Руководитель «Арсенала» — об актуальных вопросах зимы-2020.
Тульский клуб зимует на шестом месте в чемпионате, знакомом по предыдущему, лучшему в истории сезону. Глава оружейников ответил на вопросы спецкора «СЭ» после первого контрольного матча на втором сборе в турецкой Анталье. Команда Игоря Черевченко сыграла вничью с чешским клубом «Пршибрам» (1:1).
— И на первом, и на втором сборе вижу, что у команды хорошее настроение, атмосферу можно назвать семейной, — начал Аджоев. — Мы этим очень дорожим. Такие отношения в команде и в клубе рассматриваем как важную составляющую успеха. И условия, и спарринг-партнеры на сборах хорошие. До возобновления чемпионата чуть меньше месяца. Думаю, еще добавим.
— Прошлой зимой игра и результаты «Арсенала» на сборах настораживали, а весной команда выглядела сильно. Спокойно относитесь к исходам контрольных матчей?
— Да, если бы мы хотели победить в каждом конкретном матче, не стали бы менять основной состав после 60 минут — он играл солидно, с ощутимым запасом и преимуществом. Но на сборах важнее другое. Идет подготовительный процесс, тренеры получают много информации о футболистах по итогам этих матчей. Конечно, проигрывать никто не любит. Это естественно.
— В первой части сезона «Арсенал» вылетел в отборе Лиги Европы и выдал лучший старт в РПЛ, два месяца не побеждал и выиграл три из пяти подряд матчей с топ-клубами. Как в целом оцените эти качели в осенней части турнира?
— Вы справедливо заметили: перепады были, причем не очень хорошие. Если взять Лигу Европы, то были разные причины, о которых мы уже не раз говорили. Это сейчас можно гордиться тем, что за редким исключением практически все футболисты принадлежат тульскому «Арсеналу». Они имеют полноценные контракты, и на следующий сезон останутся в команде. А в прошлом году многие ведущие игроки находились у нас в аренде и летом вернулись в свои клубы. Да, сохранился костяк, но во многом пришлось создавать новую команду. Третий раз за три сезона в Туле. Плюс отсутствие еврокубкового опыта тоже сыграло свою роль.
В чемпионате после двух месяцев без побед перед матчами с пятью ведущими клубами хорошо поговорили друг с другом. Нашли нужные слова о том, что на поле все решает желание выиграть. В результате одержали три яркие победы над «Спартаком», ЦСКА и «Локомотивом». Думаю, прежде всего как раз потому, что больше этого хотели. А в двух других матчах (с «Зенитом» и «Краснодаром») проиграли, как считаю, не по делу. На данный момент мы шестые в турнирной таблице, теперь нужно зацепиться за это место и двигаться дальше.
— «Арсенал» подписал двух белорусских полузащитников — Громыко и Ковалева, а теперь — нападающего Минаева. На какие еще позиции ищете новичков?
— Рады, что подписали Громыко и Ковалева. Не афишировали, но по сути все решили по этим футболистам еще три-четыре месяца назад. У молодого форварда Минаева, который приехал к нам на просмотр второй год подряд, все впереди. Это тоже хороший трансфер. Мы бесплатно взяли 22-летнего игрока с российским паспортом. Рассчитываем, что все эти футболисты принесут нам пользу.
Конечно, всегда хочется становиться сильнее. Но у нас остается 11 матчей до конца сезона. В принципе, считаю, что мы можем провести их теми игроками, которые сейчас находятся в команде, и при этом добиться результата.
— Тем не менее, еще один вопрос про трансферы. «Арсенал» известен тем, что выводит на новый уровень молодых игроков и перезапускает карьеры опытных. Здесь недалеко в «Зените-2» вместо «Сочи» работает Кокорин. Нет желания его забрать?
— Кокорина я знаю давно. Все зависит от него. Мы всегда рады хорошим футболистам. Но то, где он хочет играть, решать ему.
— «Арсенал» вместе с другими клубами задал белорусский тренд. Многие в РПЛ обратили внимание на этот рынок, игроки которого не будут считаться легионерами.
— Так и есть. Тем более игроки сборной Белоруссии — качественные. А дальше все зависит от них. Мы даем возможность раскрыться, но нужно определенное время на адаптацию.
— Новый лимит — «8+17» — с одной стороны, снимет ограничение на число игроков на поле, с другой многие соглашаются: он даже жестче действующего. Если три иностранца по разным причинам выпадают, ограничение становится более суровым. Вам нравится эта формула?
— Моя позиция по этому вопросу такова: если брать иностранного игрока, то он должен быть футболистом уровня сборной своей страны. Легионеры обязательно должны давать качество и повышать уровень конкурентной среды, в которой мы находимся и работаем. В таком случае приезд иностранного игрока понятен, логичен и оправдан. И наоборот, нет никакого смысла брать футболистов, который ничем не лучше игроков резервного состава. Да еще и платить ему в разы больше. Это абсурд.
— Вы уже сказали про 11 оставшихся матчей. Не считаете, что два с половиной десятка полевых игроков в заявке на такое число туров — даже перебор?
— Мы думаем о том, чтобы отдать несколько футболистов в аренду. Некоторые уже заключили арендные контракты и проведут вторую часть сезона в других клубах. Им нужна практика. Сидеть здесь на скамейке запасных и не играть — ни им, ни нам такого не надо. Никто от этого не выиграет. Нужно найти им команду, чтобы они стали сильнее, потом вернулись к нам и помогали уже в следующем сезоне.
— Кстати, об аренде и молодых россиянах, которые не проходят в состав. Прошлый год в норвежском «Тромсе» провел Сокол, сейчас на просмотр в «Порту» ездил Хлусевич. Как вы находите такие варианты?
— Это заслуга нашего спортивного департамента во главе с Андреем Рудаковым. Он долгое время работал в Европе, имеет обширную сеть контактов в самых разных странах. Поэтому, когда возникают такие варианты, обязательно их рассматриваем. С другой стороны, мы очень внимательно следим за нашим молодежным составом. На время моего пребывания на сборе программа специально составлена таким образом, чтобы матчи дубля не пересекались с играми первой команды. Перед встречей с «Пршибрамом» успели посетить контрольную игру молодежки. И ребята видят, что не обделены вниманием, и мы своими глазами можем оценить, кто на что способен.
— Одна из главных тем этого и предыдущего года: расширение РПЛ. У варианта с 18 клубами нет альтернативы?
— Сразу скажу, я за 18 команд. Первое — будет больше матчей, больше возможностей доверять и проверять молодых футболистов. Второе — в России появилось много новых современных комфортабельных стадионов. Но все же понимают, что их строили не только для чемпионата мира. Эти арены должны использоваться и работать.
— Критики расширения говорят: посмотрите на ФНЛ. «Химки» сняли задачу, владелец «Торпедо» задумался, «Тамбов» после выхода в РПЛ переезжает из Саранска в Нижний Новгород. Где найти готовые к премьер-лиге клубы?
— Такие разговоры будут всегда. Но уверен, если клубы ФНЛ выйдут в РПЛ, они будут готовы конкурировать. Более того, многие из них и сейчас готовы достойно соперничать с командами РПЛ, что видно в кубковых матчах. И посещаемость будет отличная. Представьте, какой будет ажиотаж, скажем, в Волгограде, Калининграде или Нижнем Новгороде. Там есть новые стадионы, и если туда будут приезжать наши топ-клубы, убежден, эти арены будут заполняться. На примере Тулы все могут видеть, насколько искренней и горячей может быть поддержка болельщиков. Стоит только руководителям в регионах захотеть, возможность для содержания футбольного клуба всегда найдется.
— Против расширения выступили два топ-клуба, «Зенит» и «Спартак». Гендиректор питерцев Александр Медведев не видит выгоду в гладком чемпионате на 18 клубов, ему интереснее расширение со сменой формата турнира. Понимаете его?
— Сам играл в чемпионатах Израиля и Венгрии, где турнир после основной части делился на группы. Но мне ближе нынешний формат: 18 клубов, два круга. Для российского первенства это оптимальный вариант.
— Леонид Федун тоже называет такое расширение невыгодным, а еще говорит о том, что в РПЛ вернется болото из команд в середине таблицы, которым ничего не нужно. Вы так не считаете?
— Посмотрите на турнирную таблицу сейчас. Условно: мы на шестом месте и, не дай бог, если пару матчей проиграем, можем оказаться внизу. Также — наоборот, если пару раз выиграешь, поднимаешься. Сейчас интересный чемпионат. Слабых я не вижу. И стоит только приветствовать, если команд станет на две больше.
— Что скажете про проект реформы Кубка с освобождением участников еврокубков от стадии 1/16 финала и делением остальных клубов РПЛ на подгруппы с соперниками из ФНЛ и ПФЛ? Так тоже увеличится число игр. Но чем тогда были плохи двухматчевые серии в четверть- и полуфинале?
— Честно говоря, я за две игры, начиная с четвертьфинальной стадии. Ты можешь один раз проиграть, но иметь матч дома, при своих зрителях. Это и по-спортивному, и финансово выгодно.
— 4 февраля завершилось выдвижение кандидатов в президенты РПЛ. Все клубы поддержали главу лиги Сергея Прядкина?
— Мы поддержали его и в первый, и во второй раз. Если надо будет, поддержим и в третий. Пока не вижу никаких других кандидатов. Человек справляется со своим делом.
— Как оцените перемены в судейском корпусе РФС? Клубы РПЛ были недовольны Александром Егоровым, он ушел. Назначение Виктора Кашшаи поможет решить проблемы?
— Пока рано делать даже предварительные выводы. Говорить можно много, но посмотрим, какими будут результаты работы. Будем надеяться, что перемены произойдут. Тем более пришел человек, который судил большие игры. Кашшаи — уважаемый арбитр, его все знают. И должен принимать правильные решения. Да, клубы были за изменения. Судейство — это всегда очень болезненная и горячая тема. Судьи — живые люди, которые тоже ошибаются. Но хочется, чтобы это происходило как можно реже.
— Использование видеоарбитров только в отдельных матчах РПЛ — это нормально?
— Нет, это неправильно. ВАР обязательно должны быть на всех матчах. И все должны четко понимать, в каких случаях можно прибегать к помощи ВАР, а когда этого делать нельзя. Плюс нужно ускорить процесс, чтобы повторы смотрели не по пять минут. Длинных пауз быть не должно, потому что футбол — это прежде всего эмоции, которые притупляются, если пауз становится много и они длятся неоправданно долго.
— Ваше мнение о запрете на критику судейства? Всем клубам объяснили, на кого и что он будет распространяться?
— Критике всегда должно быть место. Если дискуссия ведется в корректной форме, это будет работать только в плюс. В том числе и самим арбитрам. Они должны знать свои недостатки и слабые места. А запрет? Не очень понятно, что это означает. Получается, что рефери совершает ошибку, а все молча смотрят на это. Это не совсем верно. Во всем мире разбирают судейство, анализируют решения и ошибки арбитров. И делают это в том числе в прессе, на радио и телевидении.
— Вы несколько раз говорили, что возглавь губернатор Алексей Дюмин область раньше, в Туле был бы новый стадион. Сейчас вопрос актуален?
— Пока нет нового стадиона, этот вопрос актуален всегда (улыбается). Но он напрямую зависит от наших спортивных результатов. Алексей Геннадьевич, без которого сегодняшний тульский «Арсенал» представить невозможно, в курсе абсолютно всего, что происходит в клубе и в команде, знает, что нужно и что мы делаем. Если будем двигаться наверх, то все должно быть в порядке.
— Весной с учетом теплой зимы и выводов после прошлого года проблем с полем на стадионе «Арсенала» в Туле не будет?
— Буквально сегодня мы дали соответствующие указания. Включаем подогрев, проверяем поле и контролируем ситуацию. Причем это касается не только стадиона, но и тренировочной базы. Там строится и должен быть введен в эксплуатацию новый жилой корпус для команды, чтобы перед матчами она жила не в гостинице и при этом имела все необходимое, как сейчас на сборах.
— Вы сказали о желании закрепиться на шестом месте и двигаться вперед. Именно такая задача весной будет стоять перед командой?
— Всегда говорю, что на каждый матч нужно выходить за победой. Не задумываясь о таблице. Задача у нас одна — выигрывать каждую следующую встречу. Если будем следовать этому графику, место в турнирной таблице в конце сезоне всех порадует.
— Бюджет клуба на будущий сезон снова зависит от того, будут или нет еврокубки?
— Давайте не будем забегать вперед. Посмотрим, как все сложится. Пока можно сказать, что наш бюджет — это не только первая команда. На эти же деньги мы содержим молодежный состав, команду ПФЛ из Новомосковска, академию и команду ветеранов. За счет дополнительно привлеченных средств недавно открыли футбольный манеж, где круглый год будут тренироваться сотни детей. Совсем скоро на территории стадиона будем открывать поле с подогревом и трибунами на полторы тысячи зрителей для матчей молодежки и второй лиги. Все это стало возможным благодаря губернатору Тульской области Алексею Дюмину, который уделяет нам огромное внимание. При этом мы не берем ни копейки из регионального бюджета. Губернатор находит общий язык и с главой «Роснефти» Игорем Сечиным, и с генеральным директором «Ростеха» Сергеем Чемезовым, и с Алишером Усмановым. Все они помогают клубу, за что мы им очень благодарны.
— Вопрос о продлении контрактов тренерского штаба зависит исключительно от результата?
— В спорте все определяет результат. Как уже было сказано, у нас остается 11 матчей. После чемпионата мы сядем, все обсудим, посмотрим в глаза друг другу и примем все решения. Можно сказать, это наше правило. Каждый сезон мы имеем такую ситуацию. В прошлом году получили удовлетворение от результата, сели и все обсудили. Тульский «Арсенал» вышел на другой уровень. И мы не имеем права заданный уровень опускать. Двигаться нужно только вперед. Уместно говорить даже об изменении менталитета, потому что сейчас, например, ничейные результаты в матчах с любым соперником нас не радуют. Хотим побеждать. Несколько лет назад все было иначе.