17 апреля 2014, 08:30
СВОЯ КОЛОНКА
Дмитрий СИМОНОВ
"Что имеем, не храним…" – вздохнула футбольная Россия, глядя на свежие результаты Унаи Эмери. Тренер, в "Спартаке" сгоревший меньше чем за полгода, с "Севильей" в марте обыграл "Реал" и признан в примере лучшим тренером, а в Лиге Европы дошел уже до полуфинала. Все на колени, оркестр – туш! Дружно рвем волосы на голове – не сберегли мы потенциального спасителя народной команды. Нами же не признанного гения.
На мой взгляд, эта истерия, развернувшаяся в определенных болельщицких кругах, абсолютно не оправдана. Подвиги Эмери невозможно переложить на российскую действительность, потому что речь практически о двух разных видах спорта. Более того, по целому ряду причин именно этот герой у нас был обречен.
Есть мнение: Эмери погубила красно-белая среда. Бывший тренер стал его гендиректором, и на месте Карпина только тряпка, к которым Валерий Георгиевич ну никак не относится, стал бы холить и лелеять человека, который по факту подвинул его с должности. В лучшем случае Эмери мог рассчитывать, что с ним просто не станут дружить, без палок в колесах и ножей за спиной. Однако есть смутные сомнения, что такие методы не применялись.
Никому неведомо, зачем Леонид Федун придумал странную комбинацию, которая волей-неволей порождала конфликт интересов внутри клуба и между людьми. Однако нельзя не признать – испанец сам, как муха, прилетел в сети "пауков". Если не понимал, во что ввязывался, то он тюфяк. Если сек поляну, но все же согласился возглавить "Спартак", то авантюрист. Но в склонности к интригам Эмери не замечен. Равно как и в стремлении барахтаться, взбивая молоко в масло.
В осеннем интервью собкору "СЭ" Александру Вишневскому баск сокрушался: его-де максимально отдалили от прессы, не давали высказываться и заводить друзей. Только сам Эмери не предпринял шагов, чтобы было иначе. Не просил и не требовал хотя бы нанять переводчика. Роль толмача исполнял Игорь Ледяхов, а Роман Асхабадзе эпизодически помогал. При всем уважении к их лингвистическим познаниям, оба – люди Карпина, и этим все сказано.
Между тем топовые тренеры-легионеры – Хиддинк, Адвокат, Петржела, даже безуспешные Коусейру и Билич – обзаводились в России приятелями-журналистами, обретая взамен на добрые отношения важный инсайд и благосклонную прессу, которую работодатель непременно прочтет. Самый хитрый из иностранцев, Спаллетти, поступил ловчее – его глазами и ушами стал переводчик Александр Низелик, в благодарность получавший от итальянца нематериальные блага. Например, рекомендацию на тренерские курсы в Италии.
С каждым днем милый чудак все больше напоминал раздражающего фрика. Команда это чувствовала, и тренер в ее глазах превращался в тренеришку. Контуры Эмери, который с рождения жил, играл и работал в Испании, резали глаз на фоне русских березок. Даже глядя на его ужимки на бровке, казалось, что у него перед глазами идет совсем другой матч, из параллельной Вселенной. Условный Д.Комбаров уже бежал назад, а тренер жестами командовал его действиями в атаке.
Эмери же был глух, нем и немного слеп, пока вокруг него плелась паутина интриг. Убежден: тип личности испанца, его детская наивность, неумение взглянуть чуть дальше футбольного поля, нежелание "дышать Русью" (не выходил с базы), аполитичность (в России, увы, тренер обязан быть и политиком) не оставляли шанса не только в "Спартаке"-2012, но и в большинстве отечественных клубов. Подводных течений хватает везде. И чем круче клуб, тем их больше.
Важнее всего – именно психологический аспект, относящийся не к России, а к сущности "Спартака". "Мы "Спартак", а вы…" – этот груз ответственности тот же Карпин тащил на своих плечах пять лет, не имея, по собственному признанию, ни лучшего состава, ни крупнейшего бюджета, ни чистого чека, ни стадиона.
Эмери же до и после России работал с командами без клейма величия, с не менее ярко выраженным кредо: "Да, мы – …, но вы в нас обязательно вляпаетесь!" Довольствоваться малым – печальная участь рожденных в одном чемпионате с "Реалом" и "Барселоной". Не по достижениям в XXI веке, но по мироощущению "Спартак" – по-прежнему русский "Реал", для него не золото всегда провал, крах, повод для истерики.
Собственно "Севилья" и "Спартак" занимают сейчас в чемпионатах одно и то же место – пятое. Для одних – успех, для других – унижение. И не важно, что "Севилья" по игре сильнее "Спартака". Внутри своей страны она все равно – "Ростов", "Кубань", "Амкар" для "Барсы" и Мадрида.
Ни опыта, ни даже склонности к работе в клубе с зашкаливающим уровнем амбиций и честолюбия у Эмери по сей день не обнаружено. Что ж, не каждому в жизни дано быть Спартаком.