыграли активные "наезды" на предполагаемых расистов со стороны игрока и "Манчестер Сити". Тогда как у нас единственным в поле воином оказался корреспондент "СЭ".

Напоследок Григорьянц поблагодарил меня за искреннюю борьбу за чистоту российского футбола и выразил надежду, что хотя бы что-то на наших стадионах с помощью "Эй, ухнем!" изменится к лучшему. Знаю, что не изменится, но все равно спасибо.

Спустя минуты огласили вердикт: в связи с отсутствием доказательств совершения дисциплинарного нарушения "Спартак" по статье о расизме не наказывать.

Свидетели стали расходиться. На повестке оставались другие матчи 17-го тура и ФНЛ.