Ольга СМОРОДСКАЯ,
президент "Локомотива" в мае 2012 года после матча с ЦСКА (0:3):
– Скажу прямо: ситуация с судейством меня возмущает. У нас интереснейший чемпионат, в каждом туре – несколько дерби, восемь лучших команд бескомпромиссно бьются на поле. Но при судействе столь низкого уровня весь позитив сходит на нет. В одном матче ошибся один арбитр, во втором – другой, в третьем – третий. И в результате мы имеем даже не цепочку случайных ошибок, а полный провал в судейском корпусе. Полный! Взять наши последние матчи. Игра с "Зенитом" – безобразное судейство Малого. Арбитр – просто ничего не видел. Даже соперники признали его ошибки. Ну а матч с ЦСКА – совершенный беспредел. Знаете, что меня больше всего поразило? Судья Мешков в своих собственных глазах, как я поняла, не просто Наполеон, а круче Наполеона. Он хотел, чтобы главными на поле были не команды, а только сам Мешков в единственном числе. Пусть выйдут на поле Еськов, Вилков и Мешков, поиграют друг с другом. Кому это интересно? Знаю, что Мешков – чей-то протеже в РФС, кто-то его тянет. Но так футбол не судят даже в первом дивизионе!
Рамзан КАДЫРОВ, глава Чеченской республики в мае 2013 года, объясняя, почему крикнул в адрес Михаила Вилкова "Судья продажный!" во время мартовского матча "Терек" – "Рубин" (0:0):
– Я хотел еще жестче сказать. Не могу сейчас озвучить – здесь женщины. Но я знаю, что говорил. Я с судьями общаюсь и понимаю их сущность. За что он показал предупреждение Уциеву? Нет, не ошибся. Он специально показал. Судья перед матчем говорит: "Дайте денег, и все будет нормально". Я ему говорю: "Не дам". И он начинает специально судить против. Все это знают.
Сергей ГАЛИЦКИЙ, владелец "Краснодара" в декабре 2014 года после гостевого матча с "Зенитом" (0:4), который судил Михаил Вилков:
– Претензии к Вилкову должны быть не у меня, а у судейского департамента. Сразу оговорюсь – не умаляю заслуги "Зенита" в этой победе. Он хорошо играл и, скорее всего, в любом случае взял бы три очка. Наша команда к матчу подошла измученной. Много потерь, играем через два на третий. Да еще волею календаря имели на день меньше отдыха, чем соперник. Но когда слабый играет против сильного, каждый момент – на вес золота. Поэтому очень неприятно то, что произошло в субботу на "Петровском". Это касается как судейства, так и качества трансляции. Столько ошибок, спорных ситуаций – и нет нормального повтора! Почему?! Будет ли "Краснодар" требовать официального разбирательства? Нет. Думаю, с таким судейством разберутся без всяких жалоб и протестов. Вы спрашиваете, предвзятость ли это. Понимаю, вам, журналистам, хочется скандала. Я не буду говорить, предвзятое судейство или нет. В конце концов, повторы всех спорных эпизодов, усилием воли и компьютерных технологий, мы выложили в интернет. Вы их видели, я. Дальше от нас с вами ничего не зависит. Давайте дождемся вердикта судейского департамента. Конечно, арбитры – живые люди, в игре случается что угодно. Ладно, допустил бы он одну-две ошибки. Но шесть подряд в важнейшей игре! Это возмущает и злит!
