Спортивный арбитражный суд в Лозанне (CAS) поставил точку в споре между экс-тренером московского "Локомотива" Леонидом Кучуком и железнодорожниками. CAS оставил в силе решение органов РФС, обязавших клуб выплатить наставнику компенсацию в размере 1,8 миллиона евро.
Прежде чем объяснить причину такого исхода, напомним, с чего все началось. Кучук возглавил "Локо" в июне 2013 года, со скандалом покинув "Кубань". В сезоне-2013/14 красно-зеленые под руководством белоруса до последнего тура боролись за золото РФПЛ и в итоге завоевали бронзу – это высшее достижение "Локомотива" при президенте Ольге Смородской. Уже к концу весны-2014 в отношениях между тренером и клубом наступило резкое охлаждение, у Кучука возник конфликт со звездами – Буссуфа и Диарра. Ситуация продолжила ухудшаться в начале следующего сезона, конфликт стал достоянием прессы, результаты резко ухудшились, клуб вылетел из Лиги Европы от скромнейшего кипрского "Аполлона". Несмотря на слухи об отставке, появившиеся еще в августе, Кучук был отстранен от исполнения обязанностей 15 сентября – вскоре после ничьей с "Мордовией" (0:0) Юрия Семина и громкого "анти-кучуковского" интервью капитана команды Гильерме, опубликованного на официальном сайте клуба.
16 сентября специалист безуспешно пытался прорваться на базу в Баковке, но его не пустили охранники. Видеозапись инцидента попала в интернет – Смородская позднее назовет ее инсценировкой.
Юристы Кучука посчитали, что согласно контракту специалист вправе претендовать на компенсацию в размере 4,86 миллиона евро. Достигнуть мирового соглашения с "Локомотивом" не удалось, так что представители Кучука обратились в Палату по разрешению споров РФС, а клуб в ответ обвинил белоруса в прогулах тренировок и этим аргументировал разрыв контракта. Де-юре договор был расторгнут аж 10 октября – к тому моменту с командой уже работал Миодраг Божович. Орган РФС рассудил, что компенсация Кучуку должна составить 1,8 миллиона евро. Сторона тренера со сдержанным оптимизмом отреагировала на это решение, а вот "Локомотив" оно совершенно не удовлетворило. Клуб Смородской обратился в CAS.
Почему же, собственно, в Лозанне встали на сторону тренера?
Причина в том, что за некоторое время до решения по делу Кучука CAS рассмотрел другое дело, похожее на локомотивское как две капли воды. Спор происходил между футбольным клубом "Волга" (Нижний Новгород) и бывшим его тренером Владимиром Малышевым. По иронии, интересы Малышева защищал бывший директор "Локомотива" по правовым вопросами Евгений Кречетов.
Как и в случае с Кучуком, Малышеву запретили даже заходить на базу команды. Тренер доказывал, что клуб незаконно лишил его возможности работать, а "Волга", в свою очередь, обвиняла его в прогулах. Упиралась "Волга" до последнего, утверждая, что это сам тренер отказался трудиться, и требуя от него выплаты компенсации. CAS занял сторону Малышева и в конце ноября-2015 постановил, что нижегородцы обязаны выплатить ему всю зарплату по договору до окончания срока, на который был заключен контракт. Логично было предположить, что по этому прецеденту будет принято решение и в истории с Кучуком.
По нашим данным, "Локомотив" (возможно, осознавая ожидаемый исход) "сдался" буквально за день до заседания в Лозанне, признав свою вину в увольнении Кучука. Спор свелся к тому, какая именно сумма компенсации должна быть выплачена: либо изначально озвученные 1,8 миллиона, либо уменьшенная на сумму заработка, полученного тренером на новом месте работы – в "Кубани". "Локо", естественно, настаивал на втором варианте.