Евгений ГИНЕР, президент ЦСКА в апреле 2014 года после кубкового полуфинала с "Краснодаром" (0:1):
– Так не бывает… Два чистых пенальти! Сделайте анализ матча для себя, посчитайте количество судейских решений, разберитесь в качестве. Вот это главное. Повторю: не мой способ и метод оправдывать неудачи. Понятно, что мы могли забивать хоть пять раз и никакой судья бы не помешал. Сами виноваты. Вопрос не в результате, а в предвзятом судействе. Нам плюнули в лицо! Я человек, выросший в СССР, воспитан так, что честь и совесть – самое главное. Люблю божьи заповеди, но вторую щеку подставлять не буду. Знал старых судей: Сухину, Валю Иванова, Егорова. А эти… Вижу, что это судья, а как его фамилия – мне это даже не интересно. Я хочу, чтобы нам не приходилось думать, почему судейство вдруг предвзятое, неквалифицированное. И чтобы наши судьи работали как в Англии, Германии. Они имеют право на ошибку, но не на предвзятость. А ошибаются все: и футболисты, и тренеры, и селекционеры, и руководители. Судья такой же человек.
Евгений ГИНЕР, президент ЦСКА в июне 2014 года, поясняя свои действия после кубкового полуфинала с "Краснодаром":
– Проиграли-то несправедливо – в этом суть. Именно арбитр решил судьбу матча, что недопустимо. Именно поэтому пошел в судейскую. Более того, об этом инциденте никто, наверное, не узнал бы, если бы я сам не настоял отразить в протоколе мое поведение. Раз сделал такой шаг, значит, должен за него отвечать.
Я предложил Вилкову пари – послать видеозаписи эпизодов в ФИФА и УЕФА. Если бы действия Вилкова признали ошибочными, он завершил бы карьеру. А если бы оказался прав, то я выплатил бы ему определенную сумму. Какую? Понятно, что есть определенные рамки. Но, поверьте, речь шла не о бутылке коньяка. Отказался ли Вилков? Раз он судит дальше – делайте выводы.
Евгений МУРАВЬЕВ, генеральный директор "Кубани" в апреле 2015 года после матча с "Уфой" (2:3):
– Если у нас судьи не любят футбол, то как после этого любить этот вид спорта? Кто после этого будет относиться к нему нормально? Кто будет ходить на эти матчи? Кому они нужны? Когда в прошлый раз судья был явно ангажирован, я об этом говорил. И что – какие-то последствия были? Нет. Никому нет дела. Каждый думает только о себе, не вспоминает, что мы занимаемся общим делом. А футбол складывается из мелочей, в том числе из такого судейства. Если оно останется нормой, то на футбол будут ходить по 20 – 50 человек, как это было сегодня в Перми – 20 болельщиков приехали из Краснодарского края, 10 – из Уфы плюс игроки и тренерский штаб "Амкара". Зачем такой футбол нужен?
Артем ДЗЮБА, нападающий "Спартака" в сентябре 2014 года о работе бригады Александра Егорова на матче с "Тереком" (1:1):
– Безобразное судейство! Нам говорят, что нельзя обсуждать эту тему, но 40 раз он свистел не туда, пенальти не ставит… Всегда был высокого мнения об этом рефери, но такие действия просто раздражают. Это какой-то беспредел! У нас в стране будут что-нибудь с судейством делать или нет? Они убивают любой ритм. Только начинаем давить – тут же свистки. Еще посмотрим, как "Терек" будут судить в Чечне. При таком положении вещей наш чемпионат будет продолжать катиться вниз. Неудивительно, что российских арбитров не назначают на матчи в Европе. В конце забили, но надо еще посмотреть момент после этого, когда была передача в штрафную. Семенов меня просто завалил! Не знаю, как эта борьба расценивается, но думаю, что пробил бы головой, если бы не фол.
Хайдар АЛХАНОВ, вице-президент "Терека", реагируя на слова Дзюбы:
– В прежних наших матчах арбитры судили в пользу "Спартака", но мы никогда об этом не кричали. Может быть, что-то изменилось. Не знаю… Вообще московские клубы привыкли, что рефери им помогают. Видимо, на этот раз не помогли.
Курбан БЕРДЫЕВ, главный тренер "Ростова" в мае 2015 года о работе Виталия Мешкова на матче с ЦСКА (1:1):
– По судейству я никогда ничего не говорил – но такого никогда в жизни не видел! Так нельзя… Были в моей жизни тяжелые матчи, были претензии к арбитрам, но такого, как сегодня, еще не видел! Вынужден был убрать с поля Канга, зная, что сейчас ему дадут вторую желтую и мы останемся вдесятером! Замену делаю потому, что судья убивает! Парень не может понять, за что его меняю, потому что во втором тайме он стал хорошо играть. Но я вынужден его убрать, так как понимаю, что сейчас будет. Игнашевич два раза должен был получить красную карточку! За пенальти и за фол во втором тайме. А Мешков не дает! А Канга "ловит"!
Альберт ГАДЖИБЕКОВ, защитник "Волги" Тв в июле 2011 года об арбитре Алексее Матюнине:
– Много чего слышал в свой адрес от болельщиков в разных городах. Но чтобы такое произнес судья... Я не поверил своим ушам. Таким людям не место в судейском корпусе. За подобную агрессию, которой я раньше никогда не видел, судья должен быть наказан. Неприятно и то, что с его стороны не было принесено никаких извинений. Наоборот, Матюнин только накалял обстановку, написав заявление о том, что таких слов, мол, вообще не говорил. Я был просто в шоке! Как не говорил, когда вся наша команда их прекрасно слышала?
Андре ВИЛЛАШ-БОАШ, главный тренер "Зенита" в октябре 2014 года после матча с "Краснодаром" (2:2), который судил Тимур Арсланбеков:
– Мы думали, что выходим играть против 11 человек, а оказалось, играем против 14. Встречались команды, занимавшие перед туром высокие места ("Зенит" – 1-е, "Краснодар" – 6-е. – Прим. "СЭ"). Но на матч был назначен арбитр, который пропустил несколько месяцев. Понятно, что, когда ты после длительного отпуска назначаешь такого арбитра, ошибок можно ожидать. Ошибка, на мой взгляд, была в том моменте, когда нам забили гол после штрафного. И при удалении Гарая при счете 2:2. Я бы не хотел в это верить, но как только мы оторвались от ближайших преследователей на 6 очков, так сразу нам не засчитали чистый гол в матче со "Спартаком". В Лиге чемпионов было забито 4 подобных очевидных гола – и никто их не отменял. Я не понимаю: может, здесь, в России, свои правила? Играть против 14 человек сложно. Это не тот комментарий, который мне хотелось давать после матча, – я не так воспитан, но ситуация зашла далеко. Так или иначе, нужно концентрироваться, играть и выигрывать. И я очень надеюсь, что в следующий раз мы проведем более сильный матч и нам не придется играть против 14 соперников.
ХАЛК, нападающий "Зенита" в декабре 2014 года об арбитре Алексее Матюнине после матча с "Мордовией" (0:1):
– Игрок соперника получил травму. На поле вынесли носилки. Но как только это случилось, футболист поднялся и был готов продолжить игру. Я обратил на это внимание арбитра. До этого мы общались с ним нормально, но в этой ситуации все было по-другому. Я в вежливой форме попытался получить объяснения от судьи, но он был высокомерен со мной и попросил его не трогать. Тогда я спросил на эмоциях: "Вы расист?" А судья ответил мне: "Да, не люблю тебя и не люблю черных". В России я неоднократно встречаюсь с проявлениями расизма со стороны болельщиков. Это неприемлемо. Понятно, что болельщики таким образом хотят вывести футболистов из равновесия. Теперь вот судья, который представляет закон в игре, тоже в этом замешан, это ненормально.
Гаджи ГАДЖИЕВ, главный тренер "Волги" НН в ноябре 2012 года после матча с "Зенитом" (1:2):
– О судействе не говорить, а уже кричать хочется. Это уже седьмой матч, в котором по вине арбитров мы недосчитываемся очков. Казьменко обязан был назначать пенальти за фол на Максимове? Как, впрочем, и за игру рукой в своей штрафной Семака во втором тайме. Это подтверждают два десятка эсэмэсок, которые сразу по окончании встречи мне прислали самые разные люди.