Однако CAS не нашел оснований для уменьшения суммы неустойки. Компенсация составит 1,8 миллиона евро. Об этом утром в четверг сообщил в социальной сети юрист Михаил Прокопец, защищавший интересы Кучука. Хотя по факту "Локомотив" понес еще большие потери. За период тяжб курс евро вырос более чем в полтора раза, то есть в рублевом эквиваленте сумма существенно увеличилась (бюджет "Локомотива" формируется в рублях). Кроме того, затраты на судебный процесс, по мнению экспертов, составили около 100 тысяч евро.
Следует также напомнить, что после второго ухода из "Кубани", в мае 2015-го, Кучук нигде не работает.
7 ноября 2013 года
Впервые за время работы в "Локомотиве" Смородская празднует день рождения в статусе руководителя одного из лидеров российского чемпионата. "Локо" после 15 туров занимает второе место, показывает понятный и интересный футбол. У Кучука складывается имидж эффективного специалиста старой формации – в первую очередь из-за поведения на публике. Смородская и вовсе ушла в тень, словно боясь спугнуть удачу. В редких случаях ограничивается короткими комментариями.
– Кучуку удалось заставить ребят снова поверить в себя, – говорит Смородская чуть позже, в декабре. – Футболисты поняли, что все еще можно исправить. В этом заслуга одного человека – Леонида Станиславовича.
7 апреля 2014 года
"Локомотив" – первый, и Смородская все чаще выходит в информационное пространство. В разговоре с еженедельником "Футбол" она охотно рассуждает о тренерской философии Кучука.
– Его неправильно называть тренером старой советской школы, хоть он и формировался как специалист еще во времена СССР. Мне кажется, "советские" тренеры часто стремились загнать спортсмена в свою систему, подавляя его индивидуальность. У Кучука есть система, есть дисциплина, но он ни в коем случае не стремится сделать из игроков "людей в футляре".
4 июня 2014 года
Смородская дает большое интервью "СЭ", в котором подводит итоги сезона и в очередной раз не жалеет лестных слов в адрес Кучука.
– Еще когда я собиралась на первую встречу с ним, была уверена: это тот человек, который нам нужен. А во время встречи я поразилась, как похоже мы смотрим на мир. Не только на футбол, а в целом на жизнь.
– Привлек прежде всего его дух победителя. Это очень сильное качество. Он всегда будет бороться. Несмотря ни на что. Я такая же и сразу же заметила это в Леониде Станиславовиче.
15 сентября 2014 года
В Баковке без малого четыре часа продолжаются переговоры Смородской с Кучуком. Об условиях "развода" стороны договориться не могут, но специалист все равно отстранен от работы. После разговора Кучук проводит тренировку.
Смородская о том, что происходило, рассказала вот так:
– Я приехала на базу и с порога пошла общаться с Кучуком. Много писали, что поговорила с игроками, а потом уже отправилась к тренеру, – это неправда. Сказала: "В свете ваших предыдущих заявлений пришла пора перейти от слов к делу и написать заявление. Команда не может эффективно работать, зная, что тренер собрался уходить, но не уходит". Он ответил: "Хорошо, дайте мне 15 минут подумать".
Далее сообщила, что на сегодня тренировка отменяется, потому что все время я посвящу общению с игроками. Пошла беседовать. С отдельными футболистами хотела поговорить группой, с кем-то – один на один. Команда – это семья, каждый имеет свою функцию. И вот сижу, общаюсь с группой игроков, и меня вызывает Леонид Станиславович. И говорит, что не будет подавать никакого заявления об уходе, а ему нужен приказ, что он отстранен от тренировок. Говорю: "Какой приказ? Устно вам говорю, что сегодня тренировки не будет. А завтра приезжайте к 11 утра ко мне в офис".
6 октября 2014 года
Смородская вновь выступает на страницах "СЭ" и признает, что ошиблась в Кучуке:
– Внутреннее разочарование очень большое. Он ведь мне понравился, показался таким простым, бесхитростным, настоящим белорусским мужиком.
Кроме того, президент "Локо" говорит, что в судебном разбирательстве с Кучуком пойдет до конца